Содержание
- 2. Кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели наши предки
- 3. Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"-уникальная книга о русской народной одежде от времен Древней
- 4. Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры, рассмотрите все детали русского
- 5. Зимний женский костюм Московской губернии
- 6. В Московскую губернию стекались купцы со всех уголков державы и заморских стран, привозя с собой ткани,
- 7. Верхняя одежда по крою представляла собой отрезную в поясе "распашонку". Полушубок шили мехом внутрь из белых
- 8. Летний женский костюм Костромской губернии
- 9. С раннего детства девочки наблюдали за тем, как наряжаются их мамы и старшие сестры. Они разглядывали
- 10. Также в селе Красном делали гладкие обручальные кольца и кольца-супиры (тонкий перстень со вставкой из стекла
- 11. Помимо растительных элементов, в вышивке также присутствовали животные и птицы. Лебеди были олицетворением девушки и невесты,
- 12. Выставка книги и выставка кукол из Энциклопедии "Русская народная одежда в образах авторских кукол« «Женские образы
- 13. Один из разделов декоративно-прикладного искусства – создание игрушки. Кукла – первая среди игрушек. Как писал А.
- 14. Ко второй группе относятся куклы как модель: куклы для украшения (интерьерные, витринные, сувенирные, коллекционные, музейные), пугала,
- 15. Отношение крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть,
Кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть,
Особенности женских образов четко выражены в кукле. Это образы, в которые вложена любовь, тепло и душа .
Слайд 3Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"-уникальная книга о русской народной
Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"-уникальная книга о русской народной
Слайд 4Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры,
Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры,
Слайд 5Зимний женский костюм
Московской губернии
Московской губернии
Слайд 6В Московскую губернию стекались купцы со всех уголков державы и заморских стран,
В Московскую губернию стекались купцы со всех уголков державы и заморских стран,
На голову повязывали платок из тончайшей шерстяной пряжи с набивным рисунком.
Слайд 7Верхняя одежда по крою представляла собой отрезную в поясе "распашонку". Полушубок шили
Верхняя одежда по крою представляла собой отрезную в поясе "распашонку". Полушубок шили
Слайд 8Летний
женский
костюм
Костромской губернии
женский
костюм
Костромской губернии
Слайд 9С раннего детства девочки наблюдали за тем, как наряжаются их мамы и
С раннего детства девочки наблюдали за тем, как наряжаются их мамы и
Возможность носить украшения девочки получали только в подростковом возрасте. Украшения были дешевыми и часто мастерились из подручных материалов. В ход шли сухие ягоды, плодовые косточки, найденные на улице бусины и ленты, подаренные родителями на Рождество. Повзрослев, девушки начинали носить бусы из жемчуга, янтаря, красного круглого стекла, а также цепочки из серебра. Представительницы богатых семей надевали на шею до пяти широких цепочек, на одной из которых обязательно должен был висеть серебряный крест. Чем дороже была цепочка, тем больший по размеру крест должен был на ней быть. Костромские девушки не испытывали дефицита в украшениях, так как одним из ведущих промыслов в их краях был ювелирный. Красносельские мастера изготавливали из серебра с позолотой серьги-калачи, серьги-сердечки, серьги-звездочки и серьги-змейки. Были распространены также серьги-голубцы, украшенные эмалью и жемчугом. Любили костромские девушки также серьги-двойчатки и тройчатки. Для их декора применяли мелкий жемчуг и сердолик. Очень нравились молодым женщинам ажурные серьги с многочисленными подвесками, издававшими при движении головой мелодичный звон.
Слайд 10Также в селе Красном делали гладкие обручальные кольца и кольца-супиры (тонкий перстень
Также в селе Красном делали гладкие обручальные кольца и кольца-супиры (тонкий перстень
Название «сарафан» пришло к нам из персидского языка, где слово «сарапай» означало «парадная одежда». В женском гардеробе сарафан появился только в ХVI веке, а распространенной одеждой стал лишь в середине XVII века.
Вышивая узоры, мастерица не только украшала одежду, она проводила еще и своеобразный магический ритуал. В народе считалось, что вышитые узоры приносят счастье и удачу, оберегают здоровье и достаток в доме, кроме того, вышитый орнамент должен был защитить человека от злых духов.
Слайд 11Помимо растительных элементов, в вышивке также присутствовали животные и птицы.
Лебеди были олицетворением
Помимо растительных элементов, в вышивке также присутствовали животные и птицы. Лебеди были олицетворением
Душегрея была непременной частью сарафанного комплекса. Это один из немногих предметов гардероба, который носили как молодые девушки, так и замужние женщины.
Слайд 12Выставка книги
и
выставка кукол
из
Энциклопедии "Русская народная одежда в образах
Выставка книги
и
выставка кукол
из
Энциклопедии "Русская народная одежда в образах
«Женские образы в куклах»
Слайд 13Один из разделов декоративно-прикладного искусства – создание игрушки. Кукла – первая среди
Один из разделов декоративно-прикладного искусства – создание игрушки. Кукла – первая среди
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
С конца XIX века кукла как культурное явление находилась в центре внимания многих искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, специалистов по детской игрушке, коллекционеров. Изучение истории куклы способствует познанию большого пласта культурного наследия – от древности и до наших дней.
Не раз предпринималась попытка классифицировать кукол. Но при этом в большей или меньшей степени высвечивалась какая-то одна из многочисленных функций, поэтому наиболее органичной остаётся по сей день классификационная система Ю.М. Лотмана. Он разделил их на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.
К первой группе «куклы-игрушки» относятся: детские игрушки, театральные куклы, обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные куклы. К числу утилитарных относятся такие, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчинённое значение. Утилитарной является русская «баба на чайник», выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: сосуды, солонки, тряпочные прихватки в виде кукол, куклы-подушки и пр.
Слайд 14Ко второй группе относятся куклы как модель: куклы для украшения (интерьерные, витринные, сувенирные, коллекционные,
Ко второй группе относятся куклы как модель: куклы для украшения (интерьерные, витринные, сувенирные, коллекционные,
В огромном разнообразии кукол есть особый вид, их практическая польза и функциональность не имеют значения. Они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Это авторские куклы. Они задумываются и рождаются подобно музыке или живописи, и главное в них – художественный образ. Художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы. Авторские куклы хранятся в музеях и частных коллекциях, а чудесные мастера-кукольники находят признание во всём мире.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях, превратились в детскую игрушку.
Кукла – наиболее распространённая игрушка. В крестьянской семье отношение к кукле было серьёзным. Причём в куклы играли не только девочки, но и мальчики. Куклы делали из тряпок, дерева, лепили из глины, вертели из соломы; куклой могли стать и берёзовое полено, завёрнутое в старую тряпку, и туго свёрнутый головной платок, и щепочка. Куклы из ткани шили матери, бабушки и обучали этому искусству девочек. Уже с пяти лет такую потешку могла делать любая девочка, она обшивала свою куклу нарядами из лоскутков, ненужных тряпочек.
Слайд 15Отношение крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не
Отношение крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не
Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности, они оживлены собственной фантазией, и пусть они не совершенны, и не улыбаются фарфоровыми личиками, зато в них есть что-то такое, от чего теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью.
В первую очередь, кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-то сложных приёмов и инструментов для изготовления.
Приглашаем вас в кукольный мир, попробуйте сами изготовить обрядовую куклу, игровую, интерьерную, куклу-оберег в народном костюме.