Забота о себе любимом не всегда важнее всего

Содержание

Слайд 2

Берешит 13: 10-13

Текст

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую,

Берешит 13: 10-13 Текст 1а Лот возвел очи свои и увидел всю
что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Цоара орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская.  И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.  Авраѓам стал жить в земле Кнаан, а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.  Жители же Содома были злы и весьма грешны пред Г-сподом.

Слайд 3

Берешит, 19:24-25

Текст 1б

И пролил Г-сподь на Содом и Гоморру дождем серу и

Берешит, 19:24-25 Текст 1б И пролил Г-сподь на Содом и Гоморру дождем
огонь от Г-спода с неба, и ниспроверг эти города, и всю эту окрестность, и всех жителей этих городов, и все произрастания земли.

Слайд 4

Раввин Дон Ицхак Абрабанель, комментарий к Берешит 18:22

Текст
2

Содомиты стали высокомерными из-за

Раввин Дон Ицхак Абрабанель, комментарий к Берешит 18:22 Текст 2 Содомиты стали
своей плодородной земли и ее богатств. Поэтому их наказание состояло в том, что их земля была уничтожена серой и солью, чтобы на ней никогда впредь не росла бы растительность. С тех пор Содом остается притчей, поучительной историей и предупреждением для бунтарей — что их судьба будет «подобной ниспровержению Содома и Гоморры».

Слайд 5

Уничтожение Содома показывает, как Всевышний может призвать злодеев к ответу.

Уничтожение Содома показывает, как Всевышний может призвать злодеев к ответу.

Слайд 6

Дварим 29: 21-24

Текст
3

И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после

Дварим 29: 21-24 Текст 3 И скажет последующий род, дети ваши, которые
вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение этой земли и болезни, которыми изнурит ее Г-сподь: 
"Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не выращивает она, и не выходит на ней никакой травы, подобно ниспровержению Содома, Гоморры, Адмы и Цвоим, которые ниспроверг Г-сподь во гневе Своем и в ярости Своей". 
И спросят все народы: "За что Г-сподь так поступил с этой землей? Почему так велика ярость гнева Его?” 
И ответят: “За то, что они оставили завет Г-спода Б-га отцов своих, который Он заключил с ними, когда вывел их из земли Египетской”.

Слайд 7

Мишна, Авот 5:10

Текст 4а

Четыре точки зрения [на имущественные отношения] существуют у людей.

Мишна, Авот 5:10 Текст 4а Четыре точки зрения [на имущественные отношения] существуют
[Тот, кто говорит:] «Моё — моё, а твоё — твоё», — средний; а некоторые считают, что таким было мнение жителей Содома. Тот, кто говорит: «Моё — твоё, а твоё — моё», — простак. [Тот, кто говорит:] «Моё — твоё, и твоё — твоё», — благочестив. [Тот, кто говорит:] «Твоё — моё, и моё — моё», — грешник.

Слайд 8

“Что моё, то моё, а что твоё, то твоё”… некоторые говорят, что

“Что моё, то моё, а что твоё, то твоё”… некоторые говорят, что
это принцип Содома.”
Мишна, Авот 5:10

Но разве это всего лишь не мелкая пассивная агрессия?

Слайд 9

Раввин Симха из Витри, Махзор Витри, Авот 5:10

Текст
5

«Моё — моё, а

Раввин Симха из Витри, Махзор Витри, Авот 5:10 Текст 5 «Моё —
твоё — твоё». Такой человек не желает извлекать выгоду из чужой собственности и не хочет, чтобы другие извлекали выгоду из его собственности. Он говорит: «Что моё — то мое, а что твоё — то твоё; я не хочу помогать тебе и не хочу принимать от тебя помощь».
Это средний – средний между праведниками и злодеями, ведь он у других ничего не отнимает.
А некоторые говорят, что это тип характера Содома, потому что они ничего не брали у других и не позволяли бедным получать пользу из своей собственности…

Слайд 10

Талмуд, Бава Батра 12б

Текст 6а

Некий мужчина купил поле, прилегающее к наделу своего

Талмуд, Бава Батра 12б Текст 6а Некий мужчина купил поле, прилегающее к
отца.
Когда пришло время разделить надел отца между наследниками, он сказал: «Выделите мне долю рядом с купленным мной полем».
Рабба сказал: “Это случай, когда людей можно заставить не действовать в духе Содома”.

Слайд 11

Раши, Бава батра 12б

Текст 6б

«Не действовать в духе Содома». Чтобы человек получил

Раши, Бава батра 12б Текст 6б «Не действовать в духе Содома». Чтобы
выгоду, если она ничего не стоит другому.

Слайд 12

Талмуд, Санѓедрин 109а

Текст
7

Рабби Йеѓуда сказал: [Жители Содома] были «злы» своими телами «и

Талмуд, Санѓедрин 109а Текст 7 Рабби Йеѓуда сказал: [Жители Содома] были «злы»
грешными» — своими деньгами. «Перед Г-сподом» - это богохульство; «Весьма» — ибо согрешили они намеренно.
А другой мудрец учил: …«весьма» — это относится к кровопролитию.

Слайд 13

Раввин Давид Кимхи (Радак), Берешит 13:13

Текст
8

«Жители же Содомские были злы и

Раввин Давид Кимхи (Радак), Берешит 13:13 Текст 8 «Жители же Содомские были
весьма грешны пред Г-сподом». Они были нечестивыми как перед Небесами, так и перед людьми, и все это было противно Г-споду, поскольку они нарушили Его заповеди, данные Адаму и Ноаху, которые называются Семью [ноаховыми] законами.
В [Семь законов] входит запрет идолопоклонства, которое является грехом пред Б-гом; грабеж, прелюбодеяние и убийство, которые являются грехами и злом по отношению к ближнему; но в конечном итоге все они являются грехами пред Б-гом, потому что они нарушают Его заповеди и игнорируют Его слова.
«Весьма» - они были безудержны во всем этом, совершая все эти преступления часто и публично.

Слайд 14

Эйха (Плач Иеремии)
4:6

Текст 9б

Нечестие народа моего превышает казнь за грехи Содома:

Эйха (Плач Иеремии) 4:6 Текст 9б Нечестие народа моего превышает казнь за
тот был низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.

Слайд 15

Раши, Эйха 4:6

Текст 9в

«Нечестие народа моего превышает…» Кара за него указывает,

Раши, Эйха 4:6 Текст 9в «Нечестие народа моего превышает…» Кара за него
что это беззаконие страшнее, чем было в Содоме.
«Который был низринут мгновенно». Страдания Содома продолжались недолго; он был разрушен в одно мгновение.

Слайд 16

Талмуд, Санѓедрин 104б

Текст 10

О Содоме сказано: «И пролил Г-сподь на Содом дождем

Талмуд, Санѓедрин 104б Текст 10 О Содоме сказано: «И пролил Г-сподь на
серу и огонь…», а об Иерусалиме сказано: «Свыше послал Он [лишь] огонь в кости мои...».
И при этом сказано: «Нечестие народа моего превышает казнь за грехи Содома».
Нет ли в этом пристрастности?
Рава сказал от имени рабби Йоханана: [Нет, это было только потому, что] в Иерусалиме была дополнительная мера [заслуг], которой не было в Содоме.

Слайд 17

Чем грех Иерусалима отличается от греха Содома?
Почему Иерусалим был пощажен?

Чем грех Иерусалима отличается от греха Содома? Почему Иерусалим был пощажен?

Слайд 18

Талмуд, Санѓедрин 109а

Текст
12

Наши раввины учили: жители Содома возгордились благодаря добру, которым

Талмуд, Санѓедрин 109а Текст 12 Наши раввины учили: жители Содома возгордились благодаря
Всевышний одарил их. Что о них сказано? «Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем. Камни ее — место сапфира, и в ней песчинки золота. Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна; не попирали ее львы, и не ходил по ней шакал». Они сказали: «Если земля [наша] рожает хлеб и покрывает её золотой песок, почему мы должны терпеть путников, которые приходят к нам только для того, чтобы истощить наше богатство?! Давайте же запретим путешествовать по нашей земле», как написано: «Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей».

Слайд 19

Берешит 18:20-21

Текст 14а

И сказал Г-сподь: “Вопль Содомский и Гоморрский – велик он,

Берешит 18:20-21 Текст 14а И сказал Г-сподь: “Вопль Содомский и Гоморрский –
и грех их – тяжел он весьма;
Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю”.

Слайд 20

Талмуд, Санѓедрин 109б

Текст 14б

Была молодая женщина, которая разносила хлеб бедным людям в

Талмуд, Санѓедрин 109б Текст 14б Была молодая женщина, которая разносила хлеб бедным
кувшине [чтобы жители Содома не видели его]. Когда это было обнаружено, содомиты намазали ее медом и привязали на стене города, чтобы шершни убили ее.
Это и говорится в стихе: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он [раба]». Рав Йеѓуда сказал от имени Рава: Слово “раба” намекает на вопль молодой женщины [риба], которая была убита за проявление доброты.

Слайд 21

Содомиты принципиально сопротивлялись доброте, они наказывали за милосердие.

Содомиты принципиально сопротивлялись доброте, они наказывали за милосердие.

Слайд 22

Любавичский Ребе, Ликутей сихот, том. 5, стр. 157

Текст
15

 Даже грех убийства, в

Любавичский Ребе, Ликутей сихот, том. 5, стр. 157 Текст 15 Даже грех
случае той «молодой женщины», проистекал из-за отсутствия у них доброты и милосердия.
То есть обычай «руки бедного и нищего не поддерживать» [так жители Содома изображены в Писании] дошел до такого ужаса и зашел так далеко, что за совершенный акт милосердия они покарали «молодую женщину» жестокой и необычной смертью.
Именно из-за того, что они «не поддерживали руку незнакомца», и произошло разрушение Содома.

Слайд 23

Это кажется неопасным, но путь от эгоизма до содомской жестокости очень короток.

Это кажется неопасным, но путь от эгоизма до содомской жестокости очень короток.

Слайд 24

Эгоизм Содома превратился в иррациональное предпочтение собственных капризов нуждам других.

Эгоизм Содома превратился в иррациональное предпочтение собственных капризов нуждам других.

Слайд 25

Раввин Шимшон Рафаэль Ѓирш, Берешит 18:19

Текст
18

Справедливость — или нечто похожее на

Раввин Шимшон Рафаэль Ѓирш, Берешит 18:19 Текст 18 Справедливость — или нечто
справедливость – можно найти и в Содоме. Больше, чем что-либо другое, Содом показывает нам, как мир, поглощенный погоней за удовольствиями, пропитанный желанием и похотью, мир, измеряющий ценность человека только пользой и выгодой, которые можно от него получить, — именно такой мир может превратить представление о справедливости в двусмысленный софизм.
Тот, кто заявляет: «Мое — это моё, а твоё — твоё», освящает человеческое эго как основу жизни, превращает беспомощность в грех; а оказание помощи другим считает безумием и преступлением против общественного благосостояния. Согласно закону Содома, люди получают права только в соответствии с их полезностью, а не с их нуждами; здесь презирают бедных и обездоленных; единственные, кто может пользоваться какими-либо правами, это имущие — такие как Лот — люди, которые могут вносить свой вклад в их процветание. Просить о помощи запрещено, и тех, кто лишен еды и припасов, могут ожидать наказания, тюремное заключение и изгнание.
В самом деле, если вы исключаете из правосудия милосердие и отказываетесь от всякого гуманизма, вы превращаете правосудие в жестокость.

Слайд 26

Берешит 18:19

Текст 20а

Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам

Берешит 18:19 Текст 20а Ибо Я избрал его для того, чтобы он
своим и дому своему после себя, ходить путем Г-сподним, творя цдаку и суд; и исполнит Г-сподь над Авраѓамом все, что сказал о нем.

Слайд 27

Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей, Сефер ѓа-маамарим 5687, стр. 81

Текст

Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей, Сефер ѓа-маамарим 5687, стр. 81 Текст
20б

Цдака Авраѓама, святая доброта… связана с «судом»: сначала он судит себя и тщательно выбирает только то, что абсолютно необходимо, а затем он раздает все остальное, что имеет, другим.
Нечестивый двойник этого — когда человек творит милосердие лишь после того, как удовлетворил все свои прихоти; и даже когда он дает другому человеку — он делает это только ради собственной репутации. Однако святое милосердие вдохновлено тем, что человек глубоко тронут нуждами другого и разделяет его страдания.

Слайд 28

А Авраѓам иррационально предпочитал чужие нужды своим.
Хасидский идеал – иррациональная доброта.

А Авраѓам иррационально предпочитал чужие нужды своим. Хасидский идеал – иррациональная доброта.

Слайд 29

Рабби Шнеур Залман из Ляд, Тания, Игерет ѓа-кодеш, Послание 16

Текст 20в

Когда бедным

Рабби Шнеур Залман из Ляд, Тания, Игерет ѓа-кодеш, Послание 16 Текст 20в
нужен хлеб для детских ртов, дрова и одежда для защиты от холода и т. д., тогда все это важнее любой красивой одежды и семейных праздников, мяса и рыбы, всех деликатесов дающего и его домочадцев.
Правило «ваша жизнь имеет приоритет» в таком случае неприменимо, потому что все это не так важно для жизни, как потребности бедных, ведь цель – сделать людей по-настоящему равными, как упоминается в Талмуде.
Так вот, все это по букве закона. Однако похвально не настаивать на соблюдении буквы закона, но забыть на время о собственной жизни и выйти в благотворительности далеко за рамки закона.