Содержание
- 2. Тема храма и храмостроительства проходит красной нитью через все гомилетическое наследие свт. Феофана Затворника. В период
- 3. На освящение храма в честь мученика Максимилиана (8 ноября 1859 г., Тамбов, Мариинский приют) Детский приют
- 4. Композиционно-смысловая модель проповеди На освящение храма в честь мученика Максимилиана
- 7. Методы построения проповедей композиционные приемы : 1. Ступенчатый способ: мысль развивается последовательно, переходя от одного предмета
- 8. Методы изложения мысли Аналогия (ассоциативный метод): «Как странник, встретив родственный привет, оживает в охлажденных всюду встречаемою
- 10. Скачать презентацию
Слайд 2Тема храма и храмостроительства
проходит красной нитью через все гомилетическое наследие свт. Феофана
Тема храма и храмостроительства проходит красной нитью через все гомилетическое наследие свт. Феофана
Затворника.
В период архипастырского служения на Тамбовской кафедре
им было произнесено 6 проповедей на данную тему:
5 из них на освящение храмов,
1 – на устроение домового храма.
Основные мысли проповедей:
- о благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться;
- значение храма для жизни христиан;
- храм – воспитатель духовной жизни;
- храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница;
- как в храме обучаться истинной молитве;
- как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь.
Слайд 3На освящение храма в честь мученика Максимилиана
(8 ноября 1859 г., Тамбов,
На освящение храма в честь мученика Максимилиана (8 ноября 1859 г., Тамбов,
Мариинский приют)
Детский приют основан в 1847 г., назван в честь вел. Княжны Марии Николаевны, чьи вотчины находились в Тамбовской губернии. В 1858 г. на территории приюта достроена каменная церковь в честь св. отрока Максимилиана. Ныне здание занимает Областная детская библиотека (южное крыло) и музыкадьно-педагогический институт
им. С.В. Рахманинова (северное крыло и пристройка).
Слайд 4Композиционно-смысловая модель проповеди
На освящение храма в честь мученика Максимилиана
Композиционно-смысловая модель проповеди
На освящение храма в честь мученика Максимилиана
Слайд 7Методы построения проповедей
композиционные приемы :
1. Ступенчатый способ: мысль развивается последовательно, переходя
Методы построения проповедей
композиционные приемы :
1. Ступенчатый способ: мысль развивается последовательно, переходя
от одного предмета речи к другому. Соответствует индуктивному типу рассуждения (от частных примеров – к нравственному выводу) – редкий для гомилетического наследия святителя Феофана тип композиции (пример – проповедь на освящение храма в Мариинском приюте).
2. Ступенчатый способ в дедуктивном рассуждении: инструкция к действию (основывается на духовном опыте Церкви): «…Как хождение в храм и пребывание в нем может быть исполнением нашего молитвенного долга. Вот что для этого нужно! 1… 2… 3… 4…» - Вывод. (Пример: проповедь в Казанском монастыре г. Тамбова 11.02.1862 на освящение Иоанно-Предтеченского храма)
3. Концентрический способ: рассуждение выстраивается вокруг ключевой идеи, освещая ее в разных аспектах. Соответствует дедуктивному типу рассуждения. В основе изложения мыслей лежат приемы градации, двоичной и троичной оппозиции (примеры: проповедь на освящение храма в с. Рыбном Моршанского уезда, в имении Аркадия Алексеевича Колибова, 26.08.1861): «Храм Божий есть училище Божественной премудрости… Храм Божий есть питомник и вместе с тем врачебница, врачующая и восстанавливающая духовные силы… Храм есть странноприемница и даже самое Небо» - Вывод : «Чем усерднее будете притекать сюда, тем обильнее будете приобщаться благ сих… зреть истину Божию, чтобы отражать всякую ложь и заблуждение».
2. Ступенчатый способ в дедуктивном рассуждении: инструкция к действию (основывается на духовном опыте Церкви): «…Как хождение в храм и пребывание в нем может быть исполнением нашего молитвенного долга. Вот что для этого нужно! 1… 2… 3… 4…» - Вывод. (Пример: проповедь в Казанском монастыре г. Тамбова 11.02.1862 на освящение Иоанно-Предтеченского храма)
3. Концентрический способ: рассуждение выстраивается вокруг ключевой идеи, освещая ее в разных аспектах. Соответствует дедуктивному типу рассуждения. В основе изложения мыслей лежат приемы градации, двоичной и троичной оппозиции (примеры: проповедь на освящение храма в с. Рыбном Моршанского уезда, в имении Аркадия Алексеевича Колибова, 26.08.1861): «Храм Божий есть училище Божественной премудрости… Храм Божий есть питомник и вместе с тем врачебница, врачующая и восстанавливающая духовные силы… Храм есть странноприемница и даже самое Небо» - Вывод : «Чем усерднее будете притекать сюда, тем обильнее будете приобщаться благ сих… зреть истину Божию, чтобы отражать всякую ложь и заблуждение».
Слайд 8Методы изложения мысли
Аналогия (ассоциативный метод): «Как странник, встретив родственный привет, оживает в
Методы изложения мысли
Аналогия (ассоциативный метод): «Как странник, встретив родственный привет, оживает в
охлажденных всюду встречаемою чуждостию чувствах своих так оживает и христианин, восприяв веяние родственной Небесной теплоты в храме Божием». Храм Божий как земное сооружение и храм души.
Антитеза (преимущественно для опровержения заблуждений): «Боятся, обыкновенно, утраты времени… - Но не считайте сего тратою времени» (о посещении детьми храма и ежедневной молитве).
Стилистическое маркирование (использование старославянизмов, архаизмов для подчеркивания высоких, горних идей; просторечий и разговорной лексики – для установления контакта с паствой и указания на земные, прагматичные реалии).
Градуальный метод (перечислительные ряды с усилением смысловой нагрузки):
Интертекстуальный метод (включение в собственное рассуждение явных (цитаты) и неявных (аппликации, реминисценции, аллюзии) фрагментов иных текстов, прежде всего, Священного Писания: «Ибо вековыми опытами уже доказано, что они всуе бдят и всуе труждаются» – аллюзия (Пс. 126, 1: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…»).
Антитеза (преимущественно для опровержения заблуждений): «Боятся, обыкновенно, утраты времени… - Но не считайте сего тратою времени» (о посещении детьми храма и ежедневной молитве).
Стилистическое маркирование (использование старославянизмов, архаизмов для подчеркивания высоких, горних идей; просторечий и разговорной лексики – для установления контакта с паствой и указания на земные, прагматичные реалии).
Градуальный метод (перечислительные ряды с усилением смысловой нагрузки):
Интертекстуальный метод (включение в собственное рассуждение явных (цитаты) и неявных (аппликации, реминисценции, аллюзии) фрагментов иных текстов, прежде всего, Священного Писания: «Ибо вековыми опытами уже доказано, что они всуе бдят и всуе труждаются» – аллюзия (Пс. 126, 1: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…»).
- Предыдущая
4_Особенности_русского_ударения_для_1_курсаСледующая -
Интернет магазин Forever