Фридрих Ницше Рождение трагедии из духа музыки

Слайд 2

«Рождение трагедии из духа музыки» - главная работа раннего, романтического этапа творчества

«Рождение трагедии из духа музыки» - главная работа раннего, романтического этапа творчества
Ницше, в период которого он находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера.

Слайд 3

Над этим сочинением Ницше работал в период с осени 1869 по ноябрь

Над этим сочинением Ницше работал в период с осени 1869 по ноябрь
1871 г. Первые варианты заглавия: «Греческая веселость», «Происхождение и стиль трагедии».

Слайд 4

В «Рождении трагедии...» Ницше ставит задачу развить учение об искусстве не с

В «Рождении трагедии...» Ницше ставит задачу развить учение об искусстве не с
помощью понятий и логических уразумений, а в «резко отчетливых образах» двух греческих богов — Аполлона и Диониса. Аполлонийство и дионисийство философ рассматривает как два начала цивилизации и культуры, враждующие между собой, но и дополняющие друг друга. Согласно Ницше, дионисийство есть иррациональная, оргиастическая стихия, тогда как аполлонийство подразумевает порядок, меру и гармонию. Аполлонийство — индивидуально, дионисийство — тотально. Детища Аполлона — пластические искусства и в первую очередь скульптура с ее упорядоченностью форм и пропорций. Творение Диониса — музыка, погруженная в мир чувствований и страстей. Из духа музыки рождается древнегреческая трагедия, сохраняя связь с ней в экстатических плясках и песнопениях хора, в патетическом строе действия.

Слайд 5

Фридрих Ницше. Рисунок Х. Ольде, 1899

Фридрих Ницше. Рисунок Х. Ольде, 1899

Слайд 6

По контрасту с типичным для Просвещения взглядом на древнегреческую культуру, как нечто исполненное спокойного

По контрасту с типичным для Просвещения взглядом на древнегреческую культуру, как нечто
благородства, простоты, элегантности и величия, Ницше полагал, что греческий дух вёл упорную схватку с пессимизмом. Вселенная, в которой мы живем, – продукт великих противоборствующих сил, хотя теперь мы не видим и не осознаём её таковой. Представления о мире, распространившиеся в эпоху европейского Нового времени, по убеждению Фридриха Ницше, не имеют почти никакой связи с истинной сутью бытия. Человеческая судьба похожа на древнегреческую трагедию. Она как раз и состоит в том, чтобы пребывать под контролем темных мировых дионисийских сил и в то же самое время тешить себя мечтательным миром спокойных аполлоновских иллюзий.

Слайд 7

Согласно Ницше, задача людей – переживать и осознавать дионисийскую сторону жизни, не

Согласно Ницше, задача людей – переживать и осознавать дионисийскую сторону жизни, не
упуская самоочевидного значения аполлоновского начала. Ни для отдельного человека, ни для общества в целом не нормально быть полностью поглощённым духом лишь одного из этих двух принципов. Здраво – иметь равную опору в них обоих. Разработанный Ницше взгляд на афинскую трагедию разъясняет, как именно дионисийский и аполлоновский элементы жизни были художественно переплетены в ней до Еврипида и Сократа. Греческий зритель имел верный взгляд на мир благодаря непосредственному опыту дионисийского под защитой аполлоновской сценической формы трагедии.