Античная философия. Основные направления

Содержание

Слайд 2

1. Концепции бытия в древнегреческой натурфилософии.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА И АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ.

1. Концепции бытия в древнегреческой натурфилософии. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА И АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ.

Слайд 3

Милетская школа.

Дата «предсказанного» Фалесом затмения пришлась на 28 мая 585 г. до

Милетская школа. Дата «предсказанного» Фалесом затмения пришлась на 28 мая 585 г.
н.э.
Начало элементов – вода, как первооснова, из которой возникает всё существующее, и то, во что всё разрешается.

Фалес (от 640 (или 625) – до первой половины VI века до н.э.).

Слайд 4

Милетская школа.

Источник всего существующего – бесконечное во времени и беспредельное в пространстве

Милетская школа. Источник всего существующего – бесконечное во времени и беспредельное в
неуничтожимое начало «апейрон», находящееся в постоянном движении и содержащее в себе все возможные противоположности.
Это бесконечное начало божественно, бессмертно и неразрушимо.
В трактате «О природе» (546-547 г. до н.э.): «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно их предназначению; из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же вещи они разрушаются согласно предназначению».

Анаксимандр (610 –около 540 года до н.э.). «О природе».

Слайд 5

Милетская школа.

Воздух – космогоническая первопричина.
Всё многообразие вещей понимается как противоположные и равнозначные

Милетская школа. Воздух – космогоническая первопричина. Всё многообразие вещей понимается как противоположные
процессы сгущения (охлаждения) и разрежения (нагревания) воздуха.

Анаксимен (ок. 584 – 528 (5) г.г. до н.э.).
«О природе».

Слайд 6

Античный атомизм V – IV веков до н.э. (материалистическая концепция).

Левкипп (V в. до

Античный атомизм V – IV веков до н.э. (материалистическая концепция). Левкипп (V
н.э.)

Трактаты «Большой диакосмос» и «О разуме».
Процесс образования космоса, как и всё, что совершается в мире, закономерен и подчинён необходимости.
Атомам естественно свойственно движение в пустоте, а из-за разных форм, размеров и положений атомы либо сцепляются, либо отталкиваются

Демокрит из Абдер (460 – ок. 360 г.г. до н.э.).

Демокрит приблизился к механистическому миропониманию, рассматривая необходимость как результат движения, сопротивления и соударения атомов.
Случайность в смысле беспричинности им отвергалась: случайными кажутся те события, причин которых мы не знаем, то есть всякое познание сводилось к установлению причин происходящего.

Слайд 7

2. Учения Гераклита и Парменида о бытии и разуме.

ПРООБРАЗ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО

2. Учения Гераклита и Парменида о бытии и разуме. ПРООБРАЗ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДОВ
МЕТОДОВ

Слайд 8

Гераклит: бытие в динамике (диалектика). Парменид: бытие в статике (метафизика).

Гераклит из Эфеса (ок.540

Гераклит: бытие в динамике (диалектика). Парменид: бытие в статике (метафизика). Гераклит из
– ок.480 г.г. до н.э.).

Огонь как первоначало символизирует становление как непрерывный переход от одной противоположности к другой.
Огонь как беспрерывное движение, обновление, развитие, противоречие как источник развития.
Символ единства противоположностей – Логос, системообразующий закон космоса.

Парменид из Элеи (возраст акме ок.504-501 до н.э.). «О природе».

Бытие тождественно разуму: «Мыслить и быть – одно и то же».
Бытие не порождено и неуничтожимо.
Бытие есть и не может не быть; небытия нет, и нигде и никак не может быть.

Слайд 9

3. Сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля.

В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМИ ОНТОЛОГИЧЕСКИМИ

3. Сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля. В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМИ
КОНЦЕПЦИЯМИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ?

Слайд 10


Платон (Афины 427-347 г.г. до н.э.). Диалоги «Государство», «Парменид».

Метафизический уровень –

Платон (Афины 427-347 г.г. до н.э.). Диалоги «Государство», «Парменид». Метафизический уровень –
«мир идей» – эманация (проистечение) – в «мир вещей» (физический уровень).
Идея – основная функция, предназначение вещи
По-настоящему реален мир идей (не разрушается).
Идея одна, вещей может быть безграничное множество, вещи – всегда искажение мира идей.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ, отделяет идею от материи.

Аристотель (Стагир 384 – Халкида 322 г.г. до н.э). «Метафизика», «Политика».

Метафизическая сущность – «форма» (эйдос), замысел, физическое существование – материя. Материя пассивна, а форма активна.
Размышлять о метафизической сущности имеет смысл, когда уже есть физическое воплощение.
Мир единичных объектов, как существование материи и формы. Идеи (понятия) находятся внутри самих вещей.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ, но соединяет материю, форму и понятие.

Слайд 11

Учение Аристотеля о четырёх причинах.

Формальная причина (замысел, проект). «То, что». В примере

Учение Аристотеля о четырёх причинах. Формальная причина (замысел, проект). «То, что». В
со скульптурой: проект статуи.
Материальная причина. «То, из чего». Материал для скульптуры (бронза, мрамор). Материя может быть актуальной и потенциальной.
Движущая причина. «То, откуда движение». Мастерство и талант скульптора.
Целевая причина. «То, ради чего». Скульптура получилась, формальная причина совпала с целевой.

Формальная причина конкретизируется движущей и целевой.

Слайд 12

4. Античная философия о природе и сущности человека.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

4. Античная философия о природе и сущности человека. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ.
СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО БЛАГО.

Слайд 13

Антропологический поворот – от натурфилософии к этике и антропологии. До этого: В

Антропологический поворот – от натурфилософии к этике и антропологии. До этого: В
античности человек мыслился находящимся в мире, мир же в человеке не находится. Человек - просто часть мира, вещь, наряду с другими вещами, вид наряду с другими видами.

Сократ (470-399 г.г. до н.э.).

Учение Сократа – пример устного философского творчества.
Добродетель тождественна знанию. Человек это разумная добродетель.
Диалог – способ найти истину. Метод Сократа – МАЙЕВТИКА (искусство акушерки), принять «роды истиной». «Познай самого себя».

Софисты – платные учителя красноречия. «Софизмы».

Протагор из Абдер (ок. 480 – ок. 410 г.г. до н.э.). «Об истине». Сколько людей, столько и мнений: «Все суждения одинаково истинны». «Человек есть мера всех вещей, в том, что они существуют и в том, что они не существуют»
Горгий из Леонтин (480-380 г.г. до н.э.). «О том, чего нет, или о природе». «Все суждения одинаково ложны».

Слайд 14

«Человек по природе своей существо социальное.»

Энтелехия (форма души человека, метафизическая сущность) понимается

«Человек по природе своей существо социальное.» Энтелехия (форма души человека, метафизическая сущность)
по социальной роли человека.
Людям свойственно объединяться в семьи, семьям в общины, общинам в государство.

Аристотель «Политика».

Слайд 15

5. Античная философия о свободе человека.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

5. Античная философия о свободе человека. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Слайд 16

Киники.

Основатель – Антисфен (Афины, 455-360 г.г. до н.э.)
Принцип аскетизма: для достижения блага

Киники. Основатель – Антисфен (Афины, 455-360 г.г. до н.э.) Принцип аскетизма: для
надо отказаться от комфорта, жить в гармонии с природой, подобно собаке.
Ни в чём не нуждаться, обходясь минимальным (самодостаточность).

Или от греческого слова «собака», или от места собраний – рощи «Киносарг».

Слайд 17

Символ кинизма – Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 г. до н.э).

картина, изображающая

Символ кинизма – Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 г. до н.э). картина,
Диогена, художник Жан-Леон Жером.

Слайд 18

Основные принципы кинизма: 1) аскеза – простота жизни, презрение к условностям.

2) автаркия –

Основные принципы кинизма: 1) аскеза – простота жизни, презрение к условностям. 2)
независимость и самостоятельность, умение постоять за себя и свой образ жизни. Киники свободны от общества и государства, но общество от них нет.

3) апедевсия (или ападейусия) – отстранённость от культуры, особенно от письменности, но не невежество.

Слайд 19

Демокрит и Эпикур.

Эпикур (341-270 г.г. до н.э.). Основал философскую школу «Сад Эпикура».

Демокрит и Эпикур. Эпикур (341-270 г.г. до н.э.). Основал философскую школу «Сад
Произведения: «Главные мысли», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менекею», «Письмо к Геродоту».
Учение Эпикура состояло из 1) каноники (теории познания): источник знания – чувственные восприятия, согласованные с общими представлениями; 2) физики : атомизм; 3) этики: эпикурейство, философия удовольствия.

Античный атомизм, материализм. Всё предопределено движением атомов, то есть свобода – осознание необходимости?

Слайд 20

«Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и

«Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и
явлениями природы».

Эпикур оспаривал утверждавшуюся Демокритом необходимость, предопределённость движения атомов.
Возможные отклонения атомов от закономерной траектории провоцируют случайность, способствуют, в том числе, свободе воли человека.
Чтобы быть счастливым и свободным, человеку надо преодолеть страх смерти и жить в удовольствие, но удовольствие не должно превышать меру, чтобы не стать страданием.
Душа человека тоже состоит из атомов, поэтому «когда мы есть, смерти ещё нет, а когда она наступает, то нас уже нет», некому осознать, потому что душа после смерти распадается на атомы.

Эпикур «К Пифоклу».

Слайд 21

«Согласного судьба ведёт, несогласного тащит».

Стоицизм – древнегреческая, затем древнеримская философская школа.
Зенон (ок.

«Согласного судьба ведёт, несогласного тащит». Стоицизм – древнегреческая, затем древнеримская философская школа.
333 – 262 г.г. до н.э) из Китиона, основатель стоицизма.
Логика – наука о языке, как о знаковой системе.
Физика – душа мира «пневма» состоящая из смеси огня и воздуха есть воплощение Логоса.
Этика – все события в мире предопределены, поэтому основная добродетель человека – умение принять свою судьбу.
Гармония с миром достигается посредством таких состояний, как апатия и атараксия.

Луций Аней Сенека.

Слайд 22

Счастье – это жизнь согласно Логосу, закону мироздания (космоса), оно достигается пониманием

Счастье – это жизнь согласно Логосу, закону мироздания (космоса), оно достигается пониманием
того, что есть «благо» (знание о добре), и есть «безразличные вещи», среди которых могут быть предпочтительные (здоровье, богатство) и непредпочтительные.

Апатия.

Умение преодолевать основные страсти, аффекты: печаль, страх, вожделение и наслаждение.

Атараксия.

Осознанная безмятежность.