Философия эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Мировоззренческие доминанты эпохи

Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому

Мировоззренческие доминанты эпохи Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому
времени, охватывающий отрезок времени приблизительно с XIV по XVI вв. Духовный облик эпохи Возрождения определяется двумя важнейшими чертами: падением авторитета церкви и ростом авторитета науки. Для идеологии Ренессанса главной тенденцией становится переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира.
Ренессанс — исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций.

Слайд 3

Философия Возрождения

Возрождение — восстановление, воссоздание культурно-философского наследия Античности во всей полноте и

Философия Возрождения Возрождение — восстановление, воссоздание культурно-философского наследия Античности во всей полноте
во всем разнообразии его форм, направлений и школ; идеалов свободы отдельной личности и ее творческих возможностей; ценностей рационального подхода к бытию. Что же способствовало такой мировоззренческой трансформации?
Рост числа городов
Падение Византии
Эпоха ВГО
Становление науки

Слайд 4

Бруно, Коперник

Этот период характеризуется также повышенным вниманием к изучению естественной природы и

Бруно, Коперник Этот период характеризуется также повышенным вниманием к изучению естественной природы
объективных закономерностей ее движения.
Дж. Бруно высказывает смелую идею о бесконечности миров. Может ли бесконечный Бог проявить себя в созданиях, ограниченных в пространстве и времени? Вселенная — это бесконечная сфера, центр который везде, а окружность нигде. В Боге пребывает движение, бытие, жизнь, т. е. Бог и всеобщая субстанция составляют одно целое. Бог не отделен от мира, он в нем, он — его организующая и управляющая причина.
Бруно солидарен с идеями Н. Коперника, высказанными им в трактате об «обращениях небесных сфер» (1543 г.), где математическим путем доказывается вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, что противоречило геоцентрической системе Птолемея и церковным догматам.

Слайд 5

Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер

Начинают складываться благоприятные предпосылки формирования экспериментальной

Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер Начинают складываться благоприятные предпосылки формирования
науки. «Опыт, — утверждал Леонардо да Винчи, — единственный истолкователь природы, поэтому всегда нужно обращаться к нему и постоянно видоизменять его до тех пор, пока мы не откроем общих законов: он один может дать нам новые законы».
Г. Галилей (1564−1642), активно используя методы наблюдения, измерения, взвешивания, вычисления, начертания и аппарат математики, открыл закон падения тел и окончательно подтвердил правоту Коперника, чем опроверг взгляды Аристотеля по этому вопросу.
И. Кеплер формулирует три закона движения планет.

Слайд 6

Становление протестантской церкви

Реформация — это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в

Становление протестантской церкви Реформация — это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся
начале XVI века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.
Основными направлениями политико-правовой идеологии Реформации были лютеранство и кальвинизм.
Началом реформаторского движения можно считать 1517 г., когда немецкий теолог Мартин Лютер (1483−1546) обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями.

Слайд 7

Учение М. Лютера

Восстание М. Лютера против доктринеров папизма опиралось на следующие идеи:
принципиальная

Учение М. Лютера Восстание М. Лютера против доктринеров папизма опиралось на следующие
непознаваемость Божественной воли, все люди равны в своем полном неведении промысла Божьего;
одиночество совести, этот тезис по сути дела излагал ненужность целого класса профессионалов, «знание» которых обесценивалось;
этика ответственной повседневности, молчание Бога заставляла протестанта искать подтверждение своей избранности исключительно в успехе своих практических повседневных начинаний, утверждался принцип индивидуального религиозного опыта и индивидуального спасения.

Слайд 8

Учение Ж. Кальвина

Вторая волна Реформации связана с именем французского теолога Жана Кальвина

Учение Ж. Кальвина Вторая волна Реформации связана с именем французского теолога Жана
(1509−1564).
Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении, которое Ж. Кальвин довел до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие — к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.
Признаком богоизбранности выступает успех в профессиональной деятельности, который является самоценностью, а не средством достижения материальных благ.

Слайд 9

Значение эпохи Реформации

Эпоха Реформации сыграла исключительную роль в становлении мировой цивилизации и

Значение эпохи Реформации Эпоха Реформации сыграла исключительную роль в становлении мировой цивилизации
культуры. Освободившись от авторитарной опеки церкви, человек получил возможность и свободу самостоятельно мыслить, у него появилась религиозная санкция на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

Слайд 10

Становление гуманизма

В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое

Становление гуманизма В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось
ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии. Это ядро составила совокупность собственно гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в созидании и творчестве.
В этом принципе этики гуманизма можно видеть то общее, что объединило все его направления и несло в себе прямое отрицание средневековой католической догмы о ничтожности человеческой природы, о бесконечной пропасти между творениями рук и мысли человека и «божественным созиданием». Знаменем нового мировоззрения был культ знания.

Слайд 11

Смена мировоззренческих парадигм

Гуманизм развил светские тенденции наметившиеся в городской культуре предшествующего периода,

Смена мировоззренческих парадигм Гуманизм развил светские тенденции наметившиеся в городской культуре предшествующего
придал им законченность и широкий размах и тем утвердил право на самостоятельное существование светской культуры.
Стремление к знанию рассматривалось не только как путь к моральному совершенствованию каждого, но приобретало характер общественного долга. Принцип служения обществу, определивший назначение человека в его земном существовании, был характерен для большинства направлений в итальянском гуманизме.
Даже в тех случаях, когда целью жизни провозглашалось наслаждение, предполагалась гармония личного интереса и общественного блага.

Слайд 12

Смена мировоззренческих парадигм

Возвеличение роли человека в земном мире, оправдание в связи с

Смена мировоззренческих парадигм Возвеличение роли человека в земном мире, оправдание в связи
этим всего посюстороннего повлекло за собой резкую критику идеи аскетизма с его презрением к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Расценивая природу человека как гармоническое сочетание души и тела, гуманисты отрицали непроходимую грань между духовным и телесным началами, воздвигнутую христианской доктриной, и видели путь к счастью в разумном удовлетворении всех потребностей человеческой натуры.
Гуманисты не скрывали пренебрежения к «невежеству» средних веков и энергично воскрешали античные традиции, считая себя их прямыми продолжателями.

Слайд 13

«Страшный суд» Микеланджело

«Страшный суд» Микеланджело

Слайд 14

Николай Кузанский (1401−1464)

Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и

Николай Кузанский (1401−1464) Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и
заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все».
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение («все») от творца (единого), но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии.

Слайд 15

Николай Кузанский

Бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во всем существующем, везде и

Николай Кузанский Бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во всем существующем, везде
потому нигде конкретно, слитый со всем воедино.
Бог – это все вообще – само Бытие или «максимум Бытия», как говорил Кузанский.
Все вещи, предметы и тела мироздания – это воплощенное в нечто конкретное и телесное божество. Вселенная есть развернутый Бог, а Бог – свернутая в единое Вселенная.
В результате, любая вещь – проявление Бога, его реализация, его воплощение в неком определенном предмете.
Другими словами, Бог представляет некую единую, однородную основу всего, идеальную и бесконечную сущность, которая обнаруживает себя через материальные, конечные, отдельные вещи.

Слайд 16

Николай Кузанский

Бог один, а предметов в окружающем нас мире – огромное множество,

Николай Кузанский Бог один, а предметов в окружающем нас мире – огромное
которое и есть РАЗВЕРТЫВАНИЕ или проявление, или ИНОБЫТИЕ (то есть существование в другой форме) единого божества, тождественного всему мирозданию.
Вещи, которые мы наблюдаем вокруг себя совершенно различны и непохожи друг на друга. Но это только с точки зрения самих этих вещей.
Если посмотреть на них с точки зрения бесконечного Бога, тогда следует, что все вещи – одно и то же, так как любая из них – только воплощение Бога, его форма, модус, частица, его обнаружение.

Слайд 17

Пересечения учения Кузанского с другими философами

Милетские философы говорили, что за видимым разнообразием

Пересечения учения Кузанского с другими философами Милетские философы говорили, что за видимым
мира скрывается невидимое его единство, все вещи – только разные формы или состояния некого однородного мирового вещества (воды, воздуха и т. п.) и поэтому, по большому счету, надо говорить не о различии вещей, а об их сходстве и даже тождественности.
У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность ”иному”, не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что ”единому ничто не противоположно”. А отсюда он делает характерный вывод: ”единое есть все” - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Д. Бруно.

Слайд 18

Николай Кузанский (1401−1464)

Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод,

Николай Кузанский (1401−1464) Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает
что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же — это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum)
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

Слайд 19

Николай Кузанский (1401−1464)

Рассуждение Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и

Николай Кузанский (1401−1464) Рассуждение Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого
космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым — о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом.
Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса — это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Слайд 20

Джордано Бруно (1548−1600)

Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548−1600), создав последовательно

Джордано Бруно (1548−1600) Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548−1600), создав
пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.
Еще Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Бруно не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».

Слайд 21

Другие философы эпохи Возрождения

Но умы исследователей занимали не только проблемы онтологии или

Другие философы эпохи Возрождения Но умы исследователей занимали не только проблемы онтологии
методологии, но и социально-политического развития. Н. Макиавелли (1469−1527) идее предопределения противопоставил игру фортуны, обожествлению государства (Кесаря) — реальную политику.
Он исходит из того, что все люди эгоисты и не знают предела в достижении богатства и власти, поэтому роль усмирителя и распорядителя должна находиться в руках сильного, мудрого, циничного и жестокого правителя, сочетающего в себе качества льва и лисицы, который может поддерживать баланс разнонаправленных интересов.

Слайд 22

Н. Макиавелли “Государь”

Это трактат Н. Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти,

Н. Макиавелли “Государь” Это трактат Н. Макиавелли, в котором описываются методология захвата
методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.
Существует три формы прихода к власти: сила оружия, удача или добродетель.
Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы или народного презрения, если государь обнаруживает явные пороки или нарушает ”образ жизни” той страны, которой правит.
Добродетели государя: щедрость, милосердие, благоразумие, гуманность, репутация.
Единство страны образуют язык, нравы и обычаи.

Слайд 23

Н. Макиавелли “Государь”

Опыт управления государь должен черпать в истории. Макиавелли восхищается авантюристами,

Н. Макиавелли “Государь” Опыт управления государь должен черпать в истории. Макиавелли восхищается
которые смогли достичь успеха, не обладая ни добродетелью, ни удачей и славились жестокостью и бесчеловечностью. Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу ставит выше добродетели. Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу.
P.S. Прусский король Фридрих II Великий написал разгромный трактат “Антимакиавелли”, упрекая мыслителя в том, что он превозносит в своём сочинении великих злодеев, умалчивая о негативных сторонах их правления.

Слайд 24

Другие философы эпохи Возрождения

Т. Мор (1479−1555) в своей «Утопии» корень всех социальных

Другие философы эпохи Возрождения Т. Мор (1479−1555) в своей «Утопии» корень всех
бед усматривает в институте частной собственности. Только общественная собственность, высокоорганизованное производство, справедливое распределение, всеобщий труд и демократические формы управления — залог счастливой жизни для всех.
Т. Кампанелла (1568−1639) «Город Солнца» строит на аналогичных основаниях, предполагая возможность установления царства Божьего на земле посредством коренных преобразований общественной жизни под руководством духовной аристократии.

Слайд 25

Томас Мор “Утопия” (1516)

бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни

Томас Мор “Утопия” (1516) бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной
и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн;
остро высмеивает разврат духовенства;
описывает «мудрого» монарха, допускающего для чёрных работ рабов, ставших таковыми за преступления, но все же находящихся на сносном положении;
господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен;
обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией

Слайд 26

Томас Мор “Утопия” (1516)

распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо

Томас Мор “Утопия” (1516) распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без
твёрдых ограничений;
государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми;
интеллигенция играет руководящую роль в обществе;
женщины пользуются полным равноправием;
школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики;
ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства

Слайд 27

Т. Кампанелла “Город Солнца”. Написано в тюрьме инквизиции около 1602 г.

Популярность

Т. Кампанелла “Город Солнца”. Написано в тюрьме инквизиции около 1602 г. Популярность
обрёл с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений, был одним из «предшественников научного социализма».
Образ идеальной республики, «где все будут жить общиной».
Основу утопии Кампанеллы составляло упразднение причины неравенства — то есть частной собственности, поэтому все солярии (жители Города Солнца) являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Слайд 28

Т. Кампанелла “Город Солнца”

тезис Кампанеллы об упразднении моногамной семьи, поскольку из существования

Т. Кампанелла “Город Солнца” тезис Кампанеллы об упразднении моногамной семьи, поскольку из
семьи монах-доминиканец выводил возникновение частной собственности и социального неравенства, ибо наличие отдельного жилища и собственной жены и детей воспитывает себялюбие;
государство вмешивается в деторождение, поскольку личные чувства у соляриев отделены от производства потомства. Кампанелла был искренне убеждён, что его евгенические устремления могут быть реализованы лишь в случае, если люди последуют им по собственной воле;
труд является проклятьем человечества и потому положил в основу своей утопии всеобщее участие в труде. Рабочий день не превышает 4-х часов. Высвобождение свободного времени возможно благодаря применению технических новшеств.

Слайд 29

Т. Кампанелла “Город Солнца”

По Кампанелле, только частной собственностью и наличием семьи объясняются

Т. Кампанелла “Город Солнца” По Кампанелле, только частной собственностью и наличием семьи
разбой, коварные убийства, изнасилование, кровосмешение и блуд. Сам образ жизни Города Солнца устраняет мятежи подданных, поскольку к ним приводит произвол должностных лиц, их своеволие либо бедность и чрезмерное унижение народа.
Помимо смертной казни Кампанелла полагал необходимыми такие меры воздействия как изгнание, бичевание, выговор, отлучение от церкви и запрет общаться с женщиной. Наказание рассматривалось как средство искупления греха, проступка против общего блага.

Слайд 30

Джироламо Савонарола (1452-1498)

светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу;
некоторые

Джироламо Савонарола (1452-1498) светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу;
из его ранних стихов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми;
указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главной причиной тому - порочность пап;
по политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу.

Слайд 31

Реальная политическая деятельность Джироламо Савонаролы

указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей,

Реальная политическая деятельность Джироламо Савонаролы указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на
говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.
Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.
Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Слайд 32

Реальная политическая деятельность Джироламо Савонаролы

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены

Реальная политическая деятельность Джироламо Савонаролы Савонарола назначал проповеди в часы, когда были
балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.
Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Также при Савонароле был принят закон, предполагающий сожжение ”содомитов”. Однако за весь период руководства Савонаролы только трое ”содомитов” были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами.

Слайд 33

Пико делла Мирандола

обосновывает достоинства и свободу человека как полновластного творца собственного «я».

Пико делла Мирандола обосновывает достоинства и свободу человека как полновластного творца собственного
Вбирая в себя всё, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире;
продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Человеческая природа предстаёт как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора.

Слайд 34

Выводы

Обобщая, можно констатировать устойчивые черты возрожденческой философии:
антисхоластическая направленность;
сближение Бога и природы;
человек превращается

Выводы Обобщая, можно констатировать устойчивые черты возрожденческой философии: антисхоластическая направленность; сближение Бога
в центральный элемент мирозданья, обретая высшую ценность;
в человеке особо выделяется его деятельная, творческая и познавательная активность;
в государственном устройстве наблюдается приверженность к рационализму.
Имя файла: Философия-эпохи-Возрождения.pptx
Количество просмотров: 60
Количество скачиваний: 0