Театр второй половины 18 века

Содержание

Слайд 2

 

Русский театр второй половины XVIII в.
В 1756 году императрица Елизавета Петровна издала

Русский театр второй половины XVIII в. В 1756 году императрица Елизавета Петровна
указ «Об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра». Указ этот закреплял правительственной поддержкой и «высочайшим» покровительством попытку театральных любителей из Ярославля, объединенных двумя русскими гениальными самородками — Федором Волковым и Иваном Дмитриевским, создать постоянный русский театр.
Волков, Федор Григорьевич – считается основателем русского театра; родился 20 февраля (9 февраля по старому стилю) 1729 г. в Костроме. В 1746 г. молодой купец Волков прибыл по делам в Петербург, и, посетив придворный театр, остался под большим впечатлением. Всё время, проведённое в Петербурге, он посвятил изучению театрального искусства. В 1747 году он вернулся в Ярославль. В Ярославле уже в 1750 г организованная им труппа дала первое представление, вскоре после чего были собраны пожертвование на постройку театра.
В 1752 году о деятельности Волкова узнаёт императрица.
В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра.
Одновременно с этим в Москве начинает формироваться свой театр в рамках Московского Университета. Студенты впервые стали давать свои спектакли в 1756 году. Университетская администрация приглашала на эти спектакли московское дворянство. Через год на страницах «Московских ведомостей» появилось такое объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию московского императорского университета».
Объявление это доказывает, что в университете оформлялась постоянная труппа и что эта труппа пыталась привлечь в свои ряды женщин.

Слайд 3

В составе первых русских театров женщин вообще не было. Не было их

В составе первых русских театров женщин вообще не было. Не было их
и в петербургской труппе Волкова, где женские роли обычно играл Дмитриевский.
В 1776 г в Москву прибыл заезжий комедиант Меккл Маддокс с «кабинетом механических и физических представлений». Его заметил Урусов, предложил организовать свой театр, Маддокс согласился.
Они заново отремонтировали театральное здание Воронцова на Знаменке, обновили декорации и бутафорию, а главное — собрали и объединили всех проживающих в Москве русских актеров. В труппу нового театра вступили и супруги Померанцевы, и Калиграф, и Ожогин, и ставшие впоследствии знаменитостями Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сакдунов, Яков Шушерин.
На сцене Знаменского театра произошли выдающиеся события русской театральной истории. Здесь в 1777 году была поставлена русская опера «Перерождение» Матинского, созданная по мотивам русских народных песен. Здесь же два года спустя увидела свет рампы и знаменитая опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват», не забытая до сих пор. На сцене Знаменского театра была показана и четырехактная «драма с голосом» «Розана и Любим» Николева на музыку Керцелия — одна из первых русских комических опер.
Из драматического репертуара в Знаменском театре, наряду с «Димитрием Самозванцем» Сумарокова, шла новая трагедия Хераскова «Гонимые», ставились трагедии Вольтера, комедии Гольдони и Мольера.

Слайд 4

26 февраля 1780 года в Знаменском театре, во время представления «Димитрия Самозванца»,

26 февраля 1780 года в Знаменском театре, во время представления «Димитрия Самозванца»,
вспыхнул большой пожар, уничтоживший дом Воронцова и все театральное имущество.
Убытки, причиненные пожаром, настолько расстроили дела Урусова, что он отказался от дальнейшего участия в антрепризе и за 28 500 рублей переуступил свою привилегию Маддоксу.
Решивший навсегда остаться в России, Маддокс (москвичи по-русски называли, его Михаилом Егоровичем Медоксом) дал средства на постройку нового театра. Через пять месяцев новый театр, сооруженный по проекту московского архитектора, был уже готов. Он вырос на том месте, где стоит сейчас Большой театр.
здание Петровского театра было не только одним из самых больших и красивых зданий Москвы, но и лучшим театральным зданием Европы того времени. Построено оно было по всем правилам тогдашней строительной и театральной техники.
Зрительный зал театра имел круглую форму, был украшен зеркалами и представлял большие удобства как для спектаклей, так и для маскарадов. Освещался он сорока двумя хрустальными люстрами, отражающими пламя нескольких сотен восковых свечей. По стенам зала были расположены в четыре яруса ложи, каждая из которых отделывалась по вкусу абонентов. Первые ряды партера состояли из именных «табуретов», которые, как и ложи, распределялись по абонементам и предназначались для привилегированных зрителей.
Сцена была сооружена наклонно к зрительному залу и оснащена машинами для перемены декораций и различных сценических эффектов.
Входя в театр, зрители лож и партера попадали в теплые коридоры, где их одежду подхватывали на руки сопровождавшие своих господ лакеи. Для кучеров, которые раньше принуждены были мерзнуть до окончания спектакля у театральных подъездов, были устроены особые комнаты-ожидальни, рядом с коридорами.

Слайд 6

Вокруг зрительного зала располагалось несколько обширных гостиных. Позднее к зданию театра была

Вокруг зрительного зала располагалось несколько обширных гостиных. Позднее к зданию театра была
пристроена круглая двухсветная зала для маскарадов, вмещавшая до двух тысяч человек.
Петровский театр открылся торжественным спектаклем, в программе которого были специально написанный Аблесимовым пролог «Странник» и большой балет «Волшебная школа».
В Петровском театре давались оперы и балеты, трагедии и комедии. В музыкальных и драматических спектаклях участвовали одни и те же актеры, что вообще было обычным в те времена.
Артисты театра играли без суфлера. Современники утверждают, что в Петровском театре никогда не случа­лось, чтобы пьеса была «плохо распределена или нерачи­тельно поставлена».
Артисты Петровского театра:
- Василий Померанцев — ученик Дмитриевского. Это был актер большого темперамента и глубокой искренности. Играл он роли благородных отцов.
- Анна Померанцева, которая отличалась способностью перевоплощаться до неузнаваемости
- Шушерин пользовался большим успехом в ролях Лира и Эдипа
- Мария Синявская.Ее амплуа было добродетельные, страдающие героини.
- Надежда Калиграф.О она непод­ражаемо играла злодеек и мрачных интриганок.

Слайд 7

 Петр Алексеевич Плавильщиков. На сцене играл благородных, исполненных нравственного величия героев. Высокий, широкоплечий,

Петр Алексеевич Плавильщиков. На сцене играл благородных, исполненных нравственного величия героев. Высокий,
он был эффектен и красив. «Наибольший успех имел в ролях, где было больше рас­суждений и доказательств, нежели действия», иными словами — в ролях резонеров. Плавильщиков был не только актером, но и талантливым драматургом, одним из первых теоретиков русско го театрального искусства.
- Сила Сандуновбыл блестящим испол­нителем ролей бойких лакеев, молодых и пронырливых слуг.
- В балетной группе театра выделялись Мавра Полискова и Матрена Андреева — две первые выдающиеся московские балерины.
Петровский театр оказался под давлением цензуры после того, как Екатерина IIузнаёт о произошедшей во Франции в 1789 году буржуазной революции. Петровский театр ставил пьесы Княжнина, который почти открыто выступал против монархической деспотии; пьесы Николаева, в которых также отображены антимонархические взгляды. Актеры Петровского театра очень чутко подхватили возникшее в те годы в западной и русской литературе новое направление —сентиментализм, утверждавшее политические идеалы и художественные вкусы поднимающейся к жизни мелкой буржуазии. На его сцене упрочились мещанская драма и слезная комедия.
На этой волне ведущим драматургом стал Плавильщиков. Наиболее подходящими сюжетами для трагедий Плавильщиков считал сюжеты из русской истории, а для комедии — из жизни низших слоев общества.
14,мая 1783 года «Недоросль» Фонвизина впервые был поставлен на московской сцене и с тех пор не сходит с нее.
Петровский театр просуществовал двадцать пять лет. Зимой 1805 года он сгорел перед спектаклем «Леста, днепровская русалка».

Слайд 8

Двадцать лет после этого пожара Москва не имела хорошего театрального здания. Временно

Двадцать лет после этого пожара Москва не имела хорошего театрального здания. Временно
театральные представления шли в доме Пашкова на Моховой.
Крепостные театры
Наряду с общественным театром, к концу XVIIIвека в Москве и Подмосковье возникают частные театры отдельных богачей. К 1790 году в одной только Москве таких театров насчитывалось около двух десятков.
На Знаменке помещались театры Апраксина, Столыпина и Воронцова, на Пречистенке — Бибикова и Гагариной, на Арбате — Хованского, на Моховой — Пашкова, на Никитской — Позднякова, словом, что ни барский особняк, то и театр. И что ни усадьба под Москвой, в ней также крепостной театр: в Нескучном — Голицына, в Люблине — Дурасова, в Марфине — Салтыкова, в Яропольце — Закревского, в Кускове — Шереметевых.
В репертуаре театра Шереметевых были спектакли всех видов сценического искусства, но особенно процветали музыкальные. На сцене этот театра шли все лучшие оперы иностранных композиторов того времени — Гретри, Монсиньи, Глюка, Паизиелло, Чиморозо, Сальери, все наиболее популярные произведения первых русских композиторов — Фомина, Паскевича, Матинского, Козловского. Известно, что Шереметьевский театр поставил 116 пьес, в том числе 73 оперы и 18 балетов.
Крепостные, участвовавшие в создании и работе театра: Василий Григорьевич Вороблевский, исполнявший в труппе обязанности ее руководителя, режиссера, переводчика. Это был человек действительно выдающихся способностей. Он в совершенстве овладел французским и итальянским языками. Ему принадлежали переводы и переделки либретто почти всех шедших в театре Шереметевых опер.

Слайд 10

Федор Пряхин — изобретатель «машинерии», позволявшей осуществлять причудливые постановки с полетами и

Федор Пряхин — изобретатель «машинерии», позволявшей осуществлять причудливые постановки с полетами и
превращениями
Талантливым архитектором являлся крепостной крестьянин —строитель Останкинского дворца Павел Иванович Аргунов.
Блестящими художниками были дворовые люди Шереметевых — К. М. Фунтусов, Г. С. Мухин, С. А. Калинин, декорации которых восхищали живостью и сочностью своих красок, законченным живописным мастерством.
Три имени из числа собранных Шереметевыми народных самородков вошли в историю русского искусства как имена его крупнейших деятелей. Это Степан Аникеевич Дегтярев — капельмейстер Шереметьевского оркестра, пианист и композитор, Гавриил Якимович Ломакин — руководитель певческой капеллы и Иван Андреевич Батов — скрипичный мастер.
Инструментальный мастер театра Шереметевых И. А. Батов (1767—1839) был лучшим русским мастером скрипки конца XVIII и начала XIX столетия.
Крепостных актеров обучали выдающиеся московские артисты: Померанцев, Плавильщиков, Сандуновы, Синявская, Шушерин. Пению и музыке их учили итальянцы Бабарини, Олимпий, Сарти, танцам—балетмейстеры Морелли, Соломони и Чианфонелли, перешедший на службу к Шереметевым со сцены придворного театра.
Среди актеров шереметевского театра выделялись Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, Степанида Дегтярева, Анна Изумрудова, танцовщица Татьяна Шлыкова, музыканты Дмитрий Трехвалов, Алексей Скворцов, Осип Долгоногов и Василий Зайцев. Но подлинной звездой труппы была прославленная всеми нашими театральными историками Параша Жемчугова.
Имя файла: Театр-второй-половины-18-века.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0