Слайд 2Развитие индустриального общества сопровождалось драматическими событиями – войнами, революциями, восстаниями…Это было время
изменений. «Преобразился мир при громах новой славы».
Слайд 3 Изменились интересы, нравы людей, сброшены путы сословных привилегий и ограничений. Появились
новые хозяева жизни, которые бросили лозунг: «Обогащайтесь!» Утонченная культура аристократов уже не интересовала их. Золотой телец – вот божок «новых людей».
Слайд 4 Смотри: вокруг тебя
Всё новое кипит, былое истребя.
Свидетелями быв вчерашнего паденья,
Едва опомнились младые
поколенья,
Жестоких опытов сбирая поздний плод,
Они торопятся с расходом свесть приход,
Им некогда шутить, обедать у Темиры
Иль спорить о стихах. Звук новой чудной лиры,
Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.
Бальзак «Человеческая комедия»
Слайд 5 Наступила пора разочарования. Всё меньше можно было найти изысканных ценителей тонкостей искусства.
Искусство помпезного классицизма и затейливого и шаловливого рококо ушло в прошлое.
На глазах менялся мир, но далеко не всегда можно было сразу разобраться в сути перемен.
На смену пришли романтизм - мир выдуманной прекрасной мечты, беспощадная правда критического реализма, натурализм - неприглядная изнанка жизни - как вызов обществу.
Слайд 6Направления в литературе
XIX века
Романтизм
Критический реализм
Натурализм
Слайд 7Романтизм
- направление, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, идеализацией, мечтательностью.
Романтики не стремились к
переустройству общества.
Презирая мир разбогатевших лавочников, они
противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной
мечты, в котором видели царство добра и искренности.
Человеком управляет не только мыслящий рассудок,
человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь
чувству.
Слайд 8Критический реализм
- направление, отражающее критическое
отношение к изображаемой реальности.
Реалисты пытаются понять современное
общество,
вскрыть причины уродливых явлений жизни. Герои
являются порождением общества. Человек немыслим
вне социальной среды, даже если ненавидит её, борется
с ней.
Слайд 9Натурализм
- направление, стремящееся к объективному,
бесстрастному воспроизведению реальности;
копирование отталкивающих (нередко низменных)
сторон
жизни.
Перенос законов, существовавших в природе, на
общество людей. Поднимаются темы, считавшиеся
неприличными и запретными: уродливые стороны
бытия, жизнь «людей дна». На всеобщее обозрение
выставлялась неприглядная изнанка жизни.
Слайд 10Джордж Байрон
(1788 – 1824)
«… Чтобы разгадать загадку
мрачной поэзии такого
необъятно колоссального
поэта,
как Байрон, должно сперва
разгадать тайну эпохи, им
выраженной».
В.Г.Белинский
Слайд 11Не пугайся, не думай о духе моём;
Я лишь череп – не страшное
слово,
Мёртвый череп, в котором, не так,
как в живом,
Ничего не таится дурного…
Пей, покуда ты жив, а умрёшь,
может быть,
И тебя из могилы достанут,
И твой череп, как я, кубком будет служить,
Пировать с ним живущие станут…
«Надпись на кубке из черепа»
Дж. Байрон
Слайд 12 О, я не стар! Но мир бесспорно
Был сотворён не для меня!
Зачем же
скрыты тенью чёрной
Приметы рокового дня?
Мне прежде снился сон прекрасный,
Виденье дивной красоты…
Действительность! Ты речью властной
Разогнала мои мечты…
Я изнемог от мук веселья,
Мне ненавистен род людской,
И жаждет грудь моя ущелья,
Где мгла нависнет над душой!
Когда б я мог, расправив крылья,
Как голубь к радостям гнезда
Умчаться в небо без усилья
Прочь, прочь от жизни навсегда.
«Хочу я быть ребёнком вольным…»
Дж.Байрон
Слайд 13Виктор Гюго
(1802-1885)
«Проснитесь, человек бедствует»
«Богач! делись своим состоянием; бедняк! делись своим сердцем».
«Величие лучше
всего проявляется в кротости».
«Мысль – труд ума, мечтательность – его наслаждение. Заменить мысль мечтой – значит принять яд за пищу».
«Улыбка любимой сияет даже ночью».
«Великий художник – это великий человек в большом ребёнке».
Многие его фразы были яркими и поражали
неожиданным оборотом.
Слайд 14«Собор Парижской богоматери»
«Собор Парижской богоматери» таит в
себе тайну и музыку веков.
Его загадочные
химеры олицетворяют ужасы
Средневековья, и автор показывает фигуру
Клода Фроло, монаха-фанатика, ставшего
чудовищем из-за своей грешной и
неутолимой любви к цыганке Эсмеральде.
А урод Квазимодо обладает душой
необыкновенной красоты. И умирает он, как
Ромео рядом со своей Джульеттой, рядом с
телом любимой Эсмеральды.
Слайд 15«Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут
народы под тяжким игом.
Когда я вижу, как мучается
Греция под пятой Турции, как умирает
окровавленная Ирландия, как Австрия своею палкой,
постыдным и тяжёлым скипетром ломает крыло
венецианского льва, как Вена держит в своих когтях
Милан – о, тогда я проклинаю всех тиранов, я
чувствую, что поэт – их судья. Тогда я бросаю нежные
песни и привязываю к своей лире медную струну», -
писатель бросался в бой с любой формой ущемления
прав человека.
Слайд 16Вы царь царей – Наполеон.
А завтра что? Осколки, щепки
И куча дров –
ваш славный трон.
Сегодня Австерлиц, огонь Ваграма,
Иена,
А завтра дымный столб пылающей
Москвы,
А завтра Ватерлоо, скала святой
Елены,
А завтра?.. А завтра – в гробе вы.
Гюго
Слайд 17Генрих Гейне
(1797-1856)
Повинуясь лишь капризу,
То галопом, то на крыльях
Мчится в сказочное царство
Мой возлюбленный
пегас…
Конь мой белый, конь крылатый,
Чистым золотом подкован,
Нити жемчуга – поводья,
Мчись, куда захочешь, конь!
Слайд 18 Они меня истерзали
И сделали смерти бледней, —
Одни своею любовью,
Другие враждою своей.
Они
мне мой хлеб отравили,
Давали мне яду с водой, —
Одни своею любовью,
Другие своею враждой.
Но та, от которой всех больше
Душа и доселе больна,
Мне зла никогда не желала,
И меня не любила она.
Слайд 19Оноре де Бальзак
(1799-1850)
Не хлебом единым жив человек. Бальзак
показал с громадной силой
таланта, как
жернова чудовищной буржуазной мельницы
размалывают судьбы людские, измельчают
души. Но он же заставляет увидеть и
нравственную победу отдельных
личностей, сумевших остаться людьми
среди хаоса эгоистических расчётов,
политического честолюбия, корысти,
стяжательства, и подняться в сферы чистого
чувства.
Слайд 20«В героях Бальзака бьёт через край избыток сил. Их желания
безмерны, их
страсти вулканичны, их радости и печали
убийственны, они действуют как одержимые, живут как в
лихорадке, совершают чудеса воли, ума и выносливости,
доходят до последнего во всём: в низости и благородстве, в
подвигах и в преступлениях. Если они порочны – они
чудовища, если добродетельны – они святые. В
«Человеческой комедии» исчезает всё бесцветное, тусклое –
все краски раскалены, сама темнота ослепительна; сумерки,
полутона поглощаются светотенью, резкой до боли; нет
мёртвой вещественности – всё пламя, порыв. Мир Бальзака
заряжен небывалой энергией. Здесь каждое прикосновение –
удар, каждая царапина – рана».
Владимир Гриб
Слайд 21Бальзак покажет каторжника Вотрена,
умного, почти философа. Покажет
хищника-ростовщика Гобсека, страсть к
накопительству которого маниакальна.
Покажет отца, безоглядно влюблённого
в своих дочерей и не видящего их
холодного эгоизма. Бальзаковский Вотрен
великолепно рассуждает: «Есть две
истории: официальная, лживая история и
история тайная, раскрывающая истинные
причины события, история постыдная».
Вот эту «постыдную» историю своих
дней писатель и раскрыл в «Человеческой
комедии».
Слайд 22Чарлз Диккенс
(1812-1870)
Произведения писателя
показывают изнанку реальной
жизни. Так в «Посмертных
записках Пиквикского
клуба»
правят бал обманщики,
вымогатели, жулики.
Слайд 23В романах «Холодный дом», «Лавка древностей» показана Англия работных домов, трущоб, фабрик.
В романе «Оливер Твист» раскрывается история мальчика из работного дома – страшная жизнь ребёнка в жестоком мире зла и корысти.
Слайд 24«Толпы безработных маршировали по дорогам или
при свете факелов теснились вокруг своих
главарей,
которые вели суровый рассказ о всех
несправедливостях, причинённых трудовому народу,
и исторгали из уст своих слушателей яростные
крики и угрозы… доведённые до отчаяния люди,
вооружившись дубинами и горящими головнями и
не внимая слезам и мольбам женщин, старавшихся
удержать их, шли на месть и разрушение, неся
гибель прежде всего самим себе».
Ч.Диккенс «Лавка древностей»
Слайд 25Эмиль Золя
(1840-1902)
Страстное желание исследовать
французское общество времён Второй
империи подтолкнуло писателя
к
созданию грандиозной семейной
хроники. Действие двадцати романов,
составляющих серию «Ругон-Маккары»,
разворачивается на железной дороге и
бирже, в шахтёрском городке и модном
парижском магазине….
Слайд 26 Эта машинная цивилизация
формирует в человеке «зверя»,
насаждает жажду наслаждений,
культивирует власть
денег и, в конечном счёте,
обезличивает человека.
Слайд 27Редьярд Киплинг
(1865-1936)
«Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с мест
они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный
господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что - племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает».
Слайд 28 О, если разум сохранить сумеешь,
Когда вокруг безумие и ложь,
Поверить
в правоту свою - посмеешь,
И мужество признать вину - найдешь,
И если будешь жить, не отвечая
На клевету друзей обидой злой,
Горящий взор врага гасить, встречая,
Улыбкой глаз и речи прямотой,
И если сможешь избежать сомненья,
В тумане дум воздвигнув цель-маяк...
Р.Киплинг «Если»
Слайд 29«Книга джунглей»
Мир природы – это мир инстинкта,
включающий в себя инстинкт
созидания
и инстинкт разрушения.
Инстинкт жизни рождает Закон
джунглей, регламентирующий
порядок. Природа – основание для
цивилизации. Союз разума и
инстинкта рождает особую силу,
которая превращает Маугли в
властелина джунглей.