Слайд 2Нравственность и мораль
Гуманизм в форме идей человеколюбия оказывает свое влияние на
общество и политику через мораль и право.
Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека.
Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией
Влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.
Слайд 3Что такое «совесть»?
Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой,
другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом
Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека.
Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики
Слайд 4Мораль и политика: общее
Главные общественные функции морали и политики совпадают.
Политика, как
и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя она часто очень далека от выполнения этих задач.
Политика возникает из регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение.
Политика выступает формой объективизации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.
Так, суд выполняет функцию угрызений совести.
Слайд 5Мораль и политика: различия
В основе морали – ценности, а в основе политики
– интересы.
Требования морали – абстрактно-нормативны, а политики – конкретны.
Политика направлена по вне и целесообразна, ориентирована на достижение цели
Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков
Мораль всегда индивидуальна, политика носит групповой характер
Политика ситуативна, требования морали – универсальны
Политика - опора на силу, мораль – на санкции совести .
Слайд 62. Политика вне морали.
Политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в
компетенции друг друга.
Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности. Политика же – область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности.
Н.Макиавелли, ставя в центр проблему эффективности политики, все же сохранял как регулятор частной жизни политиков, а также как благородную цель, оправдывающую безнравственные способы ее достижения.
Крайний случай - В.И.Ленин: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»
Слайд 7Проблема институционализации нравственных требований
Законы, «правила игры» должны учитывать человеческую натуру
Постановка нравственных целей
Выбор
адекватным им и реальной ситуации методов и средств
Учет в процессе деятельности моральных принципов
Обеспечение эффективности политики
Главное направление институционализации сегодня –
Права человека.
Слайд 8Права человека - это
неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в
силу рождения. Основное понятие естественного права. П.ч. объединяют гражданские права и политические свободы, экономические, социальные и культурные права, а также права целых сообществ (дети, нацменьшинства, народы и т.д)
(Политологический словарь, М, 1993)
"Права человека - права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам«. (Британская энциклопедия, т.6, 1998)
Слайд 9Синтетическое определение:
"Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие,
отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной.
Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком"