Слайд 2Вопросы
Культурология как наука о сущности, генезисе культуры. Цели и задачи культурологии
Подходы к
![Вопросы Культурология как наука о сущности, генезисе культуры. Цели и задачи культурологии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-1.jpg)
исследованию культуры
Методология культурологии
Структура культурологии
Слайд 3Культурология – наука о наиболее общих закономерностях культуры
критерием научности служит не наличие
![Культурология – наука о наиболее общих закономерностях культуры критерием научности служит не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-2.jpg)
математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности
Слайд 4Вильгельм Ф. Оствальд
(1853 – 1932)
![Вильгельм Ф. Оствальд (1853 – 1932)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-3.jpg)
Слайд 5В.Ф. Оствальд
Культура – энергетическая форма жизни, раскрывающая процесс совершенствования свободной энергии с
![В.Ф. Оствальд Культура – энергетическая форма жизни, раскрывающая процесс совершенствования свободной энергии с постоянно уменьшающимися потерями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-4.jpg)
постоянно уменьшающимися потерями
Слайд 6Эдвард Бёрнетт Тайлор
(1832 – 1917)
![Эдвард Бёрнетт Тайлор (1832 – 1917)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-5.jpg)
Слайд 7Э. Б. Тайлор
Культура – некоторое сложное целое, которое включает в себя знания,
![Э. Б. Тайлор Культура – некоторое сложное целое, которое включает в себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-6.jpg)
верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества
Слайд 8Фридрих Ницше (1844 – 1900)
Культура есть корень пессимизма, но не его цвет, его
![Фридрих Ницше (1844 – 1900) Культура есть корень пессимизма, но не его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-7.jpg)
основание, а не его верхушка, начало пути, а не его цель.
Слайд 10Культура – это текст и его интерпретация
![Культура – это текст и его интерпретация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-9.jpg)
Слайд 11Культура – это пространство непереводимого
![Культура – это пространство непереводимого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-10.jpg)
Слайд 12Культура – это последовательный прогресс
![Культура – это последовательный прогресс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-11.jpg)
Слайд 13Культура – это непредсказуемость, реализуемая как взрыв
![Культура – это непредсказуемость, реализуемая как взрыв](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-12.jpg)
Слайд 14Исчезновение одного полюса приводит к уничтожению другого
![Исчезновение одного полюса приводит к уничтожению другого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-13.jpg)
Слайд 15Невозможность перевода языка поэзии на язык музыки
![Невозможность перевода языка поэзии на язык музыки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-14.jpg)
Слайд 16Мир смыслов не замкнут, он постоянно «играет» с внележащим ему пространством
![Мир смыслов не замкнут, он постоянно «играет» с внележащим ему пространством](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-15.jpg)
Слайд 18Мераб Мамардашвили
(1930 – 1990)
Культура является механизмом, созданным человеком, в какой-то степени,
![Мераб Мамардашвили (1930 – 1990) Культура является механизмом, созданным человеком, в какой-то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-17.jpg)
механизмом, его создающим, и в какой-то момент культура становится чем-то нетематическим – оковами
Слайд 19Мераб Мамардашвили
(1930 – 1990)
культура, с одной стороны, приравнивается к фашизму и
![Мераб Мамардашвили (1930 – 1990) культура, с одной стороны, приравнивается к фашизму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-18.jpg)
нацизму,
с другой стороны, она сравнивается со спинным мозгом, необходимым основанием обеспечения жизнедеятельности человека
Слайд 20Наталья Никитична Козлова
(1946 – 2002)
Культура – механизм подавления и использования социальных акторов
![Наталья Никитична Козлова (1946 – 2002) Культура – механизм подавления и использования](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-19.jpg)
и специфики их существования в системе.
Слайд 21Подходы к исследованию культуры
Дискриптивный (эволюционисты Э. Тайлор, Л. Морган, Фрэзер, Леви-Брюль)
Функционалистский (Б.
![Подходы к исследованию культуры Дискриптивный (эволюционисты Э. Тайлор, Л. Морган, Фрэзер, Леви-Брюль)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-20.jpg)
Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс)
Теория моделей (представители школы «Культура-и-личность» Р. Бенедикт, Л. Уайт, А. Кребер и Клакхон)
Символический (К. Гирц «Интерпретация культуры»)
Адаптационно-деятельностный (А.Я. Флиер, Л. Козер и Л. Пай)
Слайд 22Структура культурологии
Фундаментальная культурология включает в себя такие основные направления, как социальная культурология,
![Структура культурологии Фундаментальная культурология включает в себя такие основные направления, как социальная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-21.jpg)
психология культуры, культурная семантика, история культурологии
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ
Слайд 23Объект культурологии
- наиболее общие закономерности культуры
- принципы функционирования культуры в обществе
- взаимосвязь,
![Объект культурологии - наиболее общие закономерности культуры - принципы функционирования культуры в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-22.jpg)
общение, диалог различных культур
- единые тенденции культурного развития человечества
Слайд 24Цели культурологии
прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития
- анализ социокультурных последствий управленческих
![Цели культурологии прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития - анализ социокультурных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-23.jpg)
решений и расчета применяемых технологий
- поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности
Слайд 25Задачи культурологии
предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности
![Задачи культурологии предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-24.jpg)
по отношению к ней
способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур
упрочение взаимотерпимости, согласия в культурно неоднородном сообществе
Слайд 26Два уровня исследований в культурологии:
Фундаментальный
Прикладной
![Два уровня исследований в культурологии: Фундаментальный Прикладной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-25.jpg)
Слайд 27Фундаментальная культурология изучает:
- культуру на историческом и теоретическом уровне
- категориальный аппарат данной
![Фундаментальная культурология изучает: - культуру на историческом и теоретическом уровне - категориальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-26.jpg)
науки
- функционирование явлений культуры в обществе
Слайд 28Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний в целях
- прогнозирования и регулирования
![Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний в целях - прогнозирования и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-27.jpg)
актуальных культурных процессов
- разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики
- управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы
Слайд 29Методология культурологии. Методы и подходы
понимающее вхождение в культуру,
вживание во внутренний смысл ее
![Методология культурологии. Методы и подходы понимающее вхождение в культуру, вживание во внутренний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-28.jpg)
явлений и ценностей,
поиск законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений
Слайд 30Факты –
исследование –
результат
Методология – система, основа, а не совокупность методов
![Факты – исследование – результат Методология – система, основа, а не совокупность методов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-29.jpg)
Слайд 31Методы:
Диахронный метод раскрывает хронологическую последовательность появления и существования фактов. Синхронный метод дополняет диахронный.
![Методы: Диахронный метод раскрывает хронологическую последовательность появления и существования фактов. Синхронный метод](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-30.jpg)
Он позволяет рассматривать две или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий
Слайд 32Сравнительно-исторический метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные
![Сравнительно-исторический метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-31.jpg)
либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. В подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном (стадиональном) сравнении, когда обеспечивается возможность сравнивать различные объекты.
Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Этот метод позволяет рассматривать динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.
Слайд 33Структурный метод представляет исследование структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее
![Структурный метод представляет исследование структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-32.jpg)
элементами
Функциональный метод помогает исследовать функции данной культуры или ее формы. Данный подход интерпретирует каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод используется при изучении общих для всех культур функциональных законов, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.
Слайд 34Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и
![Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-33.jpg)
в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод традиционно применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры
Слайд 35Культуру каждого народа как единое целое помогает изучать системный метод: все элементы культуры
![Культуру каждого народа как единое целое помогает изучать системный метод: все элементы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-34.jpg)
связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом
Слайд 36исторический метод (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) сравнивает и сопоставляет
![исторический метод (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) сравнивает и сопоставляет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-35.jpg)
феномены и явления отдельных культур, выявляет сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур
Слайд 37метод типологизации;
семиотический метод;
психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры);
биографический метод (анализ жизненного пути деятеля
![метод типологизации; семиотический метод; психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-36.jpg)
культуры с целью объяснения его творчества);
метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы, в результате упрощения, выявить наиболее существенные признаки).
Слайд 38 Методы полевой этнографии (описание, типология, метод переживания и др.),
Социологические методы (наблюдение, открытые интервью,
![Методы полевой этнографии (описание, типология, метод переживания и др.), Социологические методы (наблюдение,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1008804/slide-37.jpg)
анализ текстов, контент-анализ)