Содержание
- 2. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ Фалес Гераклит Парменид Пифагор Зенон Демокрит Сократ Платон Аристотель
- 3. Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) Основоположник милетской школы философии; стихийный материалист, включался
- 4. Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.) Стихийный материалист и диалектик. Жил в ионийском городе Эфесе.
- 5. Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.) Написал поэму «О природе» Впервые в
- 6. Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма; по преданию, изобрёл
- 7. Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.) Ученик Парменида, от его сочинений сохранились лишь отдельные
- 8. Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) Древнегреческий философ, один из основоположников античного атомизма (наряду
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ
Фалес
Гераклит
Парменид
Пифагор
Зенон
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ
Фалес
Гераклит
Парменид
Пифагор
Зенон
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
Слайд 3Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.)
Основоположник милетской школы философии;
Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.)
Основоположник милетской школы философии;
стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов.
Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений
Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду
Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение.
Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.
Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений
Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду
Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение.
Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.
Слайд 4Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.)
Стихийный материалист и диалектик. Жил в
Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.)
Стихийный материалист и диалектик. Жил в
ионийском городе Эфесе. Происходил из царского рода, но отказался стать правителем.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.
Слайд 5Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.)
Написал поэму «О
Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.)
Написал поэму «О
природе»
Впервые в европейской философии поставил проблему бытия. Утверждал, что бытие существует, но никакого небытия нет, так как его нельзя помыслить и выразить в языке.
Первый высказал предположение, что картина мира, открывающаяся чувствам, не тождественна имеющемуся в объективной действительности. С помощью чувств можно составить лишь мнение, истинное же знание мы получаем с помощью разума. Таким образом, Парменид - первый рационалист.
Движение и множественность вещей есть лишь иллюзия наших чувств, в мире «по истине» нет никакого движения и множественности. Всё едино и неподвижно. Бытие представлял в виде гигантского шара. Утверждая неподвижность бытия, Парменид является основоположником метафизики как противоположности диалектике.
Впервые в европейской философии поставил проблему бытия. Утверждал, что бытие существует, но никакого небытия нет, так как его нельзя помыслить и выразить в языке.
Первый высказал предположение, что картина мира, открывающаяся чувствам, не тождественна имеющемуся в объективной действительности. С помощью чувств можно составить лишь мнение, истинное же знание мы получаем с помощью разума. Таким образом, Парменид - первый рационалист.
Движение и множественность вещей есть лишь иллюзия наших чувств, в мире «по истине» нет никакого движения и множественности. Всё едино и неподвижно. Бытие представлял в виде гигантского шара. Утверждая неподвижность бытия, Парменид является основоположником метафизики как противоположности диалектике.
Слайд 6Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)
Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма;
Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)
Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма;
по преданию, изобрёл слово «философия».
Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.
Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.
Слайд 7Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.)
Ученик Парменида, от его сочинений
Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.)
Ученик Парменида, от его сочинений
сохранились лишь отдельные фрагменты.
Считается основоположником субъективной диалектики как искусства доказательства и спора.
Свои доказательства строил «от противного».
Создатель знаменитых апорий, направленных на опровержение возможности помыслить движение и множественность. Самые известные из них: «Дихотомия» (деление пополам), «Летящая стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха».
Погиб в борьбе с тиранией, проявив личное мужество.
Считается основоположником субъективной диалектики как искусства доказательства и спора.
Свои доказательства строил «от противного».
Создатель знаменитых апорий, направленных на опровержение возможности помыслить движение и множественность. Самые известные из них: «Дихотомия» (деление пополам), «Летящая стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха».
Погиб в борьбе с тиранией, проявив личное мужество.
Слайд 8Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.)
Древнегреческий философ, один из основоположников
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.)
Древнегреческий философ, один из основоположников
античного атомизма (наряду с Левкиппом). Родился в Абдерах.
Ему принадлежали сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу.
Учил, что все тела составлены из мельчайших неделимых бескачественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты.
Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта.
В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным».
Учил о всеобщей причинной обусловленности, ведущей к фатализму; цель познания - дать причинное объяснение явлений.
Утверждал, что душа состоит из атомов; боги также не более чем видения, состоящие из лёгких атомов.
Ему принадлежали сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой». Впервые вводит понятия «микрокосм» (вселенная) и «макрокосм» (человек), которые подобны друг другу.
Учил, что все тела составлены из мельчайших неделимых бескачественных частиц - атомов, различающихся формой, порядком и положением. Допускал наличие небытия в качестве пустоты.
Впервые ввёл проблему первичных (форма, объём) и вторичных (цвет, вкус, запах) качеств вещей. Считал, что вещам присущи лишь первичные качества, а вторичные возникают в субъекте под влиянием тех или иных первичных качеств объекта.
В гносеологии отдавал предпочтение рациональному познанию, называя чувственное познание «тёмным».
Учил о всеобщей причинной обусловленности, ведущей к фатализму; цель познания - дать причинное объяснение явлений.
Утверждал, что душа состоит из атомов; боги также не более чем видения, состоящие из лёгких атомов.