Жанр Рецензии и его специфика

Содержание

Слайд 2

Жанры и работы 3 модуля

Рецензия (2 – на книгу Ю. К. Щеглова

Жанры и работы 3 модуля Рецензия (2 – на книгу Ю. К.
и на книгу / большую статью по теме курсовой)
Обзор литературы по вопросу (составная часть курсовой)
Обзор конференции
Доклад
Презентация
***Репетиция экзамена

Слайд 3

Экзамен

3 части:
1) библиографические описания
2) аннотация статьи
3) редактирование текста
Итоговая оценка: 70% (3 модуль

Экзамен 3 части: 1) библиографические описания 2) аннотация статьи 3) редактирование текста
(2м+3м))+30% (экзамен)

Слайд 4

В чем ошибка?

В статье Ю. М. Лотмана рассматривается вопрос об использовании

В чем ошибка? В статье Ю. М. Лотмана рассматривается вопрос об использовании
грамматических форм мужского рода в стихотворении Пушкина «К морю». Исследователь опровергает версию о том, что употребление этих форм является ошибкой поэта, ссылаясь на другое стихотворение Пушкина, «К Вяземскому». Ученый показывает, что полотно Рубенса повлияло на сюжет стихотворения «К морю».

Слайд 5

Как лучше сказать?

В статье «Как сделана Шинель Гоголя», один из основоположников

Как лучше сказать? В статье «Как сделана Шинель Гоголя», один из основоположников
русского формализма Б.М. Эйхенбаум рассматривает повествовательные приемы, которые использует Гоголь. Главным из них ученый считает сказ. В результате исследования он выделяет два его типа – повествующий и воспроизводящий. Для Гоголя характерен второй тип. Большую роль в статье играет анализ речевого тона. В итоге Эйхенбаум делает вывод, что вся новелла строится на чередовании анекдотического и мелодраматического тонов. В заключении, автор выдвигает новую интерпретацию пресловутого «гуманного места» как приема. Статья будет интересна историкам словесности, всем увлекающимся Гоголем и любителям литературы.

Слайд 6

Тема и рема. Когерентность (связность) текста

Тема – это то, о чем говорит

Тема и рема. Когерентность (связность) текста Тема – это то, о чем
автор. В этом предложении: слово «Тема» как раз и является темой.
Рема – что об этом говорит автор. В этом предложении: Рема (Тема) – это что об этом говорит автор (Рема).
Если Тема — это отправная точка сообщения (=«старое», известное), то Рема — это то, что об этом сообщается (=новое, неизвестное). Как правило, в предложении Рема стоит после Темы.

Слайд 7

Варианты связки темы и ремы

Пучок: к Теме крепится несколько Рем.
Тема и

Варианты связки темы и ремы Пучок: к Теме крепится несколько Рем. Тема
Рема, (Тема 1) как правило, больше одного слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).
В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.

Слайд 8

2) Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.

Любой автор

2) Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы. Любой
пишет (тема 1) по-своему логично (рема 1).
Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).
Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) часто необходимо восстанавливать (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).
Чтобы восстановить логику автора (рема 3 стала темой 4), нужно понять (догадаться), какими смысловыми элементами (кирпичиками) мыслит автор и как, чем он их соединяет (рема 4).

Слайд 9

3) Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем

3) Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем
предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.

Вдумчивое чтение (тема 1) — долгий процесс. (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на чтение интересного абзаца вам потребуется не менее десяти минут (повтор ремы 1).

Слайд 10

4) Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле

4) Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле
более мелких Тем и Рем.

Вдумчивое чтение (тема 1) — долгий процесс (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац вам потребуется не менее десяти минут (повтор ремы 1).
На странице может быть шесть абзацев, значит страницу мы читаем около часа. Худенькая книжечка в двести сорок страниц, в таком случае, отнимет у вас десять полных суток без. Если читать непрерывно по восемь часов в день — месяц…
Весь этот абзац — раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).

Слайд 11

Задание № 1:
укажите в каждом предложении тему (Т) и рему (Р) и

Задание № 1: укажите в каждом предложении тему (Т) и рему (Р) и тип их связи
тип их связи

Слайд 12

Задание № 2:

Найдите разрыв в последовательности Т-Р

Задание № 2: Найдите разрыв в последовательности Т-Р

Слайд 13

Рецензия как жанр

Цели и задачи рецензии
дать представление о рецензируемом сочинении, его содержании

Рецензия как жанр Цели и задачи рецензии дать представление о рецензируемом сочинении,
прежде всего;
обрисовать ближайший контекст восприятия (какое место сочинение занимает в научной биографии автора, среди похожих сочинений, что нового/необычного);
дать оценку (объективную и субъективную) рецензируемому сочинению = должен ли читатель рецензии немедленно прочесть и само сочинение?

Слайд 14

Типы рецензий (по объектам и прагматике)

Рецензия на художественное произведение (книгу, фильм, выставку и

Типы рецензий (по объектам и прагматике) Рецензия на художественное произведение (книгу, фильм,
т. д.)
Научная рецензия (на научные сочинения)
а) журнальные/газетные рецензии, предназначенные для публикации и, соответственно, для большого числа читателей;
б) рецензии (= отзывы) на диссертации, дипломы, курсовые работы, предназначенные для «внутринаучного» использования, но предполагающие публичное оглашение;
в) внутренние, предварительные рецензии, предшествующие публикации (peer review) – тоже «внутринаучный» жанр, но не предполагающий обнародования

Слайд 15

Типы рецензий (в зависимости от объекта рецензирования)

монорецензии (посвященные одной работе)
монографические рецензии (посвященные нескольким

Типы рецензий (в зависимости от объекта рецензирования) монорецензии (посвященные одной работе) монографические
работам одного автора)
рецензии-обзоры (посвященные нескольким работам или проблемам)

Слайд 16

Зачем нужны рецензии?

Рецензия – способ быстрого знакомства с новой литературой (главный акцент

Зачем нужны рецензии? Рецензия – способ быстрого знакомства с новой литературой (главный
– на реферативной части)
Рецензирование - важнейший элемент саморегуляции научного сообщества: экспертная оценка и экспликация научных позиций
→ необходимость объективной оценки прежде всего!
Однако рецензия – самый полемический научный жанр
Имя файла: Жанр-Рецензии-и-его-специфика-.pptx
Количество просмотров: 230
Количество скачиваний: 1