Слайд 2Возникновение театра
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез (т.е. соединение) различных
видов искусств.
Театр изображает конфликты, характеры, трактует те или иные темы, которые воплощают на сцене актёры.
Театр включает в себя несколько видов и представляет собой коллективное искусство.
Слайд 3Античный театр
Древним грекам мы обязаны рождением театра. Слово «театр» (греч. Θέατρον) означает место
для зрелища. Изначально всё действо театра посвящалось богам. Основным богом-покровителем такого «зрелища» являлся бог виноделия Дионис.
Слайд 4Музы театра
Затем же, как только появились два основных жанра, то покровительство перешло
музе трагедии – Мельпомене – и музе комедии – Талии.
Слайд 5Античный театр
Греческий театр не позволял принимать участие в постановках женщинам. На сцене
играли только мужчины, даже если речь шла о женских персонажах. В это случае выручали маски.
Какое-то время женщин даже не допускали до просмотра, но затем порядки смягчились (хоть женщины и должны были сидеть отдельно от мужчин).
Такая площадка называется «амфитеатр».
Слайд 6Европейский театр
Театр в Европе после падения Римской империи был надолго забыт. Только
в Средневековье начали показывать небольшие инсценировки, но только под покровительством церкви. По этой причине сценки несли исключительную праведность, а значит ни о каком развлечении речи не было.
Слайд 7Эпоха ренессанса
Но то, что хоть немного появляется быстро начинает осмысляться народом. Так,
очень быстро народ начал показывать площадные и ярморочные сценки, которые переросли в балаганчики и направлены были на смех толпы.
Слайд 8Эпоха ренессанса
Театр в это время всё ещё является импровизацией, а соответственно, сценки
никто не пишет. Появляются странствующие актёры, которые объединяются в небольшие труппы и зарабатывают как придётся.
Церковь такую деятельность не одобряет.
Слайд 9Театр Италии
Если родился театр в Древней Греции, то возродился театр в Италии.
Комедия
дель Арте или Комедия масок принесла в культуру таких персонажей как Арлекин, Пьеро и многие другие. Суть такого вида театра была в том, что каждый актёр воплощал только какой-то один конкретный образ. Т.е. ещё рано говорить о сценариях.
Слайд 10Театр Италии
Изабелла – юная влюбленная.
Доктор – псевдоучёный доктор прав и старик.
Панталоне –
купец и скупой старик.
И многие другие. Количество масок могло разниться и различаться в зависимости от местности.
Слайд 11Театр Италии
Италии же мы обязаны балетом и оперой.
Кстати, балет в пуантах появился
сравнительно недавно. В общей сложности балету в пуантах лет 200 – 250. До этого танцевали балет в туфлях или, так называемых, чешках. А пуанты, как и все странные нововведения, ввели в танцы женщины.
Слайд 12Театр России
Театр в России родился поздно. Развивался он примерно как в Европе.
Сначала это были церковные инсценировки, а затем появилось скоморошество.
Затем появились домашние театры, которые организовывали дворяне, а играли в таких театрах – крестьяне. Актёрство – призвание не для аристократов.
Слайд 13Театр Востока
В отличие от театра европейского и русского, восточный театр вообще никак
не схож с греческим. Восток дело тонкое, как говорится. Известные обывателю театры – это театр теней, театр Кабуки, Пекинская опера, кукольный театр, кукольный театр на воде.
Слайд 14Театр Востока
Прелесть восточного театра в значении костюмов и действий на сцене, в
европейском театре упор делается на сюжет.
Пример такого театра – Театр Кабуки. Может показаться, что схож этот театр с итальянской комедией масок, но не обманывайтесь.
Слайд 15Театр Востока
В театре Кабуки нет слов, есть только танец. Играли там также
мужчины, но не вечно – женщины смогли просочиться на сцену. Обратите внимание на чёткую планировку такого театра (вне зависимости от помещения, планировка едина, такие уж они – японцы и китайцы).
И, кстати, оркестр на сцене (у нас оркестр сидит в оркестровой яме под сценой, так несправедливо).
Слайд 16Театр Востока
Театр теней – элементарный театр, знакомый нам с детства, когда мы
показывали тени с помощью рук на стене. Но, опять же, какая особенность – все куклы, несмотря на то, что видно только их тени, прорисованы до самых мелочей.
Слайд 17Устройство театра
Театр состоит из сцены, кулис и закулисья, зрительного зала, гримёрок, осветительной
комнаты…
Кстати, планировка не сильно отличается от греческого амфитеатра.
Слайд 18Устройство театра
Поговорим о том, кто театром заправляет.
Театр начинается с капельдинера, проще «билетёра».
Слайд 19Устройство театра
На сцене нас встречают актёры или кукловоды. Тут уж как повезёт.
Слайд 20Устройство театра
Если актёр замотался и не выучил свои реплики, то ему помогает
суфлёр.
Слайд 21Устройство театра
Помогают актёрам в создании образов на сцене гримёры и костюмеры.
Слайд 22Устройство театра
За устройство пространства сцены отвечают художники, светооператоры, декораторы.
Слайд 23Устройство театра
За организацию актёров несут ответственность анрепренёры (это как менеджер, продюсер и
тому подобное), заведующий труппой, режиссёр театра.