Философский пароход как историческое и интеллектуальное событие

Содержание

Слайд 2

Краткая Биография

Фёдор Августович Степун — русско-немецкий философ, социолог, историк, литературный критик,

Краткая Биография Фёдор Августович Степун — русско-немецкий философ, социолог, историк, литературный критик,
писатель. Родился 18 февраля 1884 года в расположенном в Москве доме «Человеколюбивого общества».
Отец являлся выходцем из Восточной Пруссии. Мать из рода Аргеландер.
Детство провёл в имении родителей в Кондрово Калужской губернии.

Слайд 3

Образование

Поступил в реальное училище св. Михаила в Москве, где окончил полный курс.

Образование Поступил в реальное училище св. Михаила в Москве, где окончил полный

Воинскую повинность отбывал в 5-м мортирном артиллерийском полку.
В 1902 году отправляется изучать философию в Гейдельбергский университет (до 1907). Научным руководителем его был В. Виндельбанд. В 1910 году защитил докторскую диссертацию на тему «Философия Владимира Соловьёва

Слайд 4

Жизнь до 1922 года

Участвовал в организации издания международного альманаха по философии культуры

Жизнь до 1922 года Участвовал в организации издания международного альманаха по философии
“Логос”, возглавив, вернувшись в 1910 в Москву, его русскую редакцию вместе с С. И. Гассеном и Б. В. Яковенко.В качестве литературного и театрального критика Степун отстаивал религиозно-реалистический символизм - понимание искусства не как отражения видимого мира, а как обозначения мира невидимого.
С началом Первой мировой войны был призван в 12-ю Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

Слайд 5

Жизнь до 1922 года

Политические проэсеровские симпатии Степуна нашли свое отражение с

Жизнь до 1922 года Политические проэсеровские симпатии Степуна нашли свое отражение с
началом Февральской революции.
В 1919—20 литературный и художественный руководитель «Показательного театра Революции» в Москве, снят с работы за «явное непонимание сущности пролетарской культуры». Однако, по его мнению, специфически пролетарской культуры и быть не может; культура требует языка, а у пролетариата, как и у каждого класса, есть только терминология.
В 1922 году Степун был выслан в Германию.

Слайд 6

Причины высылки

Поводом для решения вождя послужила книга об О. Шпенглере.
Правительство прореагировало

Причины высылки Поводом для решения вождя послужила книга об О. Шпенглере. Правительство
остро. Это было похоже на «литературное прикрытие белогвардейской организации»
Большевики выслали из России более пятисот человек — имена говорят сами за себя: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, Ф.А. Степун и др.

Слайд 7

Судьба в эмиграции

Живя в Берлине, он преподавал в религиозно-философской академии, публиковался в

Судьба в эмиграции Живя в Берлине, он преподавал в религиозно-философской академии, публиковался
журнале «Современные записки».
С 1926 года Степун - профессор социологии культурно-научного отделения Дрезденского Политехникума.
С 1946 года Степун жил в Мюнхене и возглавлял специально созданную для него кафедру истории русской культуры в университете. Главной тематикой его исследований становится русская история и культура как выражение русской духовности

Слайд 8

В первый период творчества Степун отстаивал религиозно-реалистический символизм, понимая искусство как обозначение

В первый период творчества Степун отстаивал религиозно-реалистический символизм, понимая искусство как обозначение
мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то в 1920-е он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога".
В основе философских построений Степун- синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию.

Слайд 9

Умер Степун Ф. А. легко 23 февраля 1965 года в Мюнхене.
“Степун

Умер Степун Ф. А. легко 23 февраля 1965 года в Мюнхене. “Степун
меня поразил: в нем было что-то львиное, при этом благосклонное, приветливое, открытое; глубокая серьезность соседствовала с милой шутливостью, глаз иногда прищуривался, лукаво подмигивал. Это был с головы до пят русский барин, но вместе с тем несомненно и ученый, одновременно и человек с некоторыми чертами театральности, — светский человек, офицер и хороший наездник”.

Слайд 10

Философские идеи

На протяжении жизни, считал он, человек постоянно разрешает противоречие между целостностью

Философские идеи На протяжении жизни, считал он, человек постоянно разрешает противоречие между
(единодушием) и многообразием ее проявлений (многодушием), между осознанием себя как факта и как задания. В зависимости от разрешения противоречий Степун выделял 3 типа души (три типа личностей) - мещанскую, мистическую и артистическую. Первая сознательно или бессознательно подавляет многодушие ради практически стойкой и удобной жизни как факта. Вторая, непосредственно сливаясь с Богом, закрывает себе путь к творчеству. Только артистическая душа равно утверждает единодушие и многодушие, полюс жизни и творчества как подвижное равновесие «рассыпающегося богатства и строящегося единства».

Слайд 11

Большевики, по Степун , являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной

Большевики, по Степун , являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной
правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, Степун считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту.
Главной задачей философии Степун считал «узрение» Абсолюта, который он представлял в традиции В. С. Соловьева как положительное всеединство.
Имя файла: Философский-пароход-как-историческое-и-интеллектуальное-событие.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 1