Слайд 2Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки
не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Слайд 3Крупными представителями философии Нового времени являются:
Фрэнсис Бэкон (Англия);
Томас Гоббс (Англия);
Джон Локк (Англия);
Рене
Декарт (Франция);
Бенедикт Спиноза (Голландия);
Готфрид Лейбниц (Германия).
Слайд 4Фрэнсис Бэкон (Англия);
Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.
Один
из первых крупных философов периода Позднего Возрождения и начала Нового времени, Бэкон был сторонником строго обосновываемого, доказательного научного подхода.
Он разрабатывал антисхоластический метод научного познания, стремясь по ходу дела выходить за пределы, задаваемые языком схоластики, которым он, как и другие философы того времени, всё ещё вынужден был пользоваться (как это отмечал применительно к Декарту русский философ В. С. Соловьев).
Слайд 5Томас Гоббс (Англия);
Английский философ-материалист, один из основателей современной политической философии, теории общественного
договора и теории государственного суверенитета.
Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Слайд 6Джон Локк (Англия);
Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
Способствовал распространению
сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Слайд 7Рене Декарт (Франция);
Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической
геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Слайд 8Бенедикт Спиноза (Голландия)
Нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных
представителей философии Нового времени.
За свободомыслие был отлучён от еврейской общины (1656); жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге.
Слайд 9Готфрид Лейбниц (Германия).
Немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель
и языковед.
Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, член Лондонского королевского общества (1673), иностранный член Французской Академии наук
Слайд 10Проблемы философии Нового времени
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия
и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
Слайд 11В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
Онтологическое понимание субстанции
как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626);
Гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704).
Слайд 12По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные
вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Слайд 13Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания
субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Слайд 14Особенности философии Нового времени
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории
познания (гносеологии), главными стали:
проблемы философского научного метода;
методологии познания человеком внешнего мира;
связи внешнего и внутреннего опыта;
задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);
Слайд 15рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
принцип
автономно мыслящего субъекта;
принцип методического сомнения;
индуктивно-эмпирический метод;
интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
гипотетико-дедуктивное построение научной теории;
разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.
Слайд 16Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:
Механицизм. В качестве
модели для построения картины мира брались идеи механики — отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки;
Слайд 17Особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с
наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания;
Слайд 18Предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь.
Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга.