Владимир Соловьев Смысл любви

Содержание

Слайд 2

I
На основании естественноисторических соображений можно сказать, что смысл половой любви полагается

I На основании естественноисторических соображений можно сказать, что смысл половой любви полагается
не только в размножении рода. 
Само размножение может обходиться без половой любви. Значительная часть растительного и животного царства размножаются бесполым образом: почкованием, делением, спорами. Некоторые организмы этих царств могут размножаться и тем, и другим способом, а высшие организмы размножаются лишь половым. Из этого следует, что смысла половой дифференциации (и половой любви) следует искать никак не в идее родовой жизни и ее размножении, а лишь в идее высшего организма.
Милана Петрова

Слайд 3

Подтверждение этому мы находим в следующем факте. В пределах живых, размножающихся

Подтверждение этому мы находим в следующем факте. В пределах живых, размножающихся исключительно
исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше. В низшем классе этого отдела - у рыб - размножение происходит в огромных размерах: зародыши, порождаемые ежегодно каждою самкою, считаются миллионами; эти зародыши оплодотворяются самцом вне тела самки, и способ, каким это делается, не позволяет предполагать сильного полового влечения.
Милана Петрова

Слайд 4

У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших

У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах,
размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения и напряженность.
Итак, половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.
Олеся Хватаева

Слайд 5

Вообще все животное царство рассматриваемой стороны развивается в следующем порядке. Внизу

Вообще все животное царство рассматриваемой стороны развивается в следующем порядке. Внизу огромная
огромная сила размножения при полном отсутствии чего-нибудь похожего на половую любовь; далее, у более совершенных организмов, появляется половая дифференциация и соответственно ей некоторое половое влечение, а на самом верху - у человека - является возможною сильнейшая половая любовь, даже с полным исключением размножения. Но если таким образом на двух концах животной жизни мы находим, с одной стороны, размножение без всякой половой любви, а с другой стороны, половую любовь без всякого размножения, то совершенно ясно, что эти два явления не могут быть поставлены в неразрывную связь друг с другом, - ясно, что каждое из них имеет свое самостоятельное значение и что смысл одного не может состоять в том, чтобы быть средством другого.
Олеся Хватаева

Слайд 6

II
Соловьёв рассказывает о «популярной теории», которая признаёт половую любовь... «за орудие

II Соловьёв рассказывает о «популярной теории», которая признаёт половую любовь... «за орудие
размножения»
Итак, при размножении человеческого рода та сила… которая двигает мировым и историческим процессом, заинтересована не в том только, чтобы непрерывно нарождались человеческие особи по роду своему, но и в том, чтобы нарождались эти определенные и по возможности значительные индивидуальности. А для этого уже недостаточно простого размножения путем случайного и безразличного соединения особей разного пола: для индивидуально-определенного произведения необходимо сочетание индивидуально-определенных производителей, а следовательно, недостаточным является и общее половое влечение, служащее воспроизведению рода у животных
Человек может произвести «наиболее пригодное для мировых целей потомство… не со всяким лицом другого пола, а лишь с одним определенным… незаменимым, единственным и способным дать высшее блаженство». В этом, по мысли автора, заключается отличие человеческой любви и животной.
Сильная любовь «по смыслу теории должна возбудить в родителях чрезвычайно сильную страсть, способную сокрушить все препятствия к их соединению».
Дмитрий Сучков

Слайд 7

Если бы эта теория была верна, то отсюда логически следовало бы,

Если бы эта теория была верна, то отсюда логически следовало бы, что
что «сила любви находится в прямом отношении со степенью типичности и значительности происходящего от нее потомства»: «чем сильнее любовь, связывающая двух данных лиц, тем более замечательного потомства» следует от них ожидать.
На самом деле, по убеждению автора, нет «никакого соотношения между силою любовной страсти и значением потомства».
Дмитрий Сучков

Слайд 8

Свойства «самой сильной любви»:
1) Она «весьма часто бывает не разделенною»
2) Она «не

Свойства «самой сильной любви»: 1) Она «весьма часто бывает не разделенною» 2)
только великого, но и вовсе никакого потомства не производит»
3) «Особая интенсивность половой любви», по словам автора, производит только «самое заурядное» (ничем не выделяющееся) потомство, значение которого «нисколько не соответствует напряженности любовного чувства и исключительному характеру порождаемых им отношений»

4) Она «при взаимности приводит к трагическому концу» («ведет к самоубийству в той или другой форме»).
Это, по мысли философа, «явно опровергает... теорию», признающую половую любовь «за орудие размножения».
Степан Гвоздиков

Слайд 9

«Мнимая теория любви»:
«Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении - значит... отнимать

«Мнимая теория любви»: «Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении - значит...
у нее всякий смысл и всякое оправдание».
Степан Гвоздиков

Слайд 10

III
Любовь - управляющая жизнью человечества сила, которую одни называют мировой волей,

III Любовь - управляющая жизнью человечества сила, которую одни называют мировой волей,
другие - бессознательным духом и которая на самом деле есть Промысл Божий. Библейская история даст свидетельство в этом случае, как и всегда, правдивое и поучительное для всякого человека с историческим и художественным смыслом от религиозных верований.
Мария Рязанцева

Слайд 11

Центральный факт библейской истории, рождение Мессии. Во всей этой сложной системе

Центральный факт библейской истории, рождение Мессии. Во всей этой сложной системе средств,
средств, определивших в порядке исторических явлений рождение Мессии, для любви в собственном смысле не было места; она, конечно, встречается в Библии, но лишь как факт самостоятельный, а не как орудие христогонического процесса. 
Надежда Романова

Слайд 12

Священная книга не говорит, женился ли Авраам на Саре в силу

Священная книга не говорит, женился ли Авраам на Саре в силу пламенной
пламенной любви. Исаак женился на Ревекке не по любви, а по заранее составленному решению и плану своего отца. Иаков любил Рахиль, но эта любовь оказывается ненужной для происхождения Мессии, необходимо было соединение Иакова именно с Лией; но, чтобы достигнуть этого соединения, используется средство иного рода: своекорыстная хитрость третьего лица - преданного своим семейным и экономическим интересам Лавана. Сам Иуда для произведения дальнейших предков Мессии должен помимо своего прежнего потомства на старости лет соединиться с невесткою своею Тамарой. Цель эта достигается посредством крайне странного приключения, ни о какой любви в этом приключении не может быть и речи. Не любовь соединяет иерихонскую блудницу Рахаб с пришельцем евреем; она сначала отдается ему по своей профессии, а потом случайная связь скрепляется ее верою в силу нового Бога и желанием его покровительства для себя и своих.Не любовь сочетала Давидова прадеда, старика Бооза, с молодой моавитянкою Руфью, и не от настоящей глубокой любви, а только от случайной греховной прихоти стареющего владыки родился Соломон.
Мария Рязанцева

Слайд 13

В священной истории, так же как и в общей, любовь не

В священной истории, так же как и в общей, любовь не является
является средством или орудием исторических целей; она не служит человеческому роду. Поэтому когда субъективное чувство говорит нам, что любовь есть самостоятельное благо, что она имеет собственную безотносительную ценность для нашей личной жизни, то этому чувству соответствует и в объективной действительности тот факт, что сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо нее. В общей, как и в священной, истории половая любовь (в собственном смысле) никакой роли не играет и прямого действия на исторический процесс не оказывает: ее положительное значение должно корениться в индивидуальной жизни.
Надежда Романова