Слайд 2Карл Маркс (1818 – 1883)
“Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело
![Карл Маркс (1818 – 1883) “Философы лишь различным образом объясняли мир, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-1.jpg)
заключается в том, чтобы изменить его”.
Слайд 4Теоретические предпосылки марксистской философии
Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей западноевропейской философской
![Теоретические предпосылки марксистской философии Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей западноевропейской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-3.jpg)
мысли, но наибольшее влияние оказала немецкая классическая философия.
Непосредственными теоретическими предпосылками выступила диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.
Отношение к философии этих мыслителей Маркс и Энгельс выразили в работах
«Критика гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе» и др.
Слайд 5В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс писал: “Главный недостаток всего предшествующего
![В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс писал: “Главный недостаток всего предшествующего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-4.jpg)
материализма – включая и фейербаховский
– заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания,
а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно”
( см. Маркс К., Энгельс Ф., соч. том 21. С. 286).
То есть, вне поля зрения Фейербаха, оказался тот факт, что познавательная деятельность людей есть одна из сторон их «чувствительной» практической деятельности, в процессе которой они преобразуют мир в соответствии со своими интересами.
Слайд 6Философия, в рамках которой понятия рассматриваются как отражения реальных вещей, их многообразных
![Философия, в рамках которой понятия рассматриваются как отражения реальных вещей, их многообразных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-5.jpg)
связей и отношений – это материалистическая диалектика.
Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию философии – диалектического материализма.
Первичным признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражение которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Слайд 7Диалектический материализм как философия марксизма исходит из представления об объективном единстве материи,
![Диалектический материализм как философия марксизма исходит из представления об объективном единстве материи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-6.jpg)
пространства и времени.
Пространство и время истолковываются как свойства материальных явлений, как формы их существования.
Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания.
Слайд 8Математик Н.И.Лобачевский (1792-1856) доказал, что свойства пространства и времени не только связаны
![Математик Н.И.Лобачевский (1792-1856) доказал, что свойства пространства и времени не только связаны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-7.jpg)
со свойствами материальных образований, но и прямо зависят от них.
Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал, что если бы каким-то чудом исчезли
все тела, то исчезло бы
пространство и время.
Слайд 10Романтизм – широкое направление мысли, охватившее в конце XVIII- начале XIX в.,
![Романтизм – широкое направление мысли, охватившее в конце XVIII- начале XIX в.,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-9.jpg)
многие сферы культурной и социальной жизни.
Романтизм – это особое мироощущение, особый способ отношения к миру.
В искусстве – художник передает оригинальное, собственное видение мира и передача самой действительности.
Слайд 11Полотно
Эжена Делакруа
«Свобода, ведущая народ»
Является символом для изучения явления “романтизм”.
(См. “Краткая
![Полотно Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» Является символом для изучения явления “романтизм”.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-10.jpg)
история искусств. М., 1993).
Слайд 12В обширном направлении романтизма, присутствует самая главная особенность – это индивидуализм
Истоки романтизма
![В обширном направлении романтизма, присутствует самая главная особенность – это индивидуализм Истоки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-11.jpg)
в гуманизме эпохи Возрождения.
Призыв к идеалам справедливости (свободы, равенства и др). Пробуждение человека и возвышение его до Бога.
Реформация. Поощрение индивидуализма. Человек сам в состояния понять, что хорошо, а что плохо.
Реализация идеалов гуманизма была предпринята в Французской буржуазной революции.
Слайд 13Национальная особенность романтизма
Каждому времени свой романтизм
В французском и немецком романтизме главное место
![Национальная особенность романтизма Каждому времени свой романтизм В французском и немецком романтизме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-12.jpg)
занимает – индивидуализм.
Французский романтизм связан с идеями Возрождения (хвала человеческим способностям и др.).
Немецкий романтизм связан с идеями Просвещения и немецкой классической философией.
В российском романтизме в большей степени присутствует личность.
Слайд 14Немецкий романтик
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763 – 1825)
Преклоняясь перед Ж.Ж.Руссо взял
![Немецкий романтик Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763 – 1825) Преклоняясь перед Ж.Ж.Руссо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1111717/slide-13.jpg)
псевдоним Жан-Поль.
Характеризуя гения, отмечает многообразие его сил.
Данный Богом дар, не может быть односторонним.
Рассудок, является своеобразной гарантией многосторонности гения.
Рассудочность бывает обыденной и божественной, различия только в соотношении сознания и самосознания.
Обладающие обыденной рассудочностью – сознание сильнее самосознания, так как ориентируются на внешний мир.
Преобладание самосознания над сознанием, говорит о божественной рассудочности , так как гений видит себя, как бы в двух зеркалах. В одном повернувшимися к себе в другом отвернувшимися. Божественная рассудительность – это чередование внутренних сил. (Ж-Поль. Приготовительная школа эстетики).