Биология в средние века. (Лекция 4)

Содержание

Слайд 2

По одной из версий, Аюрведа является ветвью Атхарваведы, которая содержит более 6,000

По одной из версий, Аюрведа является ветвью Атхарваведы, которая содержит более 6,000
гимнов, описывающих анатомию, физиологию и хирургию, типы конституции вата, питта и капха, различные моменты, связанные с пересадкой органов и использованием трав.
Веда жреца огня Атхарвана — древнеиндийское собрание текстов, датируемое приблизительно 1,000 лет до н.э., представляющих собой заговоры и заклинания. Подобное содержание противопоставляет Атхарваведу другим ведам, ориентированным на восхваление и почитание богов (http://www.vostlit.ru/KartSerial/kart077.htm). В ряде гимнов «Атхарваведы» получили отражение верования местных неарийских племен (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st006.shtml).
Гимн АВ I.23-24 описывает проказу и рекомендует применять раджани аушадхи (rajanī auṣadhi) - растение с чёрными стеблями и тёмными пятнами, т.е., возможно, лишайник (W).
Основные принципы Аюрведы возникли, как считают, ок. VIII в. до н.э., а окончательное формирование системы завершилось к X в. н.э.
Основные трактаты — «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» — написаны, скорее всего, в последние века до рождества Христова (появление индийского письма).
Автором знаменитой «Аштанга-хридаи-самхита» считается Вагбхата Муни (V-VI вв. н.э.), по легенде -
основатель города-страны врачей Махаджанху.

Медицина средневековой Индии и Тибета

Слайд 3

«Он родился в Синдхе в семье брахманов … врачей … когда …

«Он родился в Синдхе в семье брахманов … врачей … когда …
уже был практикующим врачом, у правителя Синдха тяжело заболела дочь … Правитель, уже не веривший в выздоровление дочери, был настолько счастлив, что подарил Вагбхате часть своего царства. В пятидесяти километрах к северу от современного Хайдарабада, в округе Карачи (Пакистан) … был построен город Махаджанху, ставший столицей царства Вагбхата Муни» (http://ashtanga.narod.ru/vagbhata.htm).
Один из самых знаменитых врачей средневековья - кашмирский врач Вагбхата младший (VII в. н.э.) – ему некоторые историки приписывают «Аштанга-хридая-самхита» в окончательном варианте, послужившем основой для тибетской «Чжуд ши».
Аюрведа — не только медицинская, но и философская система. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящей с ней в теснейшей мистической взаимосвязи.
Всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных элементов: воздуха, огня, воды, земли и эфира (сформированных из трех гун: саттвы -ясности, раджаса - энергии и тамаса - инерции). Сочетания 5 элементов образуют три фундаментальные жизненные силы (доши).
Центральное положение - здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами — Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).

Слайд 4

Аюрведа оказала влияние на развитие арабской и европейской медицины; ее базовые процедуры

Аюрведа оказала влияние на развитие арабской и европейской медицины; ее базовые процедуры
(диагностика по дыханию и пульсу, диеты, очистительные процедуры, ванны и обливания) вошли в медицинскую практику всех стран.
В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками.
В последние несколько десятилетий - приобретает все большую популярность на Западе и в России.

Слайд 5

Тибет. На формирование и развитие традиционной тибетской медицины большое влияние оказали медицинские

Тибет. На формирование и развитие традиционной тибетской медицины большое влияние оказали медицинские
системы соседних стран, прежде всего Индии и Китая, с которыми Тибет издревле поддерживал политические и культурные связи.
Браки основателя тибетского государства Сронцзан-гампо (VII в.) с китайской и непальской принцессами, прибывшими с большими свитами, в которых были и врачи, способствовали ознакомлению тибетцев с китайскими и индийскими методами лечения.
При этом же царе была изобретена письменность, что открыло широкую дорогу созданию оригинальных трудов на тибетском языке, среди них – «Чжуд ши» (четыре тантры) —
«центрально-азиатский или тибетский Канон врачебной науки» http://www.nazdor.ru/topics/medicine/east/current/454501/
Падмасамбхава - Гуру Ринпоче (Драгоценный Мастер), основавший Тибетский буддизм и тантрическую школу буддизма в VIII веке. Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду. Его ученик – переводчик Вайрочана, по одной из версий перевел «Чжуд ши» с санскрита. Но у «Чжуд ши» есть и китайские заимствования.
По другой версии автор «Чжуд ши» Ютог-Йондан-гонпо старший (VIII век н.э.). В современной литературе бытуют обе версии, в следующих формулировках: «Чжуд ши» —переведен с санскрита; «Чжуд ши» — оригинальное произведение, написанное на тибетском языке.

Слайд 6

Ютог Йондан-гонпо младший приступая к работе, имел тексты индийской и китайской медицины,

Ютог Йондан-гонпо младший приступая к работе, имел тексты индийской и китайской медицины,
которые предлагали разные теоретические концепции, не исключавшие, тем не менее, возможности содержательного синтеза.
Общей идеологической платформой для синтеза генетически разнородных пластов теоретической информации была принята буддийская доктрина махаянского направления, являвшаяся государственной религией Тибета.
Понятия «ветер», «желчь» и «слизь» Аюрведы обретают в тибетской медицине совсем иной смысл, обусловленный ее основополагающими концепциями. Болезнь - результат нарушения равновесия между «тремя доша», который обнаруживается преимущественно на тканевом уровне. Но эти же «три яда» - основа для совершенствования - проявляясь на соматическом уровне, они обеспечивают возможность мыслительной деятельности, и «змея начинает раскручивать себя сама».
То же для «Инь-ян»— «жар» и «холод», нарушение равновесия между которыми проявляется в виде заболевания в одном из двенадцати органов, известных китайской медицине.
Дана тибетская трактовка первоэлементов, их 4: земля, вода, огонь и ветер.
Личности врача уделяется самое пристальное внимание. Как правило, это определяется в самом юном возрасте. Отбор довольно суров.
В Школу медицины и астрологии при одном из монастырей в Лхасе могли попасть только самые одаренные дети, специально отбиравшиеся из разных районов Тибета.
Врач лечит не болезнь, а больного (вспомним Гиппократов сборник).

Ютог Йондан-гонпо младший (1112—1203) собрал и обобщил в рамках единой медицинской системы весь накопленный столетиями опыт тибетских врачей.

Слайд 7

Ютог Йондан-гонпо младший разработал своеобразную систему медицины, которую невозможно свести к сумме

Ютог Йондан-гонпо младший разработал своеобразную систему медицины, которую невозможно свести к сумме
китайской и индийской, хотя заимствованные из обеих сторон легко узнаваемы и воспроизводимы в исходных контекстах.
В качестве главных источников, использованных при составлении книги, названы «Аштанга-хридая-самхита» и китайское сочинение «Сома-раджа» (Лунный царь).
Тибетский перевод «Аштанга-хридая-самхиты» вошел в состав тибетского буддийского канона «Данчжур». Санскритский текст не сохранился.
«Сома-раджа», как полагают, в древности был переведен с китайского языка на санскрит. В Тибете он переводился несколько раз как с китайского текста, так и с санскритского перевода, но как и «Аштанга-хридая-самхита», дошел до нас только в тибетском переводе.
Отражен в «Чжуд ши» и опыт собственно тибетской народной медицины, особенно по части лекарственных средств растительного и животного происхождения. Отдельные приемы лечения (например, процедура «монгольского прижигания») взяты из опыта соседних племен и народов.
«Будды и их воплощения ради пользы живых существ в Индии рассказывали в основном о лекарственных средствах, в Китае о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол о кровопускании, в Тибете об исследовании пульса и мочи».
«Чжуд-ши» состоит из четырех томов. Содержание I тома схематически представлено в виде «древа медицины», из трех корней которого — строение тела, диагностика и лечение — растут девять стволов, символизирующих основные разделы медицинской науки: 1) строение тела; 2) болезненные изменения; 3) осмотр; 4) пальпация; 5) опрос; 6) питание; 7) образ жизни; 8) лекарства; 9) процедуры.

Слайд 8

«Церковный устав» князя Владимира Крестителя (996 г.) объявил волхование и зелейничество преступлением

«Церковный устав» князя Владимира Крестителя (996 г.) объявил волхование и зелейничество преступлением
против веры. Гонения на волхвов и знахарей вытеснили их из сферы легальной медицинской помощи.
Каковы были медицинские знания дохристианской Руси?
Археологические находки (Тиуновское святилище, Вологодская обл. - часть надписей на кириллице, но под одним из изображений - несколько символов, напоминающих руническое письмо), - свидетельствуют о возможности существования славянской письменности до глаголицы и кириллицы,
Гипотезы распространения всех индоевропейских языков из какого-то одного центра позволяют задаться вопросом, а не была ли медицина дохристианской Руси тесно связана, если не с Аюрведой, то с Атхарваведой?
Сравнение «травников» народной медицины в разных регионах России и аюрведческих многокомпонентных лекарств может пролить свет на совпадения и различия в этой области обеих медицин.

Медицина средневековой Руси

Археолог Иван Никитинский в 1985 г. обнаружил в лесах под Тарногой (Вологодская обл.) уникальное Тиуновское святилище. На гранитном камне отчетливо видны изображения языческих богов, которым в дохристианский период поклонялись местные жители.

Слайд 9

Одна из гипотез - курганная модель Марии Гимбутас, 1956. Карта миграций индоевропейцев

Одна из гипотез - курганная модель Марии Гимбутас, 1956. Карта миграций индоевропейцев
с 4000 по 1000 год до н.э. Пурпурная область - предполагаемая прародина, красная - область, населённая индоевропейскими народами к 2500 г. до н.э., оранжевая - к 1000 г. до н.э.

Гипотезы распространения индоевропейских языков

Слайд 10

Среди других гипотез
Теория исхода ариев из Индии
Этой гипотезе противоречит ряд фактов,

Среди других гипотез Теория исхода ариев из Индии Этой гипотезе противоречит ряд
в том числе - практическое отсутствие за пределами Индии специфической индийской человеческой митохондриальной гаплогруппы ДНК (Kivisild et al. Am J Hum Genet 2003 72: 313–332).

Спенсер Уэллс: «… прародина ариев находится за пределами Индии… явные генетические свидетельства от ДНК-маркера, который появился в южных степях России и Украины в период с 5,000 до 10,000 лет назад. Впоследствии он распространился на восток и юг и проник в Индию через Центральную Азию» (Wells S. The Journey of Man: A Genetic Odyssey, Princeton University Press 2002).

Слайд 11

Первое в отечественной и мировой науке комплексное исследование проблемы происхождения ариев —

Первое в отечественной и мировой науке комплексное исследование проблемы происхождения ариев —
индоиранской ветви индоевропейцев.
На основе анализа текстов Ригведы, Атхарваведы, Шатапатха-Брахманы индоариев, Авесты иранцев осуществлена реконструкция древнейшей культуры ариев. Ее сопоставление с конкретными археологическими культурами Древнего мира II тыс. до н.э. позволяет считать наиболее вероятными предками ариев создателей памятников Синташта-Аркаим на Урале XXI— XVIII вв. до н.э.
На синташтинской основе сформировались племена срубной (от Дуная до Урала) и андроновской (от Урала до Енисея) культур, позже они постепенно продвинулись в Среднюю Азию и дальше на юг в Северный Индостан, где стали родоначальниками дардов и индоариев. Часть степного населения в XIII—IX вв. до н.э. прошла через Кавказ и Среднюю Азию в Иран, Афганистан и Белуджистан, став ядром формирования иранских племен. В их среде действовал религиозный реформатор Заратуштра. Оставшиеся в степях племена стали родоначальниками скифов и саков, сыгравших большую роль в культуре нашей страны. (из аннотации на книгу)

Слайд 12

Аркаим (башк. Арҡайы́м) — укреплённое поселение эпохи бронзы. Расположено в южно-уральской степи, в 8.2 км

Аркаим (башк. Арҡайы́м) — укреплённое поселение эпохи бронзы. Расположено в южно-уральской степи,
к северо-западу от посёлка Амурского и 2.3 км к юго-востоку от посёлка Александровского, в Брединском районе Челябинской области на территории исторического Башкортостана. Памятник датируется рубежом III—II тысячелетий до н.э., либо началом II тысячелетия до н. э.
С 1991 года был объявлен заповедной зоной и включён в состав Ильменского заповедника.

Слайд 13

Вернемся в Киевскую Русь. При том, что арии продвинулись в Северный Индостан

Вернемся в Киевскую Русь. При том, что арии продвинулись в Северный Индостан
за много веков до X века н.э. («Церковного устава» кн. Владимира) близость медицинской системы славянских волхвов и Аюрведы, возможно, окажется меньшей, чем близость славянского и санскрита.
Характерно, что в России «охота на ведьм» не имела столь четкой, как в Западной Европе, женоненавистнической направленности. Казненные волхвы-чародеи - и мужчины и женщины. Особенность русских процессов - и то, что они велись по «градским законам», а не церковным судом.
Может, правы Д. Фрэзер, М. Гимбутас и др. в том, что до прихода в Старую Европу индоевропейцев более ранние культуры были матриархальными? Женщина была хранительницей ценностей устной архаической культуры и именно она в первую очередь сопротивлялась аккультурации.

Неолитическая фигура спящей женщины. "Sleeping Lady" of Hal Saflieni, National Museum of Archaeology of Malta

Слайд 14

«Церковный устав» кн. Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов»

«Церковный устав» кн. Владимира (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «лечцов»
(врачей) - людьми церковными, подведомственными епископу. (Бобров Олег Евгеньевич. Медицина и общество: от древней Руси до октябрьского переворота: http://zhurnal.lib.ru/b/ochenxlichnoe/history.shtml)
Устав регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до ХVIII века.
Большую роль в развитии монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (ХI век). Иноки монастыря пришли с Афонской горы, где при монастыре Св. Афонасием была устроена «больница больных ради».
Знаменитый врач - монах Киево-Печерской Лавры, Агапит (умер в 1095, похоронен в Ближних пещерах) - вылечил Владимира Мономаха, прозван «врачом безмездным».
Евпраксия – Добродея (1108-1180) - внучка Владимира Мономаха, дочь Мстислава, жена одного из сыновей императора Византии Иоанна II Комнина. Занималась врачеванием, написала руководство по медицине - "Мази" (Алимма). Если автор рукописи Евпраксия (как считает X.М. Лопарев, нашедший рукопись в библиотеке Флоренции), то это первое медицинское произведение, написанное русской женщиной. Ссылки на приемы и подходы лечения указывают на знакомство автора текста с трудами Гиппократа и Ибн-Сины.
Рукопись - во Флоренции; фотокопия - в отделе истории медицины Института им. Н. Семашко АМН России.
Ряд ученых отрицают авторство Мстиславны, полагая, что Алимма написана неизвестным врачом по заказу императрицы Зои, жившей на век раньше.

Слайд 15

В пору высокого средневековья пробудился интерес к реальному миру, прежде всего, у

В пору высокого средневековья пробудился интерес к реальному миру, прежде всего, у
поэтов. Яркие тому примеры: Низами (1141-1209), Руставели (1172-1216), Данте (1265-1321).
Византийский поэт позднего средневековья Мануил Фил (XIII—XIV вв., Эфес) побывал в Персии, Аравии, Индии (поэмы «О свойствах животных», «Краткое описание слона», «О растениях»).

Слайд 16

Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений

Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений
о растениях, животных и минералах Центральной, Восточной и Южной Азии.
Из его сочинений «Книга о разнообразии мира» жители Европы впервые узнали о зебу и яке, о белом медведе и соболе, о носороге и гепарде, о диких лошадях и многом другом; истинные рассказы были обильно сдобрены байками, услышанными на восточных базарах.

Весна Возрождения уже началась в Европе!

Когда часы делящая планета Вновь обретает общество Тельца, Природа видом радует сердца, Сияньем огненных рогов согрета.
(Ф. Петрарка 1304-1374, перевод Е. Солоновича )

Портрет Петрарки (Альтикьеро да Дзевио, 1330-1390)

Слайд 17

Итак, изучение истории биологических знаний в средние века убеждает в том, что

Итак, изучение истории биологических знаний в средние века убеждает в том, что
продвижение вперед, как и в других науках, достигалось в напряженной борьбе между рациональным и теолого-мистическим взглядами на природу.
Господство феодальных отношений, раздробленность и изоляция, низкий уровень техники и всесилие церкви, характерные для феодализма, задержали прогресс человеческих знаний, но не смогли его остановить.
Рост городов, ремесленного производства и товарных отношений подточили устои феодализма.
После тысячелетнего существования наступил период его быстрого разложения;
ускорилось развитие производительных сил, а вместе с ними и развитие науки и техники; начал изменяться и тип мышления.
Религиозно-догматическое мышление и символико-мистическое восприятие мира начало вытесняться рационалистическим мировоззрением, верой в опыт как главный инструмент познания.