Западная философия 20-го века

Содержание

Слайд 2

План

Причины изменений в западной философии ХХ века.
Основные направления западной философии, их

План Причины изменений в западной философии ХХ века. Основные направления западной философии,
основные идеи.
Экзистенциализм: понятие и основные направления.
Философское учение М.Хайдеггера. Философия К.Ясперса.

Слайд 3

Западная философия XX века

Окончание Нового времени

На рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены

Западная философия XX века Окончание Нового времени На рубеже XIX-XX вв. появились
в образе жизни и мировоззрении людей

Слайд 4

Новейшая история

Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей»

Изменения, произошедшие в XX веке,

Новейшая история Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей» Изменения, произошедшие в
продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества

Слайд 5

Изменения в обществе в XX веке

Наука

Занимает огромное место в жизни общества

Превратилась

Изменения в обществе в XX веке Наука Занимает огромное место в жизни
в непосредственную производительную силу общества

Слайд 6

Роль науки нельзя оценить однозначно

Наука

Разрешает проблемы общества

Порождает проблемы

Нарастающий экологический кризис

Роль науки нельзя оценить однозначно Наука Разрешает проблемы общества Порождает проблемы Нарастающий экологический кризис

Слайд 7

Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений

Альберт Эйнштейн
1879-1955
Автор общей теории

Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений Альберт Эйнштейн 1879-1955
относительности

Макс Планк
1858-1947
Основоположник квантовой физики

Разработка теории относительности, квантовой теории заставили пересмотреть классическую модель Ньютона

Слайд 8

Бернхард Риман
1826-1866
Немецкий математик

Николай Иванович
Лобачевский
1792-1856
Русский математик, создатель неевклидовой геометрии

Геометрия Евклида дополняется неевклидовыми

Бернхард Риман 1826-1866 Немецкий математик Николай Иванович Лобачевский 1792-1856 Русский математик, создатель
геометриями Римана, Лобачевского и др.

Слайд 9

Изменения в экономической жизни западных стран

С конца XIX века экономика всё меньше

Изменения в экономической жизни западных стран С конца XIX века экономика всё
внимания обращает на национальные и государственные границы

В XX – XXI вв. экономика приобретает глобальный характер

Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира

Слайд 10

Изменения в религиозной сфере

Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные

Изменения в религиозной сфере Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные
взгляды и положения течения

Традиционные религии начинают занимать всё меньшее место в общественной жизни

Слайд 11

Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человека

Горе

Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человека
и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества

Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях

Слайд 12

Изменения в самой философии XX века

В философии общей установкой становится плюрализм (множественность)

Разные

Изменения в самой философии XX века В философии общей установкой становится плюрализм
философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины

Слайд 13

Основные направления западной философии
XX века

Экзистенциализм

Позитивизм и неопозитивизм

Структурализм

Неотомизм

Герменевтика

Психоанализ

Основные направления западной философии XX века Экзистенциализм Позитивизм и неопозитивизм Структурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ

Слайд 14

Позитивизм

Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв.

Философия позитивизма изучает

Способы и

Позитивизм Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв. Философия позитивизма изучает Способы
методы достижения положительного, позитивного знания

Слайд 15

Основоположник позитивизма

Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.

«Знать – чтобы предвидеть,

Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма. «Знать –
предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.

Слайд 16

Позитивизм

Философское направление выступало за то, чтобы философия

Опиралась только на достоверное научное

Позитивизм Философское направление выступало за то, чтобы философия Опиралась только на достоверное
знание

Исследовала лишь факты, а не их внутреннюю сущность

Опиралась на научный метод в исследованиях

Слайд 17

Основные принципы позитивизма

Основные принципы позитивизма

Опыт – первичный и единственный источник знания

Каждая наука

Основные принципы позитивизма Основные принципы позитивизма Опыт – первичный и единственный источник
вырабатывает собственные внутренние принципы исследования объекта

Задача философии – изучение языка и методов науки

Слайд 18

Неопозитивизм

Как особое философское направление неопозитивизм получил широкое распространение в англоязычных странах

Наиболее известные

Неопозитивизм Как особое философское направление неопозитивизм получил широкое распространение в англоязычных странах
представители неопозитивизма

Рудольф Карнап
1891-1970

Альфред Айер
1910-1989

Бертран Рассел
1872-1970

Людвиг Витгенштейн
1889-1951

Джон Остин
1911-1960

Слайд 19

Неопозитивизм

Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем

Единственно возможное знание

Неопозитивизм Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем Единственно

Специально-научное знание

Задача философии

Деятельность по анализу языковых форм знания

Слайд 20

Представители позитивизма и неопозитивизма

Герберт Спенсер
1820-1903

Эрнст Мах
1838-1916

Рихард Авенариус
1843-1896

Мориц Шлик
1882-1936

Рудольф Карнап
1891-1970

Имре Лакатос
1922-1974

Пол Карл Фейерабенд
1924-1994

Представители позитивизма и неопозитивизма Герберт Спенсер 1820-1903 Эрнст Мах 1838-1916 Рихард Авенариус

Слайд 21

Структурализм

Основами для возникновения структурализма стали

Развитие НТР в 60-е гг. XX века

Структурные изменения

Структурализм Основами для возникновения структурализма стали Развитие НТР в 60-е гг. XX
в развитых странах Запада

Процесс культурной интеграции народов

Изменение массового сознания

Слайд 22

Структурализм

Основа структурализма

Системно-структурный подход

Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих

Структурализм Основа структурализма Системно-структурный подход Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
элементов

Слайд 23

Неотомизм

Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви

Конец
XIX

Неотомизм Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви Конец
века

Возникновение неотомизма

Основа неотомизма

Учение средневекового философа Фомы Аквинского

Слайд 24

Неотомизм

Фома Аквинский
1225-1274
Средневековый философ

В философии неотомизма используются пять доказательств бытия Бога, данные

Неотомизм Фома Аквинский 1225-1274 Средневековый философ В философии неотомизма используются пять доказательств
средневековым философом Фомой Аквинским.

Слайд 25

Представители неотомизма

Жак Маритен
1882-1973

Этьен Анри Жильсон
1884-1978

Юзеф Мария Бохенский
1902-1995

Представители неотомизма Жак Маритен 1882-1973 Этьен Анри Жильсон 1884-1978 Юзеф Мария Бохенский 1902-1995

Слайд 26

Неотомизм

Центральный принцип

Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога

Неотомизм Центральный принцип Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения
и отдельной человеческой личности

Центральная проблема

Проблема Бога

Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его

Слайд 27

Основная идея неотомизма

Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью средств науки,

Основная идея неотомизма Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью средств
в том числе философии

Для доказательства бытия Бога используются

Традиционные доказательства

Современные достижения науки

+

Слайд 28

Неотомизм

Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности

Жак Маритен 1882-1973
Французский философ, основатель неотомизма

Личность

Неотомизм Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности Жак Маритен 1882-1973 Французский философ,
является наиболее совершенным и благородным проявлением природы

Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама развивается

Слайд 29

Герменевтика

Термин «герменевтика»

С греческого– разъясняю, истолковываю

Искусство и теория интерпретации текстов

Бог Гермес в греческой

Герменевтика Термин «герменевтика» С греческого– разъясняю, истолковываю Искусство и теория интерпретации текстов
мифологии – посредник между богами и людьми

Слайд 30

Основоположники герменевтики

Фридрих Шлегель
1772-1829
Немецкий философ

Фридрих Шлейермахер
1768-1834
Немецкий философ

Как философская проблема герменевтика была поставлена

Основоположники герменевтики Фридрих Шлегель 1772-1829 Немецкий философ Фридрих Шлейермахер 1768-1834 Немецкий философ
и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером

Слайд 31

Основатель современной герменевтики

Ханс Георг Гадамер 1900-2002
Немецкий философ

Х.Гадамер превратил герменевтику в самостоятельную

Основатель современной герменевтики Ханс Георг Гадамер 1900-2002 Немецкий философ Х.Гадамер превратил герменевтику
науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.

Слайд 32

Герменевтика

Герменевтика как философское знание

Анализ самого процесса понимания движения к истине

Герменевтика

Герменевтика Герменевтика как философское знание Анализ самого процесса понимания движения к истине

Это путь к знанию, сама практика получения истины

Слайд 33

Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд

Психоанализ Основателем психоанализа является австрийский учёный и врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд
первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвёл психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XX века было огромным. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию двадцатого века создали три человека: К.Маркс, Ф.Ницше и З.Фрейд.

Зигмунд Фрейд
1856-1939

Слайд 34

Главные труды З.Фрейда

«Я и Оно»
«Тотем и табу»
«Толкование сновидений»
«Неудовлетворённость культурой»
«Психопатология обыденной жизни»

Главные труды З.Фрейда «Я и Оно» «Тотем и табу» «Толкование сновидений» «Неудовлетворённость культурой» «Психопатология обыденной жизни»

Слайд 35

Теория психоанализа

Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа

Теория психоанализа – это психологическая

Теория психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа
теория, разработанная в конце XIX-
начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. З.Фрейд впервые открыл бессознательное. В центре этого открытия – так называемый эдипов комплекс.

Слайд 36

Эдипов комплекс

Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился сын, оракул

Эдипов комплекс Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился сын,
предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.

Жан Энгр
«Эдип и Сфинкс»
1808 год

Слайд 37

Эдип и Сфинкс

Эдип и Сфинкс.
Гюстав Моро
1864

Сфинкс – монстр с женской головой,

Эдип и Сфинкс Эдип и Сфинкс. Гюстав Моро 1864 Сфинкс – монстр
львиным телом, змеиным хвостом, огромными крыльями. Всякому путнику, направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырёх ногах, на двух и на трёх, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». Чудовище бросилось со скалы, монстр был побеждён, город был освобождён.

Слайд 38

Эдипов комплекс

Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и современной европейской

Эдипов комплекс Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и современной
литературы – было написано много пьес и романов на эту тему. По мнению Фрейда, этот интерес был вызван тем, что Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы.

Гюстав Моро
«Странник Эдип» 1888 г.

Слайд 39

Учение З.Фрейда о бессознательном

Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель психической структуры

Учение З.Фрейда о бессознательном Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель психической структуры личности.
личности.

Слайд 40

Модель психической структуры личности

Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль

Я (Эго) –

Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль
сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль

Оно (Ид) – подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля

Слайд 41

Структура психики человека (по З.Фрейду)

Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я

То, что даётся

Структура психики человека (по З.Фрейду) Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я То,
индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п.

Второй, средний этаж – сознание, Я

Некоторая промежуточная часть психики

Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно

Бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты

Слайд 42

Сознание

Страсти и инстинкты

Требования общества

Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию,

Сознание Страсти и инстинкты Требования общества Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть
агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит

Подавить инстинкты тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям

Слайд 43

Главный вывод Фрейда

Человек никогда не может сам себя знать до конца

Психоанализ

Помогает

Главный вывод Фрейда Человек никогда не может сам себя знать до конца
человеку разобраться в самом себе

Слайд 44

Карл Густав Юнг

К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик З.Фрейда, который

Карл Густав Юнг К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Швейцарский психиатр, ученик З.Фрейда,
пошёл значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Юнг ввёл в научный оборот понятие «коллективного бессознательного». Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком.

Слайд 45

Теория архетипов

Карл Густав Юнг
1875-1961
Швейцарский психиатр

Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного,

Теория архетипов Карл Густав Юнг 1875-1961 Швейцарский психиатр Юнг выдвинул гипотезу о
под которым понимал итог жизни человеческого рода, то, что присуще всем людям.

Слайд 46

Коллективное бессознательное К.Юнга

Перед первой мировой войной К.Юнг в течение нескольких недель видел

Коллективное бессознательное К.Юнга Перед первой мировой войной К.Юнг в течение нескольких недель
один и тот же сон. Будто бы из земли проступает кровь и поднимается всё выше и выше, заливая всё вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нём плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились.
Потом Юнг выяснил, что подобные сны снились многим людям. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей.

Слайд 47

Коллективное бессознательное Юнга

Коллективное бессознательное

Универсальное начало психики, память всего человечества, общечеловеческий опыт

«Наша

Коллективное бессознательное Юнга Коллективное бессознательное Универсальное начало психики, память всего человечества, общечеловеческий
психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества».

К.Г.Юнг

Слайд 48

Архетипы

Коллективное бессознательное

Совокупность архетипов

Архетип

Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система установок и

Архетипы Коллективное бессознательное Совокупность архетипов Архетип Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система
реакций на мир древних людей

Слайд 49

Архетипы

Архетип

Может достичь сознания только с помощью символов

Бог

Бога нельзя увидеть,

Архетипы Архетип Может достичь сознания только с помощью символов Бог Бога нельзя
он всегда дан только через символы

Слайд 50

Символы Бога

Символом Бога для христиан является Иисус Христос

Символом Бога для мусульман является

Символы Бога Символом Бога для христиан является Иисус Христос Символом Бога для мусульман является пророк Мохаммед
пророк Мохаммед

Слайд 51

Архетипы

Наиболее адекватная форма проявления архетипов

Сны

Юнг считал, что к снам

Архетипы Наиболее адекватная форма проявления архетипов Сны Юнг считал, что к снам
нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души

Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка

Слайд 52

Архетипы

Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни девочки принесли альбом с

Архетипы Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни девочки принесли альбом с
изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели у него узнать, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребёнку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.

Слайд 53

Архетипы

Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих

Архетипы Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих
корней, больше не боятся окружающей природы и не доверяют своим снам, они развенчали своих богов и чувствуют себя свободными

Но боги и демоны никуда не ушли, они получили новые обличья и всё так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, наркотиков, неврозов, страхов. Современный человек потерял свою душу и постоянно её ищет.

Слайд 54

Структура психики по К.Юнгу

Юнг выделяет пять структурных элементов психики:
Я,
Анима,

Структура психики по К.Юнгу Юнг выделяет пять структурных элементов психики: Я, Анима, Персона, Тень и Самость.

Персона,
Тень и
Самость.

Слайд 55

Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике

Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике
женщины

Анима – это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего, что психически спонтанно. Она живёт из самой себя и делает нас живущими.

Для сына в первые годы жизни Анима сливается со всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта связь сохраняется на протяжении всей жизни и, либо препятствует человеку, либо даёт ему мужество для самых смелых деяний

Слайд 56

Персона

Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы

Персона Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы
производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу

Слайд 57

Тень

Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас,

Тень Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас,
и что мы прячем где-то глубоко в себе

Слайд 58

Самость

Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в

Самость Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в
относительной или полной гармонии, это – целостный человек, как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся

Символическое выражение самости в буддизме

Слайд 59

Возникновение экзистенциализма

Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками –
1945-1946 гг.

После

Возникновение экзистенциализма Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками – 1945-1946 гг.
Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми. Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь не по своей воле. У меня был приказ. Я его и выполнял. Тогда в сознании философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован обществом? Где же мера индивидуальной ответственности, которая позволяет ему поступить не по существующим законам, а по внутреннему, глубинному побуждению?

Слайд 60

Так в XX столетии появилось
новое философское направление

экзистенциализм

Предельное внимание обращалось на

Так в XX столетии появилось новое философское направление экзистенциализм Предельное внимание обращалось на уникальность человеческого бытия
уникальность человеческого бытия

Слайд 61

Экзистенциализм

Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии

Экзистенциализм сформировался в Западной

Экзистенциализм Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии Экзистенциализм сформировался в
Европе в период между двумя мировыми войнами

Слайд 62

Предпосылки возникновения экзистенциализма

Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно

Это философское отражение

Предпосылки возникновения экзистенциализма Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно Это
драматизма эпохи XX века, самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием

Слайд 63

Основной вопрос экзистенциализма

Экзистенциализм поставил вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации

«Как жить

Основной вопрос экзистенциализма Экзистенциализм поставил вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации
человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

Слайд 64

Духовные предпосылки экзистенциализма

Сёрен Кьеркегор
1813-1855
Датский философ

Эдмунд Гуссерль
1859-1938
Немецкий философ

Большое влияние на идеи экзистенциализма оказали

Духовные предпосылки экзистенциализма Сёрен Кьеркегор 1813-1855 Датский философ Эдмунд Гуссерль 1859-1938 Немецкий
работы датского философа середины 19 века С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 века Э.Гуссерля

Слайд 65

Социально-политические предпосылки экзистенциализма

Нравственный, экономический и политический кризисы

Открытия науки, поставившие человечество на грань

Социально-политические предпосылки экзистенциализма Нравственный, экономический и политический кризисы Открытия науки, поставившие человечество
самоуничтожения

Приближение экологической катастрофы

Усиление жестокости по отношению к человеческой личности

Возникновение тоталитарных режимов фашистского типа

Слайд 66

Основоположники экзистенциализма

Мартин Хайдеггер
1889-1976

Карл Ясперс
1883-1969

Немецкие философы

Жан Поль Сартр
1905-1980

Габриель Марсель 1889-1973

Альбер Камю
1913-1960

Французские философы

Основоположники экзистенциализма Мартин Хайдеггер 1889-1976 Карл Ясперс 1883-1969 Немецкие философы Жан Поль

Слайд 67

Экзистенциализм

Направление в философии
XX века

Рассматривающее человека

Как уникальное духовное существо

Способное к выбору

Экзистенциализм Направление в философии XX века Рассматривающее человека Как уникальное духовное существо
собственной судьбы

Слайд 68

Центральные вопросы экзистенциализма

Существование человека

Смысл жизни человека и его судьбы в мире

Центральные вопросы экзистенциализма Существование человека Смысл жизни человека и его судьбы в мире

Слайд 69

Центральные понятия экзистенциализма

Экзистенция

От латинского existentia - существование

Возможность быть

Эссенция

Сущность

Человек обретает свою

Центральные понятия экзистенциализма Экзистенция От латинского existentia - существование Возможность быть Эссенция
сущность в процессе своего существования

Слайд 70

Главный тезис экзистенциализма

Существование предшествует сущности

Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а

Главный тезис экзистенциализма Существование предшествует сущности Человек сначала существует – думает, чувствует,
потом уже определяет себя в мире

Человек сам определяет свою сущность, сам определяет себя, он хочет быть таким, а не другим

Слайд 71

Существование предшествует сущности

Вначале человек ничего собой не представляет

Человеком он становится впоследствии, таким,

Существование предшествует сущности Вначале человек ничего собой не представляет Человеком он становится
каким он себя делает

Свобода человека есть его существенное определение

Слайд 72

Основное свойство существования

Свобода

Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора

Основное свойство существования Свобода Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора

Слайд 73

Жан-Поль Сартр о существовании, предшествующем сущности

«Возьмём любой предмет, изготовленный человеком, к примеру,

Жан-Поль Сартр о существовании, предшествующем сущности «Возьмём любой предмет, изготовленный человеком, к
нож для разрезания бумаги. Этот нож сделан мастером, который знал, что он делает. Невозможно представить ситуацию, когда мастер изготовляет нож, не имея представления о нём. Классическое традиционное представление о человеке считало последнего творением Божьим. Человек сотворён по определённому понятию, его сущность предшествует существованию. Экзистенциализм переворачивает всё наоборот: человек сначала существует, появляется в мире, а уже затем определяется, становится чем-то».

Жан-Поль Сартр
1905-1980
Французский философ-экзистенциалист, писатель, критик, публицист

Слайд 74

Основные направления экзистенциализма

Светский, или атеистический экзистенциализм

Религиозный экзистенциализм

Человеческое бытие связано с обращением к

Основные направления экзистенциализма Светский, или атеистический экзистенциализм Религиозный экзистенциализм Человеческое бытие связано
Богу, смысл существования в том, что человек – Его образ и подобие

Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, - единственный шанс выразить себя

Слайд 75

Представители светского экзистенциализма

Жан Поль Сартр
1905-1980
Французский философ-экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской премии

Альбер Камю
1913-1960
Французский философ,

Представители светского экзистенциализма Жан Поль Сартр 1905-1980 Французский философ-экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской
писатель, лауреат Нобелевской премии

Мартин Хайдеггер
1889-1976
Немецкий философ

Слайд 76

Представители религиозного экзистенциализма

Николай Александрович Бердяев
1874-1948
Русский философ

Карл Ясперс
1883-1969
Немецкий философ

Габриэль Марсель
1889-1973
Французский философ

Представители религиозного экзистенциализма Николай Александрович Бердяев 1874-1948 Русский философ Карл Ясперс 1883-1969

Слайд 77

Карл Ясперс (1883-1969)

Карл Ясперс – знаменитый немецкий философ, один из основателей экзистенциализма.

Карл Ясперс (1883-1969) Карл Ясперс – знаменитый немецкий философ, один из основателей
Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину и психиатрию – в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. В 1908-1915 гг. работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 г. защитил диссертацию по теме «Общая психопатология». С 1922 г. – профессор философии Гейдельбергского университета. В 1937 г. отстранён от преподавательской деятельности из-за еврейского происхождения жены, в 1938 г. запрещена публикация его работ. С 1948 г. по 1961 г. – профессор философии Базельского университета. Как философ, Ясперс заявил о себе книгой «Психология мировоззрений» (1919), которая считается первой манифестацией философии экзистенциализма в Германии. Ясперс написал большое количество очень популярных на Западе работ. Особенно известна его трёхтомная «Философия».

Слайд 78

Философия Карла Ясперса

Универсальное условие человеческого существования

Коммуникация, взаимодействие с другими личностями

«Всё то, что

Философия Карла Ясперса Универсальное условие человеческого существования Коммуникация, взаимодействие с другими личностями
есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации».
Карл Ясперс

Слайд 79

Виды коммуникации (по Ясперсу)

Массовая коммуникация

Экзистенциальная коммуникация

Человек в своей жизни играет множество ролей

Виды коммуникации (по Ясперсу) Массовая коммуникация Экзистенциальная коммуникация Человек в своей жизни
(пассажир, студент, пациент, зритель). В этом случае в общении он играет роль усреднённого человека, похожего на других. Массовая коммуникация стирает различия между людьми, делает их похожими друг на друга.

В этой коммуникации мы незаменимы. Именно наша неповторимая индивидуальность, личность интересует нашего партнёра по коммуникации. Данная коммуникация возникает чаще всего между любящими людьми. Человек играет не роль, уготованную ему обществом, а самого себя, раскрывает себя.

Слайд 80

«Пограничные ситуации»

Карл Ясперс ввёл в философию понятие «пограничной ситуации»

В жизни каждого человека

«Пограничные ситуации» Карл Ясперс ввёл в философию понятие «пограничной ситуации» В жизни
наступают переломные моменты, ситуации экзистенциального выбора, в которых личность проявляется полнее всего

Карл Ясперс называл их «пограничными ситуациями»

Слайд 81

«Пограничные ситуации»

Это ситуации болезни, страдания, борьбы, переживания вины

Самый яркий пример пограничной ситуации

Смерть

«Пограничные ситуации» Это ситуации болезни, страдания, борьбы, переживания вины Самый яркий пример пограничной ситуации Смерть

Слайд 82

Даже если рядом с нами находятся наши близкие, в этих пограничных ситуациях

Даже если рядом с нами находятся наши близкие, в этих пограничных ситуациях
мы одиноки, именно в них проявляется наша суть - экзистенция

В страдании человек полнее всего осознаёт свою неповторимость, именно здесь он способен показать себя подлинным человеком, проявить «мужество быть»

В этом заключается трагичность человеческого бытия

Только через глубочайшие личностные потрясения мы осознаём смысл своего существования, который в другое время прячется от нас за привычными вещами и событиями

Слайд 83

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Как считают многие западные

Мартин Хайдеггер (1889-1976) Немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Как считают многие
исследователи, Хайдеггер – самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Родился в семье скромного ремесленника. По окончании Фрейбургского университета, много лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрелом возрасте уехал в деревню и прожил там до конца жизни. Основные произведения: «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др.

Слайд 84

«Смысл бытия» в трудах М.Хайдеггера

Современная философия утратила понимание сущности и смысла бытия.

«Смысл бытия» в трудах М.Хайдеггера Современная философия утратила понимание сущности и смысла
Вопрос о бытии – главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.

Слайд 85

Сущность человека

Заключается в особом способе жизни

В существовании в страхе

Чувствуя страх, человек становится

Сущность человека Заключается в особом способе жизни В существовании в страхе Чувствуя
одиноким, его перестаёт интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя

Слайд 86


Страх

Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять

Страх Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека
человека

=

Страх

Боязнь

Это когда что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно

Относится к неопределённой опасности, к миру как таковому

Слайд 87

Понятие «Man» («ман»)

В начале XX века М.Хайдеггер ввёл понятие «Man», «безличного». С

Понятие «Man» («ман») В начале XX века М.Хайдеггер ввёл понятие «Man», «безличного».
помощью частицы Man в немецком языке строятся безличные предложения, типа «светает» или «смеркается». У Хайдеггера Man является особым, безличным способом существования, в котором живёт большинство людей: они читают то, что читают другие, говорят то, что говорят все, поступают так, как поступают все. Все живут как все, никто не хочет проявить своё лицо, решиться на свой оригинальный поступок, проявить своё Я. Man – это стадное существование.

Слайд 88

«Man» М.Хайдеггера

Man

Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех, бездумное поглощение

«Man» М.Хайдеггера Man Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех, бездумное
духовных ценностей, - типичное стадное, животное существование

Существование аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению

Слайд 89

Подлинная жизнь

Человек, живущий подлинной жизнью

Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его никогда

Подлинная жизнь Человек, живущий подлинной жизнью Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь
не получается, как надо, что он не успел сделать и то, и другое и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше

Всегда считает виноватым себя, отвечает за всё, что случилось с ним, потому что он свободен

Я сам выбираю свою жизнь – это трудная и тяжёлая жизнь, но единственно достойная того, чтобы её прожить

Слайд 90

Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера

У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса «Носороги», в

Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса «Носороги»,
которой один человек в маленьком городке вдруг превратился в носорога, и бегает себе по улицам. Многим это понравилось и вот мало-помалу все жители один за другим стали превращаться в носорогов. Не нашлось ни одного, который бы сказал: А я не хочу быть носорогом! Я не хочу быть таким, как все! Я хочу жить своей жизнью!

Слайд 91

Сцена из спектакля «Носороги» первой постановки

Эжен Ионеско имел в виду любую мракобесную

Сцена из спектакля «Носороги» первой постановки Эжен Ионеско имел в виду любую
идеологию, которая через ежедневную агитацию и пропаганду постепенно захватывает и подчиняет себе всех людей. У них нет сил сопротивляться внешнему давлению, потому что у них нет внутреннего духовного стержня, который формируется под влиянием усилий самому определять свою жизнь, самому решать все важные жизненные проблемы. Вот человек и становится носорогом, или послушным роботом, или мыслящей машиной.
Имя файла: Западная-философия-20-го-века.pptx
Количество просмотров: 480
Количество скачиваний: 6