Слайд 21. Материалистическое учение о душе и познании Демокрита
2. Софисты. Нравственная проблематика у
Сократа.
Слайд 31. Материалистическое учение о душе и познании Демокрита
Демокрит
(род. около 460, -
умер около 370 до н.э.)
Слайд 4атомистическая концепция
мир состоит из мельчайших, не видимых глазом частиц - атомов.
Взгляды сводятся
к двум моментам:
1. Душа представляет собой совокупность атомов.
Атомы (от греч. Слова неразделимый) – мельчайшие составные части физических тел.
Слайд 5Атомы отличаются друг от друга размерами, порядками, формой
Атомы души отличаются от других
маленькими размерами и шарообразной формой (очень подвижные).
Для того чтобы привести тело в движение, приводящее в движение сила должна быть более подвижна.
Слайд 6Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ.
Разница между человеком, животными и более низкими формами жизни не качественная (ведь структура души у всех одинакова - это мелкие круглые атомы), а количественная.
У человека атомов души больше, чем у животных.
Слайд 7Атомы души концентрируются в нескольких областях тела.
Во первых они концентрируются в голове.
Они
составляют собой разумную душу- логистикон.
Вторая группа атомов в груди в области сердца – это мужественная душа.
Третья концентрация в области печени – душа вожделеющая.
Слайд 8Разумная душа лежит в основе мышления, рассуждения
Мужественная – в основе эмоциональных волевых
актов.
Вожделеющая связана с потребностями
в основе биологических потребностей.
Четвертая – по поверхности чувств – это воспринимающая душа- где находятся органы чувств.
Слайд 9Вторая часть учения связана с представлениями об эйдолах
Эйдолы (от греч. образ) –
тончайшие пленочки, копии, образы, которые отделяются – истекают – от вещей, по внешнему виду подобные им.
Каждый предмет испускает в окружающий мир свои копии, только уменьшенные.
Меленькие для того чтобы , объяснить что каким образом образ помещается в глазу, как например, большое дерево может быть увидено нами целиком.
Слайд 10Копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория
познания называется теорией истечений.
Соприкосновение эйдолов с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов.
При этом все наши ощущения (в том числе зрительные и слуховые) являются контактными, так как ощущение не может происходить без непосредственного соприкосновения эйдолов с атомами души.
Слайд 11детерминизм
Детерминизм (от лат. Определять) – признание всеобщей закономерности и причинной обусловленности всех
явлений, в частности, признание закономерности человеческого поведения.
Все фатально предопределено, у каждого атома есть некая траектория.
Ничего случайного в природе не происходит, раз все предопределено, все совершается по необходимости, значит человек не имеет свободы,
однако, если так, то нет ответственности, нет вменяемости за собственные действия.
Слайд 12Невозможно не только управлять собственным поведением, но и оценивать поступки людей, так
как они зависят не от их нравственных принципов, но от судьбы.
с точки зрения развития нравственности человека - если все обусловлено, невозможно влиять на поведение человека, так же как невозможно судить или хвалить его.
Слайд 13Свобода для древних греков была самым важным, наиболее желанным словом в словаре,
отрицание свободы было главной причиной того, что учение практически не имело единомышленников.
Слайд 14
Нравственная проблематика у Сократа.
Слайд 15
Сократ
(469 до н.э., - 399 до н.э.)
Слайд 16Ключевая фигура с которой начинается новый период истории как философии.
Сократ называл майевтикой
свое искусство – родовспоможение, помогает принять роды мыслей своих собеседников.
Дал принципиально новое понимание функции души.
Сократ первым стал понимать душу как источник нравственности а не как к источнику активности тела, что было принято до него в теориях Гераклита и Демокрита.
Слайд 17Душа - это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему
согласно нравственным идеалам.
Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возник новый, идеалистический взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.
Слайд 18Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности,
и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.
Слайд 19Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя.
1
важнейшее положение теории - перенос исследовательского интереса с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении Сократа:
«Познай самого себя».
Слайд 202 положение Сократа - существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в
своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим.
Слайд 21Такое абсолютное знание может передаваться от одного человека к другому.
Сократ одним
из первых в психологии обратился к речи.
Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению.
Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.
Слайд 22Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.
Сам
Сократ виртуозно владел речью.
Его мастерство стало нарицательным.
Дюбуа один из создателей психотерапии, свой метод назвал сократические беседы.
Слайд 23Итак душа – это источник нравственности, а поскольку нравственность это благо, которое
реализуется в поступках людей следовательно предварительно надо узнать что же такое благо, что такое истина. Поиски ответов на эти вопросы стали лейтмотивом всех диалогов в которых учувствовал Сократ.
Он пользовался популярностью, его ученики которые не менее прославлены как Сократ прекрасно его характеризуют.
Слайд 24Учение Платона о душе и познании
Платон
(428 или 427 до н.э., - 348
или 347 до н.э.)
Слайд 25По стилю своих произведений он был больше политологом, социологом.
Психологические взгляды разбросаны как
отдельные мысли.
Если свести воедино представления выглядят следующим образом.
Его учение в последствии получило название объективный идеализм.
Слайд 26Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон пришел к объективному
идеализму.
В его всеобъемлющей теории изучались проблемы познания мира человека, его связи с обществом, вопросы государственного устройства и способы оптимального взаимодействия личности и государства.
Слайд 27Идеализм (от греч. Идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что духовное
первично, а материя вторична, производна.
Существует два мира
Проявленный мир вещей, который нас окружает и мир идей. Мир идей вечный, неизменный, эталонов. Люди, вещи являются грубыми несовершенными копиями этих идей.
Слайд 28Платон полагал, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи
вещей, т. е. те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов.
Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им.
Таким образом, душа становится не только идеей, но и целью реальной вещи.
Слайд 29Душа человека – это особая нематериальная сущность, невидимая неосязаемая часть мировой души,
облекается плотью, которое будучи бренной, рождается растет стареет, разрушается, снова идет в мир идей и снова. Поэтому душа бессмертна.
Из такого понимания души вытекает теория познания Платона.
Так как душа находилась в мире идей, то она итак все знает, знает истину.
Слайд 30Согласно Платону, так как душа постоянна и человек не может ее изменить,
то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно.
Поэтому и открытия, совершаемые человеком, не являются по сути открытиями чего-то принципиально нового, но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком.
Слайд 31Человек не помнит того, что душа видела в мире идей. Задача -
вспомнить.
Для того чтобы вспомнить он предлагал подготовительную деятельность, в качестве которой предлагал математику.
Припоминание является ключевой умственной деятельностью, которая ведет к постижению истины.
Слайд 32Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, где он признан
создателем теории объективного идеализма, но и в психологии.
Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека.
Слайд 33Учение Аристотеля о душе
Аристотель
(384 – 322 до н.э.)
Слайд 34«О душе» - первая психологическая монография.
Позволила выстроить психологические знания в новую
систему
Слайд 35душа есть форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без
тела и не является телом.
Душа – форма живого тела
Душа самоосуществляется, т.е. она создает такие материальные структуры, чтобы выполнить свои функции должна вырастить свои материальные орудия.
Именно так происходит рост и развитие, из одной клеточки становится взрослым , душа выращивает глаза, чтобы видеть, уши – слышать.
Таким образом, душа действительно не может существовать без тела
Слайд 36Выделяет 3 вида души.
Растения – растительная душа
Животные – животная душа
Люди – разумная
душа
Слайд 37Каждая из них обладает определенными функциями.
Растительная душа способна к размножению и
питанию.
Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью.
А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к мышлению. Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи.
Слайд 38Рассматривая различные функции души Аристотель начинает говорить о познавательных способностях.
Аристотелю принадлежит классическое
разделение всех ощущений на пять модальностей.
Осязание
Зрение
Слух
Вкус
Обоняние
Слайд 39Далее переходит к памяти.
Низший уровень памяти – воспоминание ввиде отдельных представлений. Память
на уровне узнавания.
Второй – некий образ, след в памяти относится к определенному моменту прошлого. Одно было раньше чем другое
Высшая форма памяти есть у человека - произвольное запоминание. Когда к памяти добавляется разумная душа в форме воли, то память становится произвольной, т.е. активный поиск моментов прошлого.
Слайд 40Далее переходит к мышлению.
выделяет воображение как то что уже существует
Слайд 41Далее переходит к чувствам
Чувства – употреблялось в двух смыслах и как некое
ощущение и как некая эмоция.
Чувство – обобщенное эмоциональной переживание
Слова эмоции еще не существовало.
чувства – показатель благополучия или неблагополучия протекающей деятельности. Из этого следует, что чувств столько же сколько видов деятельности.
Слайд 42Без деятельности невозможны чувства
Все чувства биполярны
Самым замечательным чувством он считал то которое
сопровождает процесс познания.
Вводит понятие катарсиса.
Катарсис (очищение) – у Аристотеля освобождение от аффектов с переживанием безвредной радости.
Слайд 43Выделяет волю как функцию разумной души.
Рассматривает связывая с характеристикой действия.
Все действия
делит на произвольные и непроизвольные.
Слайд 44Психологическая проблематика в трудах эпикурейцев и стоиков.
Слайд 45
Эпикур
(341 до н.э. – 270 до н.э.)
Слайд 46Уроженец острова Самос.
Последователь Демокрита, материалист.
Вводит наряду с характеристиками атомов, понятие веса, который
позволяет отклоняться от свой траектории.
Значит в мире появляется случайность, а значит и возможность выбора.
Но главное в трудах Эпикура - это этика.
Этика (от греч. Обычай) – учение о нравственности.
Слайд 47Основное предназначение этики убедить людей быть счастливыми. Как это сделать, освободиться от
страхов.
Страх – эмоция, возникающая при реальной или воображаемой опасности.
Главная опасность – это его страхи и познание истины невозможно.
Необходимо достичь безмятежности.
Атараксия – безмятежность, полное спокойствие.
Первое условие – живи незаметно.
Слайд 48Так чтобы по возможности избавить себя от лишних треволнений, суеты общественной жизни.
Невозможно быть свободным в толпе.
Однако этого недостаточно.
Главный страх, который мешает, страх перед богами, страх перед смертью.
Боги пребывают в состоянии блаженства. Им нет дела до людей, поэтому бояться нет надобности.
Смерти вообще не существует. Когда мы есть, смерти не существует, когда она есть, нас уже не будет. Мы так ее и не увидим.
Слайд 49По Эпикуру, все, что вызывает приятные чувства, является нравственным: «Нельзя жить приятно,
не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».
При этом Эпикур писал о том, что истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью. Так, после хорошего ужина с излишествами может заболеть голова или желудок
Слайд 50Эпикур подчеркивал, что человек должен уметь различать свои желания и строить свое
поведение, опираясь на это знание, т.е. в его теории мышление, разум также играли значительную роль в регуляции поведения, так как различать желания без их осознания невозможно.
Поэтому можно говорить о том, что особенность позиции Эпикура не в отрицании разума, а в обосновании ведущей роли эмоций, которые и являются, по его мнению, причиной активности.
Слайд 51Осознание своих эмоций, мотивов своих поступков дает человеку возможность сделать положительные переживания
не случайными, но постоянными фактами жизни.
Слайд 53Классификация эмоций, аффектов. Именно эту деятельность продолжили стоики.
Стоики – люди, стойко и
мужественно переносящие невзгоды.
Основатель школы стоиков Зенон.
Стоицизм (от греч. – портик, где собирались единомышленники Зенона) – популярное течение эллинистической и римской философии и психологии.
Слайд 54Этика у стоиков была главной однако отличалась.
Нужно жить незаметно – эпикурейцы.
У стоиков
– наоборот, практическая деятельность, пребывание в водовороте событий, участие во всех событиях дает шанс к познанию.
Надо не только не стараться уклониться от всего что предписывает судьба, а принимать активное участие.
Римский последователь стоиков - Сенека: желающего судьба ведет, нежелающего тащит.
Слайд 55Надо добровольно идти на все что происходит, сознательно приписать все происходящее, а
если этого не сделать, то это все равно произойдет, будем только переживать и страдать. Страдание - продукт нашего невежества
Задолго до Шекспира говорил, что мир подобен театру, а люди в нем актеры, не мы придумали пьесу, не мы взяли себе ту или иную роль, просто надо сыграть ее максимально добросовестно, честно пройти жизненный путь в тех обстоятельствах в которых нам довелось быть, без гнева и пристрастия жить среди людей творящих несправедливости.
Слайд 56Честно выполнять свой долг – основное принцип этики стоиков.
Принимали участие в разработках
проблемы логики и воли, продолжили работу по классификации аффектов.
Аффект – эмоциональное переживание, отличающееся бурным протеканием, ярко выраженными вегетативными и поведенческими реакциями.
Эпикурейцы и стоики считали, что нужно контролировать свои эмоции.
Эпикурейцы считали, что надо просто от них избавиться. Создать такие условия.