Жанр портрета в русской живописи XVIII века

Содержание

Слайд 2

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился в

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился
небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей. Помимо икон он писал и портреты, в полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.

Слайд 3

Екатерина II в Царскосельском парке 1794г, холст, масло, 94.5x66 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боровиковский

Екатерина II в Царскосельском парке 1794г, холст, масло, 94.5x66 см Государственная Третьяковская
создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Слайд 4

Портрет императора Павла I 1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет Павла I

Портрет императора Павла I 1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Портрет Павла I
(1754-1801) – был написан Боровиковским по заказу Академии художеств и предназначался для конференц-зала Академии..
Он представлен на портрете в особом торжественном одеянии, в которое он облачился при короновании.
Павел стоит на возвышении, на фоне фантастической дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Слайд 5

Портрет великой княгини Александры Павловны 1796, холст, масло, 72 x 58 см .

Портрет великой княгини Александры Павловны 1796, холст, масло, 72 x 58 см
Коллекция Гатчинского Дворца Музея

В этом портрете Боровиковский отдает дань сентиментализму, вводя пейзажный фон как своего рода средство характеристики персонажа. Венок из роз, украшающий голову великой княжны, подчеркивает ее юность и свежесть. Подобная характеристика модели усиливается нежным, изысканным колоритом с тончайшими переливами розово-жемчужных тонов. 
Александра Павловна (1783-1801) — великая княжна; старшая дочь великого князя Павла Петровича (императора Павла I) и его второй жены, великой княгини Марии Федоровны. 
Изображена с осыпанным бриллиантами миниатюрным портретом Екатерины II на груди и орденом св. Екатерины Большого креста (звезда).

Слайд 6

Портрет
великой княжны Елены Павловны
1796, холст, масло, 73 x 59 см,

Портрет великой княжны Елены Павловны 1796, холст, масло, 73 x 59 см, Коллекция Гатчинского Дворца Музея
Коллекция Гатчинского Дворца Музея

Слайд 7

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной 1795г, холст, масло75 Х

Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной 1795г, холст, масло75 Х
69,2 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Младшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.

Слайд 8

Лизонька и Дашенька 1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 см Государственная Третьяковская галерея,

Лизонька и Дашенька 1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 см Государственная Третьяковская
Москва.

К несомненным достижениям художника относятся небольшие овальные портреты, написанные маслом на металлических пластинках. Один из них — парный — запечатлел дворовых девушек Львова — Лизоньку и Дашеньку. Молодые грациозные девушки, превосходные плясуньи, одеты и причесаны по моде дворянского круга, словно «барышни-крестьянки». Идиллическое настроение «нежной и чистой дружбы» Боровиковский подчеркивает светлыми тонами, мягкой живописной манерой, тонкой моделировкой нежных и обаятельных лиц.

Слайд 9

Портрет Луизы Жермен де Сталь 1812г, холст, масло, 88.2 x 68 см Государственная

Портрет Луизы Жермен де Сталь 1812г, холст, масло, 88.2 x 68 см
Третьяковская галерея, Москва

Луизa Жермен де Сталь — французская писательница. Она сочиняла пьесы, романы, но более успешным поприщем ее деятельности стали политические памфлеты, теоретические работы по эстетике, в которых Жермена де Сталь высказывала возмущавшие общественность мысли. Композиционно портрет написан просто: в качестве фона выступает гладкая стена; на заднем плане, за плечом модели, виднеется бюст Екатерины II. Одновременно в портрете использованы тонкие цветовые соотношения: он сочетает редкостные зеленовато-голубые тона платья и тюрбана с золотисто-коричневым оттенком пояса и шали.

Слайд 10

Портрет М.И.Лопухиной 1797г, холст, масло,72 x 55,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одно из

Портрет М.И.Лопухиной 1797г, холст, масло,72 x 55,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма. Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины.

Слайд 11

Портрет Д. П. Трощинского между 1796 и 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет

Портрет Д. П. Трощинского между 1796 и 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1754-1829) написан в переходный период творчества Боровиковского, когда в его искусстве еще сохранялись традиции сентиментализма. Крупный государственный деятель, статс-секретарь Екатерины II, Трощинский представлен на портрете, как официальное лицо - в служебном мундире, со всеми знаками отличия - орденами Александра Невского, Святого Владимира второй степени и Святой Анны второй степени. Но при этом он интересует художника и как человеческая индивидуальность. Живой, несколько сумрачный взгляд, сдержанная осанка – во всем этом ощущаются характер, сила и внутренняя цельность.

Слайд 12

Портрет Д. П. Трощинского не ранее 1816, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Около двадцати

Портрет Д. П. Трощинского не ранее 1816, Государственная Третьяковская галерея, Москва Около
лет тому назад художник уже обращался к образу этого незаурядного человека.
Трощинский - крепкий, твердый духом старик, сидит прямо, в несколько принужденной, торжественной, статичной позе, с замкнутым и упрямым выражением лица. Тщательно выписаны морщины на лице, узловатые,  пальцы рук, жестко и точно проведен контур фигуры.
Композиция портрета мастерски построена. Она включает различные аксессуары, аллегорические фигуры и атрибуты. Статуя богини правосудия Фемиды и том «Собрания законов», перья и бумага на столе – символы неустанных трудов и неподкупной совести отставного министра юстиции. Колорит построен на резком сопоставлении строго очерченных локальных пятен – темно-коричневого, бежево-оливкового и тускло-зеленого. Они умело соотнесены друг с другом и подчинены общему тону.

Слайд 13

Портрет Муртазы Кули-хана 1796г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Брат шаха Персии

Портрет Муртазы Кули-хана 1796г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Брат шаха
Ага-Магомета. Был посланником в Петербурге, жил в России в 1795-1800гг. Портрет был заказан императрицей .
Красочность и изысканность цветовой гаммы придают величавой позе принца торжественность и монументальность. А роскошное восточное одеяние, сочетающее атлас, сафьян, меха и драгоценности, превращает портрет Муртазы-Кули-Хана в один из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.

Слайд 14

Портрет поэта Г.Р.Державина 1795г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет близкого знакомого

Портрет поэта Г.Р.Державина 1795г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет близкого
Боровиковского, крупнейшего русского поэта допушкинской поры Гаврилы Романовича Державина (1743-1816), написанный, по всей вероятности, непосредственно с натуры, представляет героя, одетого в светло-синий сенаторский мундир, с орденом Святого Владимира второй степени на красной ленте на фоне рабочего кабинета. Служитель муз и государственный деятель, автор  поэтических творений и сенатор, кабинет-секретарь Екатерины II, президент Коммерц-коллегии, министр юстиции – Державин предстает на портрете как истинный представитель эпохи Просвещения, в ком гармонически сочетаются разум и чувства, переплетаются эмоциональное и рациональное начала.

Слайд 15

Портрет Михаила Десницкого 1803, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет Михаила Десницкого был

Портрет Михаила Десницкого 1803, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Михаила Десницкого был
написан в период пребывания Боровиковского в масонской ложе «Умирающий сфинкс», к которой был причастен и сам герой портрета. Михаил Десницкий предстает перед зрителем в епископском облачении. Сочетание красного, черного и золотого создает насыщенную, торжественную и декоративную гамму. На груди у священника – панагия, крест, и два ордена – Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны первой степени.
Судьба сводила этого человека со многими яркими личностями эпохи. Сам он происходил из семьи священника и обучался в семинарии Троице-Сергиевой лавры.

Слайд 16

Портрет А. Б. Куракина 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург .

Александр Борисович Куракин (1752-1818)

Портрет А. Б. Куракина 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург . Александр Борисович
– «великолепный князь», как называл его Г.А. Потемкин, прославился среди современников страстью заказывать свои портреты.
Боровиковский пишет Куракина в тот период, когда тот, сделав в первые месяцы царствования Павла I головокружительную придворную карьеру и став вице-канцлером. Художник изобразил его в полном одеянии кавалера Мальтийского ордена. Мантия кавалера Ордена Святого Андрея Первозванного надета поверх далматика Мальтийского ордена, на груди у князя ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Иоанна Иерусалимского. Слева на портрете изображен скульптурный бюст Павла I.

Слайд 17

Портрет Каталикоса Грузии Антония III 1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Каталикоса Грузии Антоний,

Портрет Каталикоса Грузии Антония III 1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва Каталикоса Грузии
в миру Теймураз Багратиони, происходил из древнего царского рода. С 1811 года Антоний жил в России - сначала в Москве, затем в Тамбове и Санкт-Петербурге, а потом – в Нижнем Новгороде.
Художник изобразил священника в парадном облачении с орденами Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского. В левой руке он держит посох, правой – благословляет. Боровиковский точно, определенно, уверенно выписывает узоры затканных золотом и жемчугом тканей, бриллиантовых и сканых оправ панагий и резного набалдашника патриаршего посоха.. Это традиционное, официальное, парадное изображение – нарядное и красочное, выполненное с соблюдением всех сложившихся для подобного рода произведений канонов
Имя файла: Жанр-портрета-в-русской-живописи-XVIII-века.pptx
Количество просмотров: 245
Количество скачиваний: 0