Слайд 3Мелодия для глаз, ума и чувства
Искусство вышивания имеет многовековую традицию(12-14в.) В

то время, когда не существовало письменности, орнамент служил средством закрепления и передачи потомкам представлений о геометрических фигурах, о верхе и низе, давал понятие о земле, воде, солнце. «Это –связная речь, последовательная мелодия ,имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства.»(В. Стасов)
Слайд 4Вышивка- «женская живопись»
Мастерицы Заонежья тонко улавливали особенности природы и отражали их

в своем искусстве: на белом или красном фоне появлялись ломкие стебли, резкие изгибы, белоснежные узоры.
Слайд 5Любимые швы
Шов «досюльный» знали все, когда стежки ложатся одинаково как с лицевой,

так и с изнаночной стороны.
Больше всего любили вышивать тамбуром: с помощью деревянной ручки с крючком(тамбурки) на лицевой стороне появлялась цепочка из мелких петель, а с изнаночной- сплошная строчка. Умели вышивать и крестом.
Слайд 6«Учи дочку вышивать,вышивать»
В конце 19-нач.20 в.каждая женщина умела вышивать, поэтому в

избах на лавках стояли ПЯЛЫ(пяла, пяльцы)-рамы для вышивания, для впяленья ткани.
Почти в каждом доме можно было увидеть домотканые полотенца, рубахи, подзоры простыней, скатерти, мастерски вышитые крестьянками.
Слайд 7«Узорочное» шитье
Вышивка- удивительный мир сказочно-мифологических образов,состоящий из людей, животных,птиц,деревьев
Мать-сыра земля:женская фигура с

ромбовидной головой и опущенными вниз или вздетыми кверху руками
Солнце,земля,вода:в виде овала или розетки-символ пробуждения
Птицы-павы, олени, кони- знаки добра, счастья, благополучия
Любимый мотив-древо жизни, второй- фантастический цветок.
Слайд 9Немного истории
В 1907 г. в селе Шуньга был основан пункт помощи ручному

труду(30 вышивальщиц).
К 1912( до1925г.) он объединял300 работниц.Изделия продавались в Калифорнию, Францию, Англию.
В 1928г. пункт возродился в дер. Хашезеро под названием «Заонежская вышивка».Потом-это фабрика в с. Шуньга с филиалом в г.Медвежьегорске.
Сегодня предприятие «Карельские узоры»в Медвежьегорске(директор Н.Алехина)выпускает изделия с тамбурной, строчевой и гладьевой вышивкой вручную при помощи машин,используя заонежские узоры.
Слайд 10Литература
Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск,1977.
Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989.
Трифонова Л.В.

Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». Петрозаводск,2004.
Фролова Е. Чистый источник.М.Молодая гвардия,1990.