Слайд 2Профессиональная специализация некоторых великих людей определяется с трудом.
Вот, к примеру, Франсуа-Мари
Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, — бесспорно, одна из величайших и влиятельнейших фигур в истории 18-го века. Но по какому ведомству числить сего титана, неясно.
Слайд 3Будущий гений
Родился в 1694 году в Париже, учился в иезуитском колледже, а
когда окончил его, то вопреки родительской воле решил стать не юристом, а поэтом. Талант, ирония и то свойство, которое позже назовут вольнодумством, вели его из домов аристократов (транзитом через Бастилию, эмиграцию и приют у фрондирующих маркиз) к королевским дворцам и роли придворного, а оттуда — к швейцарской вольности, переписке с монархами и к роли главного интеллектуала века.
Слайд 5Женские ковбойские полусапожки
Первая версия: Вольтер — писатель? Именно так обычно указывают в
энциклопедиях. Он автор десятков пьес, повестей и рассказов, среди которых — «Кандид», «Простодушный» и «Орлеанская девственница». Не будем прибегать к тому аргументу, что Вольтера никто, кроме литературоведов, не читает. Лучше послушаем Пушкина. Тот называл пьесы Вольтера неправдоподобными, а прочие его творения — «безделками». «Великан эпохи», по оценке Пушкина, использовал словесность лишь как более или менее пригодный сосуд для распространения своих идей. Серьезную, большую литературу предыдущего столетия 18-го века, под руководством Вольтера, превратил в «мелочные игрушки» и «скучные проповеди», пишет поэт.
Слайд 6В таком случае Вольтер — философ? Он написал несколько статей для «Энциклопедии»
Дидро и Даламбера, написал «Философские письма». Критиковал религию, настаивал на приоритете «естественных прав». Однако и в философском «первом ряду» Вольтер отсутствует, а работы его воспринимаются как пример философско-политической публицистики.
Слайд 7Вольтер регулярно использовал слово «равенство», а вместе с тем ужасался перспективе, в
которой «плебеи начнут рассуждать». Под равенством понималось равенство аристократов, в том числе и их равенство королю. Однако слово было услышано буквально. Плебеи не просто «начали рассуждать» — они начали править.
Интересно, что использовал Вольтер и слово tolerence. В те времена это означало, что он против христианства, шире — против любых априорных авторитетов, против тех, кто претендует на роль правильного. К чему привело вложение талантов в борьбу по низвержению авторитетов (во Франции и не только во Франции) — всем известно. Результат вновь совсем не таков, как задумывался, а спросить опять не с кого. Он-то говорил метафорически, а услышали его буквально.