Живопись на рубеже XIX-XX веков

Содержание

Слайд 2

Как и в литературе, в изобразительном искусстве конца XIX - начала

Как и в литературе, в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX
XX века существовало множество направлений, каждое из которых имело своих поклонников и противников. Возник ряд группировок, кружков, объединений художников. Появились новые приёмы, стили письма, новые изобразительные жанры. Всё это стимулировало общественный интерес к живописи, который, в свою очередь, вызвал настоящий расцвет выставочной и издательской деятельности в этой области.

Слайд 3

Реалистическое направление, ставящее своей задачей творческое, но при этом как можно

Реалистическое направление, ставящее своей задачей творческое, но при этом как можно более
более верное воспроизведение действительности, в живописи той поры представлял
И.Е. Репин.
В 1890-х -1900-х годах он создал много портретов, в которых сильное и колоритное письмо сочетается с глубоким психологизмом, умением использовать позу, жест модели для её образной характеристики.

Слайд 4

И.И. Левитан, блестяще владевший навыками пейзажного письма, в конце XIX века

И.И. Левитан, блестяще владевший навыками пейзажного письма, в конце XIX века создал
создал жанр «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения». В его работах состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души; пейзажные зарисовки передают целую гамму общепонятных ассоциаций и переживаний – от тревожных до интимно-лирических («Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Март»).

Слайд 5

Заметным явлением для той эпохи было также творчество
В.М. Васнецова, одного

Заметным явлением для той эпохи было также творчество В.М. Васнецова, одного из
из первых художников, обратившихся к русскому фольклору. Он писал свои картины по мотивам русских былин и народных сказок («Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»), а также на темы из национальной истории («Царь Иван Васильевич Грозный»). В росписях Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался возродить церковную монументальную живопись, которая во второй половине XIX века пришла в полный упадок.

Слайд 6


Самым ярким представителем импрессионизма в России считается К.А. Коровин. В 1900-х

Самым ярким представителем импрессионизма в России считается К.А. Коровин. В 1900-х годах
годах он использует светлую, как бы мерцающую цветовую гамму, импульсное эскизное письмо, а в 1910-х годах обращается к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом . Работая театральным декоратором, Коровин создал новый тип красочных, зрелищных декораций.

Слайд 7

Центральной фигурой искусства рубежа веков может по праву считаться ученик Репина

Центральной фигурой искусства рубежа веков может по праву считаться ученик Репина В.А.
В.А. Серов. Его творчество формировалось под влиянием реализма, однако в таких работах, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем» заметны черты раннего русского импрессионизма. Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обострённым чувством красоты и способностью к трезвому анализу. С 1900-х годов импрессионистские черты в творчестве Серова постепенно исчезают, зато всё более последовательно развиваются принципы стиля модерн.

Слайд 8

В 1903 году московские участники выставок учредили объединение «Союз русских художников».

В 1903 году московские участники выставок учредили объединение «Союз русских художников». Для
Для творчества основного ядра «Союза русских художников» характерны демократическая направленность, интерес к родной природе и самобытным чертам народной жизни. В недрах «Союза» развивался русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К.Ф. Юон, «Троицкая лавра зимой»).

Слайд 9

В 1907 году в Москве возникло другое крупное художественное объединение –

В 1907 году в Москве возникло другое крупное художественное объединение – «Голубая
«Голубая роза». Его участники испытали, с одной стороны, влияние постимпрессионистских приёмов Борисова-Мусатова, а с другой – стилистики модерна. Отсюда характерные черты их живописи: плоскостность и декоративная стилизация форм, поиск утончённых цветовых решений, лиризм образов, ориенталистские мотивы.

Слайд 10

Художники объединения «Бубновый валет» противостояли как традициям реализма XIX века, так

Художники объединения «Бубновый валет» противостояли как традициям реализма XIX века, так и
и мистико-символистическим тенденциям начала ХХ века. Основным принципом своего искусства они сделали выявление изначальной материальности и «вещности» натуры. Построение формы цветом, подчеркнутая деформация и обобщение объёмов, нарочитая грубость и осязаемость фактуры, броская, жизнерадостная, почти лубочная красочность – благодаря всему этому художники «Бубнового валета» утверждали в живописи чувственно-полнокровные, красочные стороны бытия. Чуть позже важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм.

Слайд 11

Футуризм улавливался в абстрактном искусстве, принципиально отказывающемся от каких-либо признаков изображения реальных

Футуризм улавливался в абстрактном искусстве, принципиально отказывающемся от каких-либо признаков изображения реальных
предметов в живописи и графике и составляющем при помощи цветовых пятен и линий неизобразительных композиций, предназначенных выразить чувства и фантазии автора. Теоретиками и практиками абстрактного искусства в России стали
В.В Кандинский («Дамы в кринолинах», «Импровизация № 7») и К.С. Малевич («Чёрный квадрат»).
времени относятся и первые эксперименты русских художников в
Имя файла: Живопись-на-рубеже-XIX-XX-веков.pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0