Философия Древнего Востока

Содержание

Слайд 2

План:

Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных

План: Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в
древнекитайских учениях.
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.

Слайд 3


VII в. до н. э. - III в. н. э. -

VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение
зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

Слайд 4


даосизм;
конфуцианство;
легизм.
Меньшее распространение получили:
моизм;
натурфилософия;
номинализм.

Древнейшими национальными

даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
философскими учениями в Китае являлись:

Слайд 5


После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца
конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
неодаосизм;
неоконфуцианство.

Слайд 6


В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли,

В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в
в частности идеями:
христианской религии;
марксизма;
ведущих европейских философов;
американской философии прагматизма.

Слайд 7


Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской
китайской философии) характерно:
восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное
воплощение на Земле космических циклов;
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

Слайд 8


осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек,

осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов
ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;

Слайд 9



восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;

восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в
распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

Слайд 10


понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение

понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной
земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Слайд 11


Проблема человека в философии Китая.
Несмотря на то что человек в

Проблема человека в философии Китая. Несмотря на то что человек в Китае
Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
цзин;
ци;
шэнь.

Слайд 12


Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.
Выделяются два

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два
вида данной психофизической энергии:
семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Слайд 13


Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в

Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие
отличие от цзин - энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на:
вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
духовную ци - душу человека и других живых существ.
Духовная ци основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Слайд 14

Шэнь - неистребимая духовная энергия (душа), существующая в человеке, которая составляет "стержень"

Шэнь - неистребимая духовная энергия (душа), существующая в человеке, которая составляет "стержень"
человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Слайд 15


Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и
и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:
ян - мужская сексуальная энергия;
инь - женская сексуальная энергия.

Слайд 16

все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.

все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. к
к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость

к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу

Слайд 17


В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи"
"Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Слайд 18


Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской
философской традиции китайская философия:
не дает чёткого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
начинает отчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

Слайд 19


не исключает человека из системы человеческих отношений после его смерти, то

не исключает человека из системы человеческих отношений после его смерти, то есть
есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награждён, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков;
выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

Слайд 20


воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей

воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства
господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Слайд 21


Главными условиями долголетия в Китае считаются:
поддержание в чистом состоянии духовной психофизической

Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной психофизической
энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к 'окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци,
общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
работа над своим телом и душой - "син чун" - окультуривание себя;

Слайд 22

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

работа над своим телом и душой -

Главными условиями долголетия в Китае считаются: работа над своим телом и душой
"син чун" - окультуривание себя;
работа над судьбой, принесение пользы обществу - "мин чун";
соблюдение общественных порядков;
употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

Слайд 23


Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов -

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли,
земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.

Слайд 24


Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения

Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и
и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н.э. Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

Слайд 25

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
путь, по

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения: путь,
которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
"Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Слайд 26

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
все в мире взаимосвязано, нет

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано,
ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

Слайд 27

мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли

мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли
человека, следовательно, главный принцип жизни человека - по кой и недеяние ("у-вэй");
особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

Слайд 28

познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма,

познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма,
слиянии с "Дао" - первоначалом, послушании императору и близости к нему;
путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей;
необходимо во всем уступать друг другу.

Слайд 29

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника
социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
Как необходимо управлять людьми?
Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Слайд 30

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того,

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того,
чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.

Слайд 31

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).
Его основателями были Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

Слайд 32

Основными постулатами легизма являются следующие:
человек обладает изначально злой природой;
движущей силой человеческих

Основными постулатами легизма являются следующие: человек обладает изначально злой природой; движущей силой
поступков являются личные эгоистические интересы;
как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

Слайд 33

чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;