Слайд 2План:
Даосизм.
История.
Элементы учения.
Видные фигуры в даосизме.
Даосизм и другие учения.

Слайд 3Даосизм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики,

несущее также традиционную философию и науку.
Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Слайд 4История формирование даосизма.
Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке,

но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.
Слайд 5Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других

«варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Слайд 6Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств в V

век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы.
Слайд 7В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия

божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»).
Слайд 8Первые даосские школы.
Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан

Даолин(34 — 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун, примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством.
Слайд 9Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы

Маошань(она же Шанцин) и Линбао.
Слайд 10Формирование канона
К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница

Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.
Слайд 11Развитие даосизма.
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой

движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма .
Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.
Слайд 12В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако

другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма).
Слайд 13Упадок даосизма в Цинскую эпоху.
Известно, что император Канси (1654—1722) был скептически настроен

ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.
Слайд 14Даосизм в настоящее время.
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век

вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.
Слайд 15Элементы учения.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III

вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете.
Слайд 16Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать

Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме.
Слайд 17Основные категории даосизма.
Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и

изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.
Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Пу — буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
Слайд 18Компоненты даосизма.
Даосская философия
Три сокровища (даосизм)
Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
Даосское

учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия
Даосская медитация
Даосский пантеон
Хуантинцзин — «Канон Жёлтого Двора»
Шанцин — «Школа Высшей Чистоты»
Слайд 19Видные фигуры в даосизме.
Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается

основателем даосизма.
Лао-цзы - древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей даосизма.
Слайд 20
Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в

Ханьскую эпоху.
Гэ Сюань - легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао.
Слайд 21
Люй Дунбинь — легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных.
Чжан Саньфэн — даос

с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань.