Святитель Василий Великий (Кесарийский) ( 329-379)

Содержание

Слайд 2

Жизненный путь

Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся

Жизненный путь Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской,
в Понтийской области, – так называлось северо-восточное побережье Малой Азии, (современная Турция)
Его семья была зажиточной, отец был юристом в Неокесарии
Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание
В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном
Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии

Слайд 3

Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия

Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия
сыграла также его сестра, монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых
Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно
Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам. Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы

Слайд 4

Значение личности

Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского кризиса

Значение личности Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского
и умиротворении Церкви. Он также сыграл огромную роль в «приручении» монашеского движения
Убедившись на собственном опыте, что чрезмерное монашеское рвение может привести к разрыву монашества с Церковью, и в то же время сознавая важность монашеского движения для церковной жизни, он всеми силами старался предотвратить уход монахов из Церкви
Будучи уже епископом, он опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Его же стараниями в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы -первого, третьего, шестого и девятого часов

Слайд 5

Труды

1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и

Труды 1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства
основателем ереси аномеев. Евномий считал, что наш разум может иметь верное рациональное представление о природе Божества. Возражая Евномию, святой Василий защищал православное учение о Святой Троице
2. «О Святом Духе». Книга написана доступным, легким языком. В ней Василий доказывает божественную природу Святого Духа
3. Беседы, или проповеди (гомилии):
-«На Шестоднев», комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед)
- 16 бесед на разные псалмы.
- Полный комментарий к книге пророка Исайи.
- 21 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования

Слайд 6

Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные

Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные
темы рассеяны в его письмах и встречаются в книге «О Святом Духе»
Известная нам Литургия Василия Великого была составлена в более поздний период, однако ученые считают, что евхаристическая молитва этой Литургии действительно написана самим Василием.

Слайд 7

Богословские взгляды свт. Василия Великого Космология

Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается

Богословские взгляды свт. Василия Великого Космология Учение Василия Великого об устройстве мира
в его комментариях к первой главе книги «Бытия». Эти комментарии представляют собой блестящий пример того, как умный и образованный богослов использовал современные ему достижения человеческого познания для защиты и проповеди христианства. Целью Василия было объяснить христианство в категориях эллинизма, с тем чтобы можно было проповедовать Евангелие образованной части греческого общества. Он прекрасно понимал, что нет никакого конфликта между научной информацией и библейским Откровением, ибо Библия не является источником научной информации
Объясняя историю сотворения мира в категориях греческой философии того времени, Василий ссылается на Платона

Слайд 8

Учение о богопознании

Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с

Учение о богопознании Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения
Ним, обсуждается в полемической книге «Против Евномия». Т.к. Евномий был арианином, и в богословии его чувствуется сильное влияние греческой философии, которое он не сумел должным образом превозмочь и примирить с христианским откровением
Свт. Василий расходился с Евномием по всем пунктам. Во-первых, при сотворении мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их Евномий, «нереальные образы»

Слайд 9

Триадологические проблемы IVв.

На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято

Триадологические проблемы IVв. На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было
вероопределение, в котором отношение между Сыном и Отцом определялось как единосущие.
Нужно заметить, что на Никейском соборе эта формулировка была принята без особых раздумий и обсуждений, почти что между делом. Позднее некоторые епископы спохватились, что, пожалуй, совершили ошибку. Слово единосущие вызывало сомнение
Т.к., следуя Оригену, говорили, что Бог существует в трех ипостасях. Но греческое слово «ипостась» в Аристотелевой терминологии означает примерно то же самое, что и «сущность», поэтому единосущие для многих предполагало, что три божественные ипостаси имеют относительное значение и представляют собой всего лишь различные способы выражения одной и той же сущности

Слайд 10

Каппадокийская Триадология

Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой

Каппадокийская Триадология Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух
– три божественные ипостаси, три первосущности, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие. Их вторая сущность, единая для всех трех, также носит реальный характер, и в этом смысле к ней применимо понятие единого Бога. Источник различия между Лицами Святой Троицы не в сущности – сущность у них одна, а в их ипостасном взаимоотношении. Таким образом, каппадокийская мысль избавляла учение о Троице как от арианского субординационизма по сущности (то есть неравенства, соподчинения Лиц), так и от релятивистского модализма (при котором Лица Троицы рассматриваются как различные выражения одной и той же сущности)

Слайд 11

Учение о Духе Святом

Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О

Учение о Духе Святом Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия
Святом Духе», адресованная Амфилохию, епископу иконийскому
В книге «О Святом Духе» мы находим знаменитый текст о Предании. В нем говорится о важности таких обычаев и верований, как осенение себя крестным знамением, обряды совершения Евхаристии или Крещения
В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он называет «топиками»
Помимо очевидного расхождения с литургической традицией эта ересь была еще одной формой субординационизма, ибо утверждала неравенство Лиц Троицы
В книге «О Святом Духе» замечательна форма, Дух Святой есть Бог, что по своей сущности Он не ниже Отца и Сына, Дух не назван прямо «Богом». Это яркий пример икономии
Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына

Слайд 12

О крещении еретиков

Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является знаменитое

О крещении еретиков Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является
письмо святого Василия к Амфилохию «О крещении еретиков»
В IV в. Церковь предстала перед проблемой: перекрещивать или не перекрещивать еретиков, пожелавших стать православными, и что делать с верующими, получившими крещение от еретиков
До IV в. все единодушно считали, что невозможно получить крещение вне Церкви, ибо вхождение в Церковь возможно только через крещение. Поэтому крещение, полученное от еретиков, недействительно, а еретики, желающие присоединиться к Церкви, должны быть крещены заново