Державин

Содержание

Слайд 2

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа
чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел,- Не собой блистал я – богом, Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, – Добродетельми казались Мне они равны богам. Если на победы громки Я венцы сплетал вождям, Думал перелить в потомки Души их и их детям.
«Признание»

Слайд 3

Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи

Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи
Казанской губернии.

В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии.

В 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако, солдатом, в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II.

Слайд 4

В 1773-1774, уже офицером, Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева.

В 1773-1774, уже офицером, Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева.

В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования.

Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество.

После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

Слайд 5

Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть

Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть
“посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. Впоследствии, в 1794 г., Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 - министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Слайд 6

Ода «Властителям и судиям»

Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма пророка

Ода «Властителям и судиям» Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма
Асафа. Прочитайте псалом и сравните его с одой Г.Р.Державина.
Псалом 81
Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд.
Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость.
Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы.
Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».
Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».

Слайд 7

«Властителям и судиям»

- Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”?

-

«Властителям и судиям» - Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и
Чем же заняты эти люди на самом деле?

- Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?

- К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему?

- Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение?

Слайд 8

К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны.

К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны.
Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».

Слайд 9

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина

"Поэзия не родится вдруг, но, как

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина "Поэзия не родится вдруг, но, как
все живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской"; "С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. <...> Державин <...> чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства" – говорил о Державине Белинский, определяя его место в российской литературе. На основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов лирика обрела свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самоцельной. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы - так сказать, тело, а Державин вдохнул в нее живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.

Слайд 10

Тематика поэзии Державина

Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия

Тематика поэзии Державина Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя
есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.
Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию.

“Заздравный орел”

“Ключ”

“Русские девушки”

Слайд 11

Новаторство в поэзии Державина

Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной.
Мы

Новаторство в поэзии Державина Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой,
можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.
Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.
Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.
Прекрасное сумел увидеть в обыденном.

Слайд 12

Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Слайд 13

“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах.

“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах.
Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...”

Слайд 14

Пора подведения итогов поэтической жизни ознаменована вольным переводом оды Горация "Exegi monumentum..."

Пора подведения итогов поэтической жизни ознаменована вольным переводом оды Горация "Exegi monumentum..."
под заглавием "Памятник" (1795), где наряду с переводом Горация ("Так! - весь я не умру, но часть меня большая, // От тлена убежав, по смерти станет жить"), Державин вводит в свой текст конкретную поэтическую самооценку: как таковой, этот мотив тоже является горацианским, но его реалии - это поэтическая биография Державина: Что первый я дерзнул в забавном русском слове О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Стихотворение «Памятник»

Слайд 15

Без того, что Державин достиг в своем творчестве, намного превысив поэтические достижения

Без того, что Державин достиг в своем творчестве, намного превысив поэтические достижения
своих предшественников и современников, русская поэзия не поднялась бы до важнейшего открытия лирики русской романтической школы. Автопсихологизм Жуковского, Батюшкова, Баратынского - это следующий шаг поэзии вслед за автобиографизмом Державина. Органическое же слияние автобиографизма и автопсихологизма осуществилось в лирике Пушкина. Так определяется место Державина в истории русской поэзии: он - связующее звено национальной поэтической традиции, переходная фигура на пути от рациональной лирики к поэзии "чувства и сердечного воображения".
Имя файла: Державин.pptx
Количество просмотров: 296
Количество скачиваний: 4