Югенд-стиль и колония немецких художников в Дармштадте

Содержание

Слайд 2

Быстрое экономическое развитие Германии во второй половине 19 в., превратило ее к

Быстрое экономическое развитие Германии во второй половине 19 в., превратило ее к
началу 20 в. в одну из крупнейших индустриальных стран мира.
Для выхода на мировые рынки Германии требовалось производить продукцию наднационального стиля, без ярко выраженных национальных особенностей.
И в 1890-е гг. на смену неоренессансному декору приходит декоративизм модерна, всеобщее увлечение которым достигает своего апогея на рубеже веков.

Слайд 3

История немецкого модерна начинается с организации в 1892г. мюнхенского «Отделения». Деятельность художников

История немецкого модерна начинается с организации в 1892г. мюнхенского «Отделения». Деятельность художников
этого объединения, которую пропагандировал мюнхенский журнал «Югенд» ( Нем. Jugend - «юность, молодость»), давший всему немецкому модерну название «Югенд-стиль» (буквально - «стиль юности»).
Мюнхен стал средоточием модной жизни. Он стал городом, давшим новому стилю основу для развития искусства, литературы и нового стиля жизни.

«Юнгенд», 1896

Слайд 4

Характерные черты

Отличительной особенностью Югенд-стиля : натурализм, своеобразная театрализация, пристрастие к «вечным философским

Характерные черты Отличительной особенностью Югенд-стиля : натурализм, своеобразная театрализация, пристрастие к «вечным
темам», таинственной, часто мрачной символике.
Сильное влияние на немецкое искусство оказало рациональное и конструктивное искусство шотландцев, в частности Ч. Макинтоша, а также геометрическое течение стиля, которое зародилось в «Венских мастерских».
Пластичность, «органогенность» заменяется конструктивной ясностью, простотой, рациональностью, лаконизмом и аскетизмом.
Мастера Югендштиля сочетают ровные и изогнутые плоскости, абстрактные формы, квадратные, овальные или круглые элементы, простое соотношение объемов.

Плакат выставки Немецкий Веркбунд в Кёльне ( 1914 год). 

Слайд 5

Обращение к событиям, происходившим в сфере искусства и общественной мысли в Англии

Обращение к событиям, происходившим в сфере искусства и общественной мысли в Англии
в конце 19 века, важно в той мере, поскольку художники модерна в Германии в своей работе обращались непосредственно к опыту Уильяма Морриса(1834-1896).
1. Ремесло и искусство не являются двумя взаимоисключающими областями деятельности.
2 . Желание принести искусство широкой публике, сделать его доступным, с целью улучшения общего стандарта вкуса с помощью образцового дизайна зданий и предметов повседневного пользования.

Слайд 6

Чем дальше продвигались прикладные искусства, тем сильнее возрастало и значение патрона.
Одним

Чем дальше продвигались прикладные искусства, тем сильнее возрастало и значение патрона. Одним
из таких покровителей искусства, сыгравший ключевую роль в истории немецкого модерна, является великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский (1868–1937), родной брат последней русской императрицы и внук английской королевы Виктории.
В 1899 г герцог основал творческое объединение художников и архитекторов – колония художников в Дармштадте.

Основные причины для создания колонии:
1. Желание обеспечить культурное развитие земель Гессена в высшей степени современной манере.
2. Также обеспечить новыми заказами художественную индустрию Гессена.
3. Мода. В Баварии к тому времени уже существовало несколько летних "лагерей" художников. В Вене и в Мюнхене существовали художественные обьединения — Сецессионы.

Слайд 7

Великий герцог Эрнст Людвиг пригласил известных художников для развития Матильденхёэ - парка,

Великий герцог Эрнст Людвиг пригласил известных художников для развития Матильденхёэ - парка,
принадлежащего великому княжеству на холме города Дармштадт. На протяжении следующих лет именно Матильденхёэ будет формировать место для проведения архитектурных выставок колонии. ( 1901, 1908 и 1914 годов)
В Матильденхёэ было собрано семь художников для плодотворной работы в Гессене сроком, оговоренным в контракте, - три года. (Йозеф Мария Ольбрих и Петер Беренс, Людвиг Хабих, Рудольф Боссельт, Пол Бюрк, Патриц Хюбер, Ганс Кристиансен).

Комплекс на Холме Матильды 

Слайд 8

Группа из трех домов, спроектированных Йозефом Марией Ольбрихом (1867–1908)  в 1904 году,

Группа из трех домов, спроектированных Йозефом Марией Ольбрихом (1867–1908) в 1904 году,
указывает на стилистический сдвиг в направлении структурализма и функционализма, хотя здания, тем не менее, оставались искусно продуманными в деталях и определенно принадлежащими югендстилю в своем стилевом оформлении.
А именно изменение и трансформацию одного художественного порядка в другой - архитектура - как в случае Свадебной Башни - архитектура сближается со скульптурой, живопись с орнаментальным компонентом общего декора, ремесло становится предметом изысканного и утонченного дизайна. Здесь берут идейное основание дома в натуральную величину, похожие на драгоценные шкатулки, и небольшие предметы художественного ремесла, словно обретшие архитектурную монументальность.

Выставочный зал и "Свадебная башня"

Дом Ольбриха

Слайд 9

Петер Беренс (1868- 1940) поднял конструкционную и в то же время

Петер Беренс (1868- 1940) поднял конструкционную и в то же время орнаментальную
орнаментальную ценность линии на позицию высочайшего стилистического принципа.
Строгий и «окультуренный», стиль Беренса запрещал использование орнамента и превратился в дисциплинированный дизайн. Домашняя утварь, которую Беренс разрабатывал в сходной стилистике, все еще подчиняется всеобщему принципу дома Матильденхёэ как «культового здания» и не несет на себе клеймо прототипа, уготованного массовой продукции. Беренс создавал изделия, которые, оставаясь «церемониальными» по характеру, демонстрировали исключительно аскетичный, выводимый из формы предмета орнамент. В однородном интерьере дома Беренса мы находим сходные принципы линейности.

Дом Беренса

Слайд 10

Если Ольбрих представлял венский стиль сецессион в своем творчестве в дармштадтском проекте,

Если Ольбрих представлял венский стиль сецессион в своем творчестве в дармштадтском проекте,
то Ганс Кристиансен (  1866  —  1945) явно выражал настроение французского ар нуво.
 «В розах» - именно такое название, вновь апеллирующее к любимой теме художника, Кристиансен дал своей вилле на Матильденхёэ. Дом Кристиансена являл собой особый вид стилистической корреляции с соседней виллой, принадлежавшей Ольбриху. Как и дома своих коллег-художников, он демонстрировал сходный принцип индивидуализированного дизайна как выражения личности творца.

Слайд 11

21-летним Патрицем Хюбером, был задействован широкий спектр декоративных средств, которые художник применил

21-летним Патрицем Хюбером, был задействован широкий спектр декоративных средств, которые художник применил
для каждого помещения. Некоторые критики художественной колонии полагали, что Хюбер ближе всех приблизился к цели выставки - представлению образцов элегантного и стильного оформления повседневной жизни.
Серийные изделия высокого качества, доступные для приобретения широкой публике, включавшие медали, декоративные тарелки, предметы из бронзы, украшения из слоновой кости и черепашьего панциря, разрабатывал также Рудольф Боссельт.
Активность Пола Бюрка, самого юного участника колонии, концентрировалась в большей степени на коммерческой графике и декорировании интерьеров, чем на изящных искусствах

Бронзовые музы , Рудольф Боссельт

Экстренные деньги из провинции Вестфалия, Рудольф Боссельт

Слайд 12

Вывод

Эпоха модерна дала импульс широкому распространению художественного ремесла и декоративного прикладного искусства,

Вывод Эпоха модерна дала импульс широкому распространению художественного ремесла и декоративного прикладного
стремясь воплотить в жизнь концепцию объединения искусств.
Художественное ремесло становилось не только функциональным объектом повседневного использования, оно становилось искусством. Концепция «искусства для всех» теперь приобрела практическое и функциональное измерение.
Разрыв с традицией и интенсивный поиск новых форм художественной выразительности, соединение красоты и функциональности художественных творений, стали отличительными знаками нового направления в искусстве, оказавшего значительное влияние на развитие культуры пограничного времени смены столетий и ознаменовавшего и вступление европейской культуры в новый мир - мир будущего.