Слайд 21. БЫТИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. МОНИСТИЧЕСКИЕ, ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ.
Онтология -

раздел философии, изучающий основные принципы и закономерности бытия.
Бытие – все то, что существует.
Существовать в философском смысле – значит иметь общее с другими вещами и явлениями, и быть доступным познанию.
В истории философии выделяются монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Понятие бытия в философию ввел ПАРМЕНИД.
Монизм в понимании бытия:
А) Материалистический монизм – все существующие вещи и явления определяются одним началом (субстанцией) – материей.
Слайд 3«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется нашими

ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»). Весь окружающий мир – движущаяся материя.
Основные принципы материалистической картины мира в диалектическом материализме (Маркс, Энгельс, советская философия):
материя существует объективно;
материя вечна, несотворима и неуничтожима (закон сохранения материи);
сознание, мышление, психика – это свойства материи, они представляют собой отражение материальных объектов и вторичны по отношению к материи.
Слайд 4единство мира состоит в его материальности. Все предметы и явления подчинены законам

существования и развития материи.
Б) Идеалистический монизм - все существующие вещи и явления определяются одним началом (субстанцией) – сознанием, духом, Богом.
Вл. Соловьев выдвинул идею Всеединого целого – Бога, который объединяет в себе все виды и формы бытия: неорганическое царство, органическое царство, животное царство, человека, общество и историю, царство духа (сознания).
В) Дуалистическая картина мира – основывается на признании равноправия двух начал бытия: материи и сознания.
Слайд 5Основные принципы дуализма (Аристотель, Декарт):
Объективность материи и духа;
самостоятельность, независимость и равноправие материи

и духа как двух субстанций;
взаимное дополнение материи и духа;
человек – единство двух начал: материи и духа.
Г) Плюралистическая картина мира – признание множества начал бытия. Господствует в неклассической и постнеклассической философии.
Персонализм А.Н. Бердяева (1874 – 1947) и Л. Шестова (1866 – 1938): бытие, в первую очередь, это бытие человека. Непрерывность существования сочетается в личности с волей и действием. Существование индивида в социуме мешает ему проявить все грани его подлинного «Я».
Слайд 62. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ВИДЫ) БЫТИЯ.
Структура бытия
Природа
Цивилизация
Объект. духовное
Субъект. духовное
Соц. бытие
Бытие человека
Материальное бытие
Идеальное

бытие
Слайд 73. ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ БЫТИЯ.
А) Движение – в обыденном сознании

понимается как механическое перемещение тела из одной точки пространства в другую. В философии такая форма движения называется механической.
Движение в философском смысле – это «изменение вообще» (Ф. Энгельс). Быть, существовать – значит находиться в постоянном изменении и взаимодействовать с другими вещами и явлениями.
Свойства движения:
неотделимость от материальных и идеальных объектов, движение – это способ существования вещей и явлений;
противоречивое единство устойчивости и изменчивости,
прерывности и непрерывности (внутренняя противоречивость);
Слайд 8 несотворимость инеуничтожимость;
Взаимосвязь видов бытия и форм движения. Каждой форме движения присущ

определенный носитель (субстанция) Основные формы движения:
- механическая;
- физическая;
- химическая;
- биологическая;
- социальная.
На основе этой классификации Ф.Энгельса Б.М. Кедров
разработал более сложную и дифференцированную
классификацию форм движения материи.
Диалектика – методология научного познания, которая
«специализируется» на познании изменяющихся,
развивающихся объектов.
Слайд 9Соотношение движения иразвития.
Развитие – качественно необратимое, поступательное движение от простых форм

к сложным. Направлениями развития являются: прогресс (движение вперед); регресс (движение вспять)и круговорот (движение по кругу). Спорным в современной отечественной философии является вопрос о критериях прогресса.
Б) Пространство и время.
Пространство – способ бытия материальных тел, который отражает их сосуществование и взаимодействие, структурность и протяженность. Пространство – способ координации одновременно сосуществующих объектов.
Время – способ бытия материальных и идеальных объектов, отражающий длительность их существования, последовательную смену состояний объектов.
В классической философии и науке господствовали субстанциональные концепции времени и пространства («мировой ящик» и «мировые часы» И. Ньютона).