Человек и отчуждение. Возрождение диалектического метода исследования

Содержание

Слайд 2

История и культура СССР: диалектика [РАЗ]отчуждения Презентация доклада д.ф.н., профессора МФЮА Л.А.

История и культура СССР: диалектика [РАЗ]отчуждения Презентация доклада д.ф.н., профессора МФЮА Л.А. Булавка-Бузгалиной Москва, 2015
Булавка-Бузгалиной Москва, 2015

Слайд 3

Диалектика генезиса двойственной природы СССР

ПЕРЕХОДНЫЙ характер общественной природы СССР и определил

Диалектика генезиса двойственной природы СССР ПЕРЕХОДНЫЙ характер общественной природы СССР и определил
основные предпосылки двойственности советской истории и культуры:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ (снятие через социальное творчество) от власти господствующих форм отчуждения,
ПОДАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ИНДИВИДА,, в том числе и специфически-советскими формами отчуждения, возникших в рамках сталинизма (патриархально-теологической модификации социализма ).

Эти два вектора развития задавали и два принципиально разных онтологических императива:
субъектно-деятельностное и
отчужденно-функциональное бытие индивида.
Они существовали не изолированно друг от друга, а в тесном диалектико-антагонистическом противоречии.
Мера НЕ/разрешения этого противоречия определяла либо становление НОВОГО ЧЕЛОВЕКА как творца истории и культуры, либо элиминацию его субъектности.

Слайд 4

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

Слайд 5

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

Слайд 6

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

Слайд 7

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

Слайд 8

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ -конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – это принцип (общественное отношение)

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ -конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – это принцип (общественное
деятельностного, диалектического снятия (не просто отрицания) конкретно-исторических форм отчуждения
Разотчуждение обусловлено материалистической основой жизнедеятельности человека.
Разотчуждение – конкретно-всеобщее отношение, т.к. оно связано с разрешением конкретно-исторических противоречий конкретным индивидом в конкретно-исторических условиях и посредством конкретного авторского метода.
Разотчуждение не может быть применимо как нечто общее и потому является авторским методом.
Разотчуждение предполагает тесную связь его субъекта с действительностью.
Суть разотчуждения – не декларация свободы от отчуждения, а сам метод высвобождения действительности от подчиняющих ее сил отчуждения.
Разотчуждение, будучи всеобщим и особым видом деятельности и в силу этого, создавая общественную связь между историей, культурой и искусством СССР, является субстанцией их диалектического единства.

Слайд 9

Материалистические основы РАЗОТЧУЖДЕНИЯ

Сущность разотчуждения заключена в его диалектической взаимосвязи с реальными противоречиями

Материалистические основы РАЗОТЧУЖДЕНИЯ Сущность разотчуждения заключена в его диалектической взаимосвязи с реальными
действительности.
в сфере материального – посредством деятельностного преодоления действительных форм отчуждения (посредством социального творчества),
в сфере идеального – через становление уже художественного образа
(не схему) этого преодоления (в этом суть драматургии соцреализма).
Не из буквы политических лозунгов, а из
(1) практического и (2) личного освоения исторической возможности общественного обустройства в соответствии со своими интересами
исходил революционный индивид

Слайд 10

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ -конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР

Принцип разотчуждения стал выражением сущности
(1)

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ -конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР Принцип разотчуждения стал выражением сущности
социального творчества советской ИСТОРИИ (= социализм),
(2) освободительной тенденции советской КУЛЬТУРЫ и
(3) творческого соцреализма как метода советского ИСКУССТВА.
Разотчуждение стало той конкретно-всеобщей основой,
которая связала все эти три сущности в одну диалектическую метасистему.
Насколько целостной была эта диалектическая взаимосвязь показала глубина ее распада, продолжающегося до сих пор на протяжении уже почти четверти века.

Слайд 11

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ - основа освободительной тенденции в ИСТОРИИ
РАЗОТЧУЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС –
это есть

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ - основа освободительной тенденции в ИСТОРИИ РАЗОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС –
созидание самими индивидами качественно новых общественных отношений, снимающих господство над человеком внешних сил отчуждения (власти рынка, государства, патриарха и т.п.) и потому оно является антитезой феномену отчуждения и самоотчуждения человека.
Никто (кроме большевиков), не связал проблему отчуждения с историческим творчеством революционных масс и в этом – ключ качественных общественных перемен.
социальное творчество -единственно возможная форма преодоления отчуждения революционных масс от культуры

Индивид не есть функция
капитала,
социальных институтов,
патриархальных традиций,
а есть СУБЪЕКТ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Примеры литературных псевдонимов 1920-х гг.:
Багрицкий, Бодрый, Веселый, А. Гайдар (в Кумач, Светлов, Ясный.
Невеселый, Батрак, Горький, Безработный, Никчемный, Грустный, Могила, Скорбный, Скиталец, Бедный и др.

Слайд 12

ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Вот лишь некоторые примеры социального творчества из практики первых

ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Вот лишь некоторые примеры социального творчества из практики первых
революционных лет:
Осень. Петроград. Путиловцы подают идею создания детской художественной студии при заводской школе (Рабочие и крестьяне России о Ленине. М., 1958).
10 ноября 1921. – Брянская губерния. Севкий уезд. Сообщается. что граждане с. Невдольска обеспечили учителей хлебным пайком на целый год. (Известия ВЦИК.10.11.1921, с.2)
Орел. Рабочие местных заводов работают в воскресенье с тем, чтобы дневной заработок отчислить в фонд пролетарского университета. («Народное просвещение.1918, №23-25, с.15)
1 сентября 1918. Нижний Новгород. Открывается народная консерватория 31 октября (13 ноября) 20стр. – Вятская губерния. Сарапульский уезд. Центральный общезаводской комитет Ижевских заводов принимает решение об отчислении от зарплаты работников и служащих средств на организацию курсов для неграмотных мусульман (Октябрьская социалистическая революция в Удмуртии. Сборник документов и материалов (1917-1918) Ижевск, 1957, с.162.
197 – Крестьянский съезд Кузнецкого уезда единогласно постановил приобрести дом, в которых жил писатель Ф.М.Достоевский во время ссылки с целью устроения в этом доме избу-читальню и музей Достоевского» (См. «Беднота» 1918, 22 (9) мая)

Слайд 13

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в КУЛЬТУРЕ

Особенность советской культуры ( ее освободительной

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в КУЛЬТУРЕ Особенность советской культуры ( ее
тенденции) заключается в том, что она заявила принципиально новое отношение к отчуждению – его деятельностное преодоление.
Это составило суть общественного идеала советской культуры.
Его назначение не в том, чтобы быть неким всеобщим представлением о том «как должно быть», а в том, чтобы деятельностно творить этот новый мир, высвобождая его от власти капитала, рынка, бюрократии
В советской культуре идеалом становится само движение.
Вот почему советская культура – это идеальное СССР.
Так идеал свободы, провозглашенный на заре либерализма, в рамках уже советской культуры получает свое диалектическое развитие, становясь идеалом освобождения.

Слайд 14

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в ИСКУССТВЕ

Метод соцреализма предполагает субъектность индивида

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в ИСКУССТВЕ Метод соцреализма предполагает субъектность индивида
в трех ипостасях: как (1) автора произведения, (2) его героя и (3) зрителя/читателя.
Но все эти три ипостаси имеют одну всеобщую основу – разотчуждение, который в каждом случае имеет свою форму проявления
(1) Автор создает логику разотчуждения как художественную драматургию; результат – новое произведение искусства.
(2) Герой в произведении соцреализма преобразует окружающий его мир, являя в результате этого новый конкретно-художественный образ (не схему!) разотчуждения как общественный идеал. И этот образ разотчуждения являет собой не каноническое представление о трансцендентно возникшем «царстве свободы», а саму диалектику перехода из «царства необходимости» в «царство свободы».
(3) Зритель, соучаствуя вместе с героями произведения в его поступках и событиях, производит «перезагрузку» субъектного принципа бытия, хотя и в сфере идеального (искусства), рождая феномен зрительского соцреализма. Результатом этого является становление зрителя как Нового человека.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК СОВЕТСКОГО КИНО

Слайд 15

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА

Соцреализм – это сугубо диалектический, противоречивый феномен.
Соцреализм, будучи методом, который,

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА Соцреализм – это сугубо диалектический, противоречивый феномен. Соцреализм, будучи методом,
как никакой другой, связан с областью идей, в то же время не может существовать в форме «чистой идеи».
Соцреализм, генетически возникая из классового подхода, как никакой другой, нацелен на диалектическое снятие этой классовости в новом бесклассовом бытии мира культуры.
Соцреализм, будучи методом, нацеленным на разрешение противоречий [мира отчуждения], в то же время не может развиваться в среде, «очищенной» от противоречий.

Слайд 16

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА

Соцреализм, как и любой другой художественный метод, нацелен на «восприятие» зрителя/читателя,

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА Соцреализм, как и любой другой художественный метод, нацелен на «восприятие»
но как особый метод – он ориентирован на действие-поступок
Соцреализм, с одной стороны, должен отвечать критерию «правдивости», но с другой – нести в себе логику опережающего видения действительности (это противоречие рождает особую художественную правду-вектор устремлённости в будущее, характерную для соцреализма).
Будучи методом, несущим в себе идеал освобождения, он в то же время как никакой другой феномен испытал на себе силу характерного и для советской действительности «эффекта отчуждения».

Слайд 17

НЕ/превратный соцреализм

НЕ/превратный соцреализм

Слайд 18

summa summarum

Сущность освободительной тенденции СССР есть диалектика разотчуждения, которое было явлено как

summa summarum Сущность освободительной тенденции СССР есть диалектика разотчуждения, которое было явлено

(1) творчество истории - социальное творчество (создание новых - альтернативных социально-экономических отношений);
(2) творчество культуры как идеальное практики разотчуждения;
(3) творчество авторского метода разотчуждения в сфере искусства (творчество Нового человека)