Античная философия

Содержание

Слайд 2

Ионийская школа
Ионийская школа - направление древнегреческой философии, возникшее и развившееся в ионийских

Ионийская школа Ионийская школа - направление древнегреческой философии, возникшее и развившееся в
колониях Греции в 6—4 вв. до н. э. Основатель – Фалес.
Основные представители
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
Основной вопрос - вопрос о первоначале: «Из чего возникают все вещи и на что все вещи распадаются по мере их перехождения (смерти)?»
«Какими свойствами обладает первоначало, если оно первоначало?(Анаксимандр)»
Однако каждый из представителей видел первоначало в разном.

Слайд 3

Фалес
(637/624 – 547/558)
Первоначало всего –
ВОДА

Анаксимен
(585/560 – 525/502)
Первоначало всего –
ВОЗДУХ

Анаксимандр

Фалес (637/624 – 547/558) Первоначало всего – ВОДА Анаксимен (585/560 – 525/502)

(611 – 546)
Первоначало всего –
АПЕЙРОН
(первоначало должно быть неопределённым)

Гераклит
(ок. 544 – ок. 483)
Первоначало всего –
ОГОНЬ

Слайд 4

Элементы, как вода, воздух и огонь предстают как начало начал не в

Элементы, как вода, воздух и огонь предстают как начало начал не в
своём обычном виде, но скорее их основной признак берется за основу, для появления чего-либо.
Апейрон (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).
Можно сказать, что идея Анаксимандра вбирает в себя идеи остальных представителей школы

Слайд 5

Италийская (Или Пифагорийская) школа
Пифагор (ок.570—490)
Первоначало всего –
ЧИСЛО

Италийская (Или Пифагорийская) школа Пифагор (ок.570—490) Первоначало всего – ЧИСЛО

Слайд 6

В начале всего – число. Всё можно объяснить математически
Зависимость музыки от математики
Предвосхищение

В начале всего – число. Всё можно объяснить математически Зависимость музыки от
мысли Галилея о математике, как языке природы
Изобретение термина «философия». По легенде, когда Пифагора спросили кто он, он ответил «любомудр»

Слайд 7

Элеа́ты (элейцы, элейская школа) — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в

Элеа́ты (элейцы, элейская школа) — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в
конце VI − первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии).

Слайд 8

Парменид
(ок. 540/515— ок. 470)
«Есть только бытие,
небытия нет вовсе»
Основное у всего сущего

Парменид (ок. 540/515— ок. 470) «Есть только бытие, небытия нет вовсе» Основное
то, что оно есть
Основа существования – бытие (основанное от глагола «быть» )
Бытие неизменно, статично и самодостаточно.
Отрицание существования рождения или смерти, как перехода от того что есть, к том, чего нет и наоборот

Слайд 9

Панлогизм (от греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум)

Панлогизм (от греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум)
— метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса

Чувства не позволяют оценить картину мира, ибо они переменчивы и ненадёжны.

Оценивать что –либо можно только посредством логики и мысли. Логика лежит в основе всего

Следует верить логике, чувства обманываю

Если логика вступает в конфликт с тем, что очевидно чувствам

Слайд 10

Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 )
Ученик Парменида, автор апорий.
Апории Зеноона

Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 ) Ученик Парменида, автор апорий.
(от др.-греч. ἀπορία «трудность») — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве.
Наиболее известны апории о движении:
Ахиллес и черепаха
Дихотомия
Стрела
Стадион

Слайд 11

«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади

«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади
неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.»

Слайд 12

Афинская школа — направление в философии Древней Греции объединяющее последователей Платона, начиная

Афинская школа — направление в философии Древней Греции объединяющее последователей Платона, начиная
с IV в. до н.э. и дислоцирующиеся в основном в Академии, основанной все тем же Платоном, близ Афин. Платон был учеником и преданным последователем Сократа.

Среди членов Древней Академии известны:
Крантор,
Аристотель,
Гераклид Понтийский,
Евдокс Книдский,
Менехм,
Динострат,
Филипп Опунтский,
Амикл из Гераклеи,
Феудий из Магнезии,
Афиней из Кизика,
Филипп из Менде и др.

Слайд 13

Платон
(429 /427 — 347 )

Сократ
(Ок. 469 — 399)

Платон (429 /427 — 347 ) Сократ (Ок. 469 — 399)

Слайд 14

Основы философии Сократа
Стремление к добродетели (почти христианская мораль в дохристианское время «Лучше

Основы философии Сократа Стремление к добродетели (почти христианская мораль в дохристианское время
терпеть несправедливость от других, чем творить её самому»)
Непрерывный поиск истины и познание («добродетель — это знание, а порок — невежество»
Диалог как основной способ поиска истины
(Майевтика (др.-греч. μαιευτική — «повивальное искусство», от μαῖα — «повивальная бабка, повитуха») — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии понятий путём последовательных вопросов, через «испытание».)

Слайд 15

Суд над Сократом
«Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит

Суд над Сократом «Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых
город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть»
Обвинители
Анит (от ремесленников и политиков)
Ликон (от риторов)
Мелет (от поэтов)
Ф. Ницше подытожил суд и осуждение Сократа одним предложением:
«Сократ хотел умереть: не Афины ему, а он себе дал чашу с ядом, он вынудил Афины дать эту чашу…»

Слайд 16

Платон. «Федон».
«Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг

Платон. «Федон». «Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг
на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и спустя немного — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что, когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.
Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова):
— Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно, — отозвался Критон.
— Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.»

Слайд 17

«Я знаю, что я ничего не знаю»
Фраза отчасти отсылает нас к самому

«Я знаю, что я ничего не знаю» Фраза отчасти отсылает нас к
термину философии, подчёркивающему вечный поиск истины и мудрости, стремление и любовь к ней. Отсылает к основному методу Сократа, продолженному его учеником Платоном – методу диалога, отсылает к еще одному дивизу Сократа «Познай себя». Короткая фраза вбирает в себя много граней философии не только Сократа, но и философии в целом.