Выставка как форма социально-культурной деятельности

Содержание

Слайд 2

ВЫСТАВКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

ВЫСТАВКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 3

Вы́ставка — публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства

Вы́ставка — публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства
и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия

Выставка (по определению "Международного бюро выставок") - это показ, каково бы ни было его наименование, путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности.

Слайд 4

«Выставка – это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для

«Выставка – это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для
публичного показа с определенными социальными целями» (архитектор Р.Р.Кликс)

«Организация с персоналом, администрацией и соответствующим статусом, которая на основе специально созданной и художественно преобразованной предметно-пространственной среды, предназначенной для публичного показа, решает рекламные, торговые или иные социальные задачи, определяемые в каждом конкретном случае е менеджерами или заказчиками (В.Г. Петелин).

Слайд 5

Резюме:
К наиболее существенным признакам выставки следует отнести:
— публичность — то есть обращенность

Резюме: К наиболее существенным признакам выставки следует отнести: — публичность — то
к публике, адресату, информационный потенциал и коммуникативное взаимодействие;
— пространственный, средовый характер;
— предметное наполнение, материальные вещи (артефакты и натурфакты) как основные объекты показа (предметно-пространственный подход);
— демонстрация с помощью предметов важных смыслов: важны не предметы как таковые, а предметы как символы достижений или идей;
— гуманистические цели демонстрации — служение удовлетворению потребностей и достижению прогресса;
— художественная концептуализация предметно-пространственной среды, воплощение гуманистических смыслов посредством художественного образа.

Слайд 6

Экспозиция — основное понятие выставочной деятельности

Экспозиция — основное понятие выставочной деятельности

Слайд 7

Понятие экспозиции по отношению к выставке — это отношение части и целого.

Понятие экспозиции по отношению к выставке — это отношение части и целого.
Экспозиция — чувственно (прежде всего, органами зрения) воспринимаемая предметно-пространственная среда. Выставка обладает всеми качествами экспозиции, поэтому приведенные выше определения практически отождествили выставку и экспозицию и дали характеристику выставочной экспозиции. Но выставка — это не только экспозиция.
Простейшие определения экспозиции:
выставление предметов напоказ
часть фонда, выставленная для обозрения.
Музейная экспозиция — целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
(Основы музееведения : учебное пособие / отв. ред Э. А. Шулепова. М.:Едиториал УРСС, 2005. С.258.)
Термины «система» и «концептуальный замысел» указывают на то, что экспозиция — это не просто случайный набор предметов, пусть даже отобранных в соответствии с определенной темой. Экспозиция — это «разговор вещами» — передача информации, социально значимых смыслов с помощью вещей.

Слайд 8

Выставка в системе СКД - комплексная форма социально-культурной деятельности, в основе которой

Выставка в системе СКД - комплексная форма социально-культурной деятельности, в основе которой
— временная экспозиция, передающая социально-значимые смыслы с помощью композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных в пространственной среде экспонатов.

Слайд 9

Основные понятия выставочной деятельности

ВЫСТАВКА- комплексная форма СКД, в основе которой - временная

Основные понятия выставочной деятельности ВЫСТАВКА- комплексная форма СКД, в основе которой -
экспозиция, передающая социально-значимые смыслы с помощью композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных в пространственной среде экспонаты.
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio - выкладывать, выставлять) -совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения.
ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЙНАЯ - целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
ЭКСПОНАТ - предмет, выставленный для обозрения; является элементарной структурной единицей экспозиции; составляет основу музейной коммуникации. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и воспроизведения, модели и научно-вспомогательные материалы.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС – структурная единица экспозиции, представляющая собой группу предметов, образующих зрительное и смысловое единство. Виды ЭК: вещевой (предметный), документальный, фотокомплекс, биогруппа; археологический, этнографический, историко-бытовой (в т.ч. мемориальный).
ЭКСПОНЕНТ – физическое лицо или организация, представляющие предметы или коллекции для обозрения.
ТЕХНОЛОГИИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — совокупность средств, приемов, методов, процессов и материалов, используемых для проектирования экспозиции и дальнейшей организации работы выставки.

Слайд 10

Технологии комплектования, учета и хранения коллекций
Технологии проектирования выставок
Технологии социального партнерства

Технологии комплектования, учета и хранения коллекций Технологии проектирования выставок Технологии социального партнерства
Технологии экспозиционного дизайна
Технологии обеспечения сохранности (безопасности) экспонатов
Технологии монтажа экспонатов
Интерактивные технологии
Технологии экскурсионной деятельности

Слайд 13

Экспозиция - основное понятие выставочной деятельности

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio - выкладывать,

Экспозиция - основное понятие выставочной деятельности ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. ехроsitio -
выставлять) - совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения. К экспозиции можно отнести витрины киосков или магазинов, демонстрационные залы промышленных предприятий, учебные материалы, развешенные на стенах классных комнат, музейные экспозиции и т. д.
Значения слов, однокоренных латинскому глаголу «ехроsitio» :
Exponer - «обнародовать», «опубликовывать», «излагать», «объяснять», а также «высаживать», «выкидывать вон», «выбрасывать за борт» и т.п.
Exposita – «внешний вид», «общие места».
Expozitor – «истолкователь», «комментатор».
Expositus – «открытый», «доступный», «общительный», «дружелюбный», «понятный», «ясный».

Слайд 14

В музейном деле экспозиция это:

часть музейного собрания, выставленная для обозрения.
основная форма

В музейном деле экспозиция это: часть музейного собрания, выставленная для обозрения. основная
презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры («Словарь актуальных музейных терминов»).
Определяющая форма существования музея, выражающаяся в целенаправленной презентации музейных предметов (Т. П. Поляков).

целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом (РИК).

Слайд 15

Структура экспозиции (визуально воспринимаемое пространство)

Архитектурный объем

Экспонат -
Предмет/объект, выставленный для обозрения; является

Структура экспозиции (визуально воспринимаемое пространство) Архитектурный объем Экспонат - Предмет/объект, выставленный для
элементарной структурной единицей экспозиции

Оборудование - вспомогательные конструкции и приспособления, применяемые при создании экспозиций

Место
Расположение
Вход
Форма
Высота
Ширина и глубина
Структура пространства

Экспозиционные материалы - система объектов экспозиционного показа, раскрывающих на основе концептуального (научного и художественного) замысла тему музейной экспозиции и ее основную проблематику.

Подлинные (музейные) предметы/объекты
Воспроизведения
Научно-вспомогательные материалы
Средства функционально-декоративного оформления

Подиумы
Витрины
Стенды
Турникеты
Мебель для смотрителей и отдыха посетителей и др.

Экспозиционный комплекс –
Группа предметов, объединенных по содержанию, образующих целостную композицию. Для монтажа Э.к. используется витрина, стенд, подиум и др. элементы оборудования

Слайд 16

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Слайд 17

Подлинные предметы – основные экспонаты
Объекты показа, имеющие значение, первоисточника знаний о природе

Подлинные предметы – основные экспонаты Объекты показа, имеющие значение, первоисточника знаний о природе и обществе
и обществе

Слайд 18

Живые экспонаты. Национальный музей Башкортостана

Живые экспонаты. Национальный музей Башкортостана

Слайд 19

Предметы/объекты, специально изготовленные для экспозиционного использования

Предметы/объекты, специально изготовленные для экспозиционного использования

Слайд 20

Копия – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета,

Копия – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета,
выступающего по отношению к копии подлинником, не обязательно в материале и размерах оригинала

Римские копии греческих статуй (IIв. до н.э.)

Слайд 21

Авторское повторение, реплика - воспроизведение, выполненное самим автором

В Качалов. «Источник»
Триптих. 1990.
Холст,

Авторское повторение, реплика - воспроизведение, выполненное самим автором В Качалов. «Источник» Триптих. 1990. Холст, темпера.
темпера.

Слайд 22

Репродукция – копия произведения искусства, выполненная с применением множительной техники

Тиражирование произведений искусства

Репродукция – копия произведения искусства, выполненная с применением множительной техники Тиражирование произведений
восходит к XVIв., когда была изобретена гравюра резцом. В XIXв. Репродукции выполнялись в технике ксилографии и литографии. Широкое распространение получила олеография – многокрасочная литография, воспроизводившая картины в технике масляной живописи.
Леонардо да Винчи. Джоконда. Олеография

Слайд 23

Слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства получают путем снятия с оригинала

Слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства получают путем снятия с оригинала
формы - твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и др. пластических материалов – и заливки в нее гипса.

Первые коллекции слепков появились в университетах Европы в сер. XVIв. По слепкам статуй Бельведера были сделаны бронзовые копии для Лувра и Прадо. В 1893 г. По инициативе профессора Московского ун-та И. В. Цветаева был основан Кабинет изящных искусств и древностей, где в гипсовых слепках были представлены основные этапы истории искусств.

Слайд 24

Слепки с палеонтологических объектов Государственный Дарвиновский музей

Слепки с палеонтологических объектов Государственный Дарвиновский музей

Слайд 25

Челябинский областной краеведческий музей. В экспозиционном комплексе «Троицкая ярмарка» использованы гипсовые муляжи арбузов

Муляж

Челябинский областной краеведческий музей. В экспозиционном комплексе «Троицкая ярмарка» использованы гипсовые муляжи
– воспроизведение внешнего вида предмета, точно передающее форму, размер и цвет

Слайд 26

Макет – трехмерное изображение подлинника, воспроизводящее его внешние формы с допустимой долей

Макет – трехмерное изображение подлинника, воспроизводящее его внешние формы с допустимой долей
условности и в соответствующем масштабе
Макет-реконструкция крепости на месте поселения, давшего начало столице Башкортостана
Национальный музей Башкортостана

Слайд 27

Государственный Дарвиновский музей Макет-реконструкция жилища каменного века

Государственный Дарвиновский музей Макет-реконструкция жилища каменного века

Слайд 28

Челябинский областной краеведческий музей Казачья усадьба. п. Варламово Челябинской обл. Макет

Челябинский областной краеведческий музей Казачья усадьба. п. Варламово Челябинской обл. Макет

Слайд 29

Модель - трехмерное изображение подлинника, воспроизводящее конструктивные принципы действия, его функциональную структуру.

Модель - трехмерное изображение подлинника, воспроизводящее конструктивные принципы действия, его функциональную структуру.

Устройство бурового оборудования. Модель
Казанский естественно-научный музей
Устройство самовара-термоса. Модель
Музей самоваров. г. Тула

Слайд 30

Казанский естественно-научный музей Дидактическая модель телескопа

Казанский естественно-научный музей Дидактическая модель телескопа

Слайд 31

Тексты - совокупность пояснительных надписей к экспонатам, экспозиционным комплексам, тематическим разделам.

Тексты - совокупность пояснительных надписей к экспонатам, экспозиционным комплексам, тематическим разделам.

Слайд 32

Карты, схемы, диаграммы, таблицы

Карты, схемы, диаграммы, таблицы

Слайд 33

Реконструкция – научно-обоснованное восстановление утраченного/руинированного культурного или природного объекта либо его частей,

Реконструкция – научно-обоснованное восстановление утраченного/руинированного культурного или природного объекта либо его частей,
в виде чертежа, макета, модели, виртуального проекта

Слайд 34

Средства функционально-декоративного оформления

Средства функционально-декоративного оформления

Слайд 35

Бутафория ГДМ. Батискаф

Бутафория ГДМ. Батискаф

Слайд 36

ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ

ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Слайд 37

Функции выставок социокультурного профиля

Коммуникативная функция – организация общения между людьми (посетитель –

Функции выставок социокультурного профиля Коммуникативная функция – организация общения между людьми (посетитель
экскурсовод; посетитель – посетитель; посетитель – автор экспозиции; посетитель – социум), диалога человека с эпохой (посетитель – образ времени; посетитель – герой (и) экспозиции), человека с самим собой.
Просветительская функция - распространение знаний о мире, человеке, жизни.
Воспитательная – формирование ценностных ориентаций личности, ее миросозерцания и идеалов .
Эстетически-эвристическая, гедонистическая – развитие творческого потенциала, формирование вкуса.
Функция социальной адаптации – самоидентификация личности в условиях быстро меняющегося мира.

Слайд 38

Функции выставок экономического профиля

Коммуникативная. Во все времена выставки помогали встретиться предпринимателям и

Функции выставок экономического профиля Коммуникативная. Во все времена выставки помогали встретиться предпринимателям
производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков, «наводили» мосты между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами.
Информационная функция проявляется в демонстрации новинок и ноу-хау, в отражении выставками и ярмарками наивысших достижений научно-технического и социального прогресса или состояния рынка. Выставки, как зеркало, отражают достигнутый общественным производством уровень, развивают соревновательность и в результате становятся стимуляторами и интенсификаторами научной и технической мысли.
Функция ускорения прогресса, стимулирования творческой активности и конкуренции.
Экспертная функция в отношении новинок. Выставки проверяют инженерные идеи и решения на актуальность и соответствие общественным потребностям и спросу рынка.
Просветительская и пропагандистская функции заключаются в распространении новых идей, знаний, форм организации труда.
Функция изучения спроса и получения прибыли. Об эффективности таких выставок судят как по масштабам информированности руководителей, ученых, специалистов и инженеров о всевозможных новшествах и темпам внедрения новых технологий и передового опыта, так и по объемам продаж, суммам договоров и сделок и другим последствиям выставочных контактов.

Слайд 39

ВИДЫ ВЫСТАВОК

ВИДЫ ВЫСТАВОК
Имя файла: Выставка-как-форма-социально-культурной-деятельности.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 2