Воплощение духа романтизма в поэзии и живописи Уильяма Блейка 

Содержание

Слайд 2

Основные черты романтизма:
обращение к религиозной мистике
протест против унижения в человеке человеческого
борьба за

Основные черты романтизма: обращение к религиозной мистике протест против унижения в человеке
возвышение личности
превосходство «духа» над «материей»
наличие контрастности
положительный герой как существо одинокое
протест против проявлений эгоизма
польза личности
внимание к прекрасному
обращение к библейским сюжетам

Слайд 3

Английский поэт, художник, иллюстратор.
Главную задачу художник видел в раскрепощении воображения. Блейк

Английский поэт, художник, иллюстратор. Главную задачу художник видел в раскрепощении воображения. Блейк
обращался к наследию античности. Мир поэзии и изобразительного искусства у Блейка взаимопроникают друг в друга, так что их невозможно разделить. Нельзя с уверенностью сказать, что изображение иллюстрирует текст, а не наоборот, это их абсолютный синтез. Универсальный мастер, Блейк сам гравировал и раскрашивал иллюстрации к собственным сочинениям, изданием которых занимался собственноручно.

Уильям Блейк
(1757—1827)

Слайд 4

Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа»

-религиозная мистика; Бог - творец

Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа» -религиозная мистика; Бог - творец вселенной.
вселенной.
-возвышение, раскрепощение личности.
материальное уродует подлинную природу человека; в данном случае циркуль как предмет материального мира, посредством которого Бог создает мир, полный несправедливости.
наличие контрастности, которая чувствуется как в игре красок, так и в сочетании божества и предмета материального мира.

Черты романтизма:

Блейк геометризирует изображение, придавая движению энергичность. Фигура Творца вписана в круг, рука образует вертикаль, ей перпендикулярно движение бороды, горизонталь, а циркуль представляет треугольник.

Слайд 5

Суд Париса (1811)

материальное уродует подлинную природу человека; именно материальный предмет становится причиной

Суд Париса (1811) материальное уродует подлинную природу человека; именно материальный предмет становится
раздора, разрушающий естественную природу человека.
наличие контрастности; игра красок- в центре внимания яблоко раздора.

Черты романтизма:

Богиня раздора обиженная, что ее не пригласили на пир, подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между тремя богинями: Герой, Афродитой и Афиной — возник спор. Парис должен выбрать прекраснейшую из трех богинь.

-религиозная мистика; обращение к античному сюжету, упоминание Зевса, Афродиты, Геры и др.божеств.
-превосходстве «духа» над «материей»;

Слайд 6

Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце
(~1806—09)

- религиозная мистика;

Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце (~1806—09) - религиозная мистика;
мифическое создание – дракон.
-превосходстве «духа» над «материей»; несмотря на сложную ситуацию, сияние женщины не прекращается.
положительный герой рисуется как существо одинокое
наличие контрастности: добро и зло.
внимание приковано к прекрасному; свет женщины настолько ярок, что мы не сразу замечаем дракона.
Черты романтизма:

Слайд 7

Жалость (~1795)

-наличие контрастности; смертная женщина и херувим.
внимание приковано к прекрасному; женщина херувим

Жалость (~1795) -наличие контрастности; смертная женщина и херувим. внимание приковано к прекрасному;
изображена очень светлыми тонами на темно-синем фоне.
протест против проявлений эгоизма; женщина молится лишь о спасении своего дитя.
польза личности;

Черты романтизма:

- религиозная мистика; невероятное существо – женщина-херувим на летающем коне.
-превосходстве «духа» над «материей»
положительный герой рисуется как существо одинокое; женщина одна в своем горе, молится о спасении дитя.

Слайд 8

Когда запели звезды Иллюстрация к Книге Иова

религиозная мистика; образ Бога, Сатаны.
наличие

Когда запели звезды Иллюстрация к Книге Иова религиозная мистика; образ Бога, Сатаны.
контрастности; по одну сторону от Создателя ангел, по другую демон.
внимание приковано к прекрасному; в центре произведения образ Бога.

Черты романтизма:

Иов был непорочен, он был богат и счастлив. Сатана убеждал Бога, что благочестие Иова происходит оттого, что Господь бережет его. Господь разрешает Сатане разрушить его благосостояние и семью. Но это не заставило Иова роптать на Бога. Тогда Сатана поразил его проказой. После этого Иова выгнали из города; к нему пришли друзья. Они пытались доказать ему, что если Господь наслал кару, значит, он согрешил. Господь ответил Иову, подтвердив, что Иов говорил о Нем верно, а его друзья — нет.

Слайд 9

Ньютон
(1795)

герой рисуется как существо одинокое; мужчина один на камне в процессе

Ньютон (1795) герой рисуется как существо одинокое; мужчина один на камне в
научной деятельности.
польза личности; главное его стремление - принести пользу обществу.

Черты романтизма:

наличие контрастности;
внимание приковано к прекрасному; в центре картины творец-атлет.

обращение к античности; фигура человека атлетического телосложения.

Слайд 10

ПАСТУХ
Доля пастыря так хороша!
На лугу он встречает расцвет,
До заката овечек пасет -
Доли

ПАСТУХ Доля пастыря так хороша! На лугу он встречает расцвет, До заката
лучше на свете и нет!
Ибо слышит он агнцев своих,
Бережет их все ночи и дни;
Овцы паствою мирно идут -
Ибо пастыря знают они.

превосходство «духа» над «материей»; он живет в лугах, у него нет дома, но он ему и не нужен, он счастлив, потому что духовно богат.
герой рисуется как существо одинокое; кроме стада овец у него никого нет.
польза личности; человек приносит пользу своим делом.
протест против проявлений эгоизма; его не заботит собственное благополучие, он беспокоится за других.

Черты романтизма:

Слайд 11

ЦВЕТОК
Радостный Воробышек,
Под листом Цветок
Затаен:
Жду - стрелою сладкой
Ляжешь, как в кроватку,
В мой бутон!
Милая

ЦВЕТОК Радостный Воробышек, Под листом Цветок Затаен: Жду - стрелою сладкой Ляжешь,
Малиновка,
Под листом Цветок
Затаен:
Слышу - ты рыдаешь
И слезу роняешь
В мой бутон!

герой рисуется как существо одинокое; Хоть его и окружают другие, сам он одинок.
польза личности; он знает, что он может помочь, и он старается делать все, что в его силах.
протест против проявлений эгоизма; цветок беспокоится о других.

Черты романтизма:

Слайд 12

МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ
Когда я еще начинал лепетать,
Ушла навсегда моя бедная мать
Отец меня продал,

МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ Когда я еще начинал лепетать, Ушла навсегда моя бедная мать
- я сажу скребу
И черную вам прочищаю трубу.
Заплакал обстриженный наголо Том.
Его я утешил: "Не плачь, ведь зато,
Покуда кудрями опять не оброс,
Не сможет и сажа испачкать волос".
Затих и уснул он, приткнувшись к стене,
И ночью привиделись Тому во сне
Гробы на поляне - и их миллион,
А в них трубочисты - такие, как он.
Но Ангел явился в сиянии крыл
И лучиком света гробы отворил.
И к речке помчалась ватага детей,
Чтоб сажу в воде оттереть поскорей.
Мешки побросав и резвясь на ветру,
Затеяли в облаке белом, игру.
Сказал Тому Ангел: "Будь чистым душой!
И Бог, как отец, встанет рядом с тобой".
Со всеми во тьме пробудился наш Том,
Со всеми за щетку с тяжелым мешком -
И утром промозглым согрет трубочист:
Трудящийся честно пред Господом чист.

польза личности; работа мальчика тяжелая, но полезная.
раскрепощение личности; Том стремится к свободе.
превосходстве «духа» над «материей» ; несмотря на трудную и грязную работу мальчик не теряет внутренней веры, в то, что его дело важно.

Черты романтизма:

Слайд 13

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ СЫН
"Отец, отец, куда же ты?
Зачем так торопиться?
Не слыша слова твоего,
Могу я

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ СЫН "Отец, отец, куда же ты? Зачем так торопиться? Не слыша
заблудиться!"
Дитя измокло от росы,
В трясину оступилось;
Отца с ним нет - пропал и след,
Виденье растворилось...

польза личности; личность в романтической эстетике важна не сама по се­бе. Показана ценность отца как проводника для ребенка.
раскрепощение личности
превосходстве «духа» над «материей»
герой рисуется как существо одинокое, обреченное на страдание в современном ему обществе. Мальчик потерялся, ему некому помочь, он совершенно один.
наличие контрастности

Черты романтизма:

Слайд 14

Выводы:

Поэтические и живописные произведения Блейка пронизаны духом романтизма. Автор использовал ряд символов,

Выводы: Поэтические и живописные произведения Блейка пронизаны духом романтизма. Автор использовал ряд
отражающих сущность романтического конфликта и других ключевых понятий романтизма. 
Различные проявления природы: овцы (“Пастух”) Ибо слышит он агнцев своих, Бережет их все ночи и дни; цветок (“Цветок”) Под листом Цветок Затаен… ; облака (“маленький трубочист”) Затеяли в облаке белом, игру
Божественные явления:
Бог (“Творец вселенной. Фронтиспис к поэме Европа»”, “Когда запели звезды. Иллюстрация к Книге Иова”, Три Богини (“Суд Париса”), Дракон (“Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце”)
Тема страдания:
Иов (“Когда запели звезды. Иллюстрация к Книге Иова”),Том (“Маленький трубочист”), мальчик (“Заблудившийся сын”), женщина (“Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце”)

Слайд 15

Источники:

http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/blake_ext.html

Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.

http://artchive.com/ftp_site_reg.htm

История

Источники: http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/blake_ext.html Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005. http://artchive.com/ftp_site_reg.htm
английской литературы / т. 1. — М., 1945; Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. — М., 1960;
Некрасова Е. А. Творчество У. Блейка. — М., 1962; Апель К.О. Великие английские художники.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.

Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.

http://www.tate.org.uk/servlet/BrowseGroup?cgroupid=999999956

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.

http://www.wga.hu/index1.html

Имя файла: Воплощение-духа-романтизма-в-поэзии-и-живописи Уильяма-Блейка .pptx
Количество просмотров: 200
Количество скачиваний: 0