Золотая осень в красках Хохломы

Содержание

Слайд 2

Великое искушение овладело хохломскими художниками, захотелось им перещеголять по красоте царскую посуду,

Великое искушение овладело хохломскими художниками, захотелось им перещеголять по красоте царскую посуду,
и стали они раскрашивать свои чаши, блюда, поставцы радостными рисунками, которые подсмотрели в родной природе. На одних изобразят прилепившиеся друг другу густые кустики осоки, острые концы которой весёлый ветерок закрутил в колечки, на других эти кустики сцепились в гирлянду и струятся по наружной поверхности плавной волной – любо-дорого глядеть на эту «травку».

Слайд 3

Хохломская миска требовала к себе особого почтения, несколько человек над ней трудились,

Хохломская миска требовала к себе особого почтения, несколько человек над ней трудились,
вкладывая своё умение, талант и душу. Нелёгок был этот труд и долог по времени. Не один и не два дня пройдут, прежде чем из срубленного в лесу дерева родиться расписная посудина.

Слайд 4

Начиналось все с баклуши – грубой заготовки, болванки для будущего изделия.
После за

Начиналось все с баклуши – грубой заготовки, болванки для будущего изделия. После
дело принимался токарь и вытачивал из нее ладную посудину, которую приятно было подержать в руках, и которая хранила ещё аромат живого дерева.

Слайд 5

В торговый день красильщик покупал сделанное токарем «бельё»( так называли и называют

В торговый день красильщик покупал сделанное токарем «бельё»( так называли и называют
до сих пор нераскрашенные деревянные изделия) и начиналась работа.
Просушенную чашу несколько раз покрывали раствором вапа (жирной глины темно-коричневого цвета) и льняной олифой, чтобы заделать все мелкие трещинки и поры в древесине, несколько раз отправляли в печь.
После чего слой вапа закрывался полудой – втирался порошок олова и чашу уже было не отличить от серебряной. Затем посуда попадала в руки художника, который наносил знакомый нам всем узор.

Слайд 6

В конце на чашу наносили лак, сделанный на основе льняного масла, и

В конце на чашу наносили лак, сделанный на основе льняного масла, и
отправляли последний раз в печь на обжиг. Из печи выходила всем на загляденье золотая расписная чашка или кружка.

Слайд 7

Фон хохломских изделий черного цвета, а обязательный элемент росписи - присутствие золота.

Фон хохломских изделий черного цвета, а обязательный элемент росписи - присутствие золота.
К традиционным чертам относят изображения ягод, ветвей и листочков, животных и птиц.

Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески.
Солнечно-медовой золотой листвы.

Слайд 8

Существует два основных типа росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят

Существует два основных типа росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху
рисунок, и «под фон» — когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

«Верховое» письмо

Письмо «под фон»

Слайд 9

Самый простой способ росписи называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической

Самый простой способ росписи называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической
фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

Слайд 10

Рисунок в технике «Травка», наносится отрывистыми мазками, крупными выполняют листья, мелкими –

Рисунок в технике «Травка», наносится отрывистыми мазками, крупными выполняют листья, мелкими –
травинки и капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера особого терпения и внимания.

Слайд 11

Очень напоминает «Травку» еще одна техника росписи под названием «Ягодка». Этот стиль

Очень напоминает «Травку» еще одна техника росписи под названием «Ягодка». Этот стиль
выглядит богаче и декоративнее. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, из ягод — мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

Слайд 12

Для росписи «Кудрина» характерна некая витиеватость растительных узоров. Орнамент выполняют золотой краской

Для росписи «Кудрина» характерна некая витиеватость растительных узоров. Орнамент выполняют золотой краской
и наносят его очень тонкой кисточкой.

Слайд 13

Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в

Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в
деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы.

Слайд 14

Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству.

Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству.
Хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.

Слайд 15

В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове,

В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове,
где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Имя файла: Золотая-осень-в-красках-Хохломы.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0