Слайд 2
1. Культура как мир знаков и значений
2. Культура как мир смыслов
3.

Язык как способ общения и трансляции культуры
4. Семиотика культуры
5. Понятие символа культуры
Слайд 3Культура, как говорил Ю.Лотман, это не склад информации, а чрезвычайно сложный механизм,

который хранит информацию, вырабатывая постоянно наиболее выгодные формы и компактные способы, получает новую, зашифровывает и дешифрует сообщения, переводит их из одной системы знаков в другие. Иначе говоря, культура – знаковая система, определенным образом организованная, т.е. подчиняющаяся сумме правил, ограничений, налагаемых на систему. Знаки выступают в качестве некого посредника в социальных взаимодействиях и коммуникации.
Слайд 4Все, что люди создают своей деятельностью, возникает не вопреки законам природы, а

в соответствии с ними. Артефакты – предметы культуры – имеют двойственную определенность. С одной стороны, у них есть объективная определенность, то есть их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты отличаются еще и иной, субъективной, определенностью: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Люди не только материально, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно – вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть.
Слайд 5Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи,

но и свое поведение – как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять поведение наших предков.
Культура является не просто совокупностью продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.
Слайд 6Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном

мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры – в религии, искусстве, науке, философии.
Слайд 7Культура как мир знаков
Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя

информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.
В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки – русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д.
Слайд 8С информационно-семиотической точки зрения культура предстает в трех основных аспектах – как

мир артефактов, смыслов и знаков. Феномены культуры – это артефакты, которые несут в себе смыслы, то есть выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация
Слайд 9Язык культуры
Под языком культуры в широком смысле слова следует понимать знаки,

символы, тексты, которые дают возможность людям вступать в коммуникативные связи друг с другом и ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры является пластом коммуникативной области культуры, формирующимся во взаимодействии совместно проживающих людей.
Слайд 10Язык культуры – это совокупность всех знаковых способов вербального и невербального общения, с помощью

которых передается культурно-значимая информация
Культурный код - это традиционный устойчивый способ передачи знаний о мире, а также навыков и умений в данной культурной эпохе. Под кодом вообще понимается совокупность знаков и система определенных правил, с помощью которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.
Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками: самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры, открытостью к изменениям, универсальностью.
Слайд 11Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать

какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации).