Содержание
- 2. Первый позитивизм Родоначальником первого позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Он испытал воздействие идей энциклопедиста
- 3. Первый позитивизм. О.Конт Рассматривая развитие человеческого знания, мышления, он свел его к трем стадиям. Теологическая –
- 4. Конт, объявляя философию позитивной, лишает ее собственного предмета и сужает ее задачи. Позитивная философия должна быть
- 5. Его нельзя считать эмпириком, хотя он и предлагал в познании постоянно подчинять воображение наблюдению. Наука способна
- 6. Первый позитивизм. Герберт Спенсер (1829-1893) Английский философ, опираясь на идеи И. Канта, различал непознаваемое (предмет религии),
- 7. Первый позитивизм. Герберт Спенсер. Науки Герберт Спенсер делил на: 1.абстрактные (логика, математика, они изучают формы явлений),
- 8. Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм) Следующий этап развития позитивизма – это 70-е- 90-е года 19 в. Второй
- 9. Второй позитивизм В основе всех явлений лежат факты чувственного мира, ощущения. Они связаны между собой, а
- 10. Второй позитивизм. Эрнст Мах. Мах пытался переосмыслить основные категории науки: сила, масса, пространство, время, причинность –
- 11. Второй позитивизм. Рихард Авенариус Р. Авенариус работал в Цюрихе, занимался проблемами биологии и психологии, познание он
- 12. Второй позитивизм. Рихард Авенариус Такое состояние Авенариус назвал принципиальной координацией «Я и мира». Опыт не может
- 13. Второй позитивизм. Рихард Авенариус Возникают проблемы сравнения телесного и духовного, отношения мышления к бытию, перехода от
- 14. Второй позитивизм. Ж.А.Пуанкаре Жюль Анри Пуанкаре, французский математик, физик, философ предлагает рассматривать общие принципы и научные
- 15. Второй позитивизм. Выводы Распространившийся в конце 19 - начале 20 в. эмпириокритицизм указывал, что научный опыт
- 16. Неокантианство В Германии позитивизм не получил большого признания, там развивалась своя философия науки в форме неокантианства.
- 17. Неокантианство. Марбургская школа Мышление само формирует собственное содержание. Научное знание – определенное содержательное знание. «Вещь в
- 18. Неокантианство. Г. Коген Коген критикует сенсуализм, ощущения всегда связаны с мышлением, если они не осмыслены, их
- 19. Неокантианство.Г. Коген Логическим атомом мышления оказывается понятие бесконечно малой величины, то, что являясь предметом математики и
- 20. Неокантианство Пауль Наторп Стремление сблизить философию и математику на логическом основании выражал и Наторп. Философия должна
- 21. Неокантианство. Баденская школа Задачей этой школы было разграничение методов и определение специфики естественнонаучного и исторического, гуманитарного
- 22. Неокантианство. Баденская школа Предметом познания является не действительность, а определенные правила соединения между собой представлений, которые
- 23. Неопозитивизм (третий позитивизм) Неопозитивизм возникает после Первой мировой войны в 20-х годах 20 в. Он имеет
- 24. Неопозитивизм. Бертран Рассел На Рассела повлияли философские идеи Канта, Гегеля, Лейбница и работы его учителя логика,
- 25. Неопозитивизм. Бертран Рассел В 20-е гг. Рассел интересуется разработкой аналитического метода для решения философских проблем. Философский
- 26. Неопозитивизм. Бертран Рассел Для разрешения парадоксов множеств Рассел предлагает теорию типов. Логический тип множества должен быть
- 27. Неопозитивизм. Бертран Рассел Различие имен и описаний объектов (знаков для обозначаемых объектов). Имя непосредственно указывает на
- 28. Неопозитивизм. Людвиг Витгенштейн Структура языка соответствует структуре мира. Атомарные высказывания выражают атомарные факты (простые, неразложимые). Атомарные
- 29. Неопозитивизм. Венский кружок. В 1922 г. в Вене появляется основанное Морисом Шликом сообщество ученых, логиков, философов,
- 30. Неопозитивизм. Выводы Таким образом, основным требованием неопозитивизма является то, что язык науки должен быть унифицирован, его
- 31. Постпозитивизм Индуктивное обобщение опыта не ведет к теориям (неполная индукция всегда может быть опровергнута), а теории
- 32. Постпозитивизм. Карл Поппер Научная теория должна быть принципиально фальсифицируема. Теория всегда может столкнуться с новым опытом,
- 33. Постпозитивизм. Томас Кун. Томас Кун продолжил тему исторического развития науки. Он предложил концепцию научных революций. В
- 34. Постпозитивизм. Томас Кун Период «научных революций» представляет собой радикальное изменение представлений о реальном мире, появление новых
- 36. Скачать презентацию
Слайд 2Первый позитивизм
Родоначальником первого позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857).
Он испытал
Первый позитивизм
Родоначальником первого позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857).
Он испытал
Слайд 3Первый позитивизм. О.Конт
Рассматривая развитие человеческого знания, мышления, он свел его к трем
Первый позитивизм. О.Конт
Рассматривая развитие человеческого знания, мышления, он свел его к трем
Теологическая – когда все объясняется вымышленными, сверхъестественными силами. Метафизическая – она носит абстрактный характер, ищет отвлеченные силы, а сущности, связанные с предметами, рассматриваются как самостоятельно существующие и порождающие наблюдаемые явления. Сюда попадали и платоновские идеи, и аристотелевские формы, и абсолютный дух Гегеля и материализм с его понятием материи.
Позитивная стадия – это подъем человеческого разума, прогресс общества, основанный на возможностях науки.
Слайд 4Конт, объявляя философию позитивной, лишает ее собственного предмета и сужает ее задачи.
Конт, объявляя философию позитивной, лишает ее собственного предмета и сужает ее задачи.
Классификация наук
Социология (самая молодая, имеет дело со сложными объектами)
Биология
Химия Физика Астрономия
Математика (Самая ранняя, имеет дело с абстрактными объектами)
Первый позитивизм. О.Конт
Слайд 5Его нельзя считать эмпириком, хотя он и предлагал в познании постоянно подчинять
Его нельзя считать эмпириком, хотя он и предлагал в познании постоянно подчинять
О. Конт считал, что нужно исследовать условия явления, а не искать первичные и конечные причины.
Научное знание относительно, оно идет от заблуждения к истине, а истины развиваются и уточняются. Причину этого Конт видел в физиологической организации человека, в несовершенстве его органов чувств, мышления. В самом познании происходит переход к более совершенным понятиям, что связано с историческими условиями, развитием самого общества.
Вера Конта в прогресс уменьшается в 40-х годах. В «Системе позитивной политики» он задумался о новой, позитивной религии, где в качестве великого существа выступало бы человечество.
Первый позитивизм. Огюст Конт
Слайд 6Первый позитивизм. Герберт Спенсер (1829-1893)
Английский философ, опираясь на идеи И. Канта, различал
Первый позитивизм. Герберт Спенсер (1829-1893)
Английский философ, опираясь на идеи И. Канта, различал
В науке должны применяться индукция и дедукция, качественные и количественные методы. Изначально, когда наука не была развита, преобладали качественные предсказания, в развитой науке преобладают количественные методы и предсказания.
В своей концепции эволюционизма, он рассматривал развитие как переход от однородности к дифференциации и интеграции.
Слайд 7Первый позитивизм. Герберт Спенсер.
Науки Герберт Спенсер делил на:
1.абстрактные (логика, математика, они
Первый позитивизм. Герберт Спенсер.
Науки Герберт Спенсер делил на:
1.абстрактные (логика, математика, они
2. абстрактно-конкретные (изучающие явления в их элементах, различные силы – это механика, физика, химия)
3. конкретные науки (изучающие явления в целом – астрономия, геология, биология, социология, психология).
Выводы
Таким образом, первый позитивизм задает идеал научности, заключающийся в рациональном упорядочивании чувственного опыта, разработке методологии, первые позитивисты занимались классификацией и систематизацией научного знания.
Слайд 8Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм)
Следующий этап развития позитивизма – это 70-е- 90-е
Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм)
Следующий этап развития позитивизма – это 70-е- 90-е
В конце 19 в. происходят важные открытия в физике - электрона, радиоактивности. Привычный взгляд на материю как на вещество, обладающие неизменными свойствами, не соответствует ее пониманию как волны, поля, энергии. «Материя исчезла», от нее следует отказаться
Картина реального мира не может быть адекватно отражена и осмыслена в науке. Наука может только предлагать знаки, символы, удобные для практики, она есть сумма гипотез, которые должны быть замещены непосредственным наблюдением. Задача очистить научный опыт от метафизических положений ставится австрийским физиком Э. Махом.
Слайд 9Второй позитивизм
В основе всех явлений лежат факты чувственного мира, ощущения. Они связаны
Второй позитивизм
В основе всех явлений лежат факты чувственного мира, ощущения. Они связаны
Субстанция как метафизическая сущность не существует. Элементы нейтральны (они ни физические, ни психические), обеспечивают переход от физического к психическому в рамках единого знания. Физика и психология - разные направления в исследовании одних и тех же элементов.
Эрнст Мах (1838-1916)
Слайд 10Второй позитивизм. Эрнст Мах.
Мах пытался переосмыслить основные категории науки: сила, масса, пространство,
Второй позитивизм. Эрнст Мах.
Мах пытался переосмыслить основные категории науки: сила, масса, пространство,
Познание подчиняется единому принципу «экономии мышления». Цель науки - «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. «Экономия мышления» - главная характеристика познания, вытекающая из изначальной биологической потребности в самосохранении и приспособлении организма к окружающей среде. Поэтому в развитой науке объяснение является излишним, довольно будет описания. Отбросим причинность, оставим функциональную зависимость признаков явлений. Новые теории более экономно описывают опыт, косвенно описывают наблюдения, чем экономнее описание, тем оно полезнее.
Необходимо очистить опыт от ненужных понятий, это поможет и снятию противоречия между сознанием и материей, психическим и физическим.
Но: Приравнивание нейтральных элементов к комплексам ощущений приводит к субъективному идеализму.
Слайд 11Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Р. Авенариус работал в Цюрихе, занимался проблемами биологии и
Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Р. Авенариус работал в Цюрихе, занимался проблемами биологии и
Жизнь – это процесс накопления и расходования энергии, все организмы, адаптируясь к среде, экономят энергию. Жизни свойственен принцип наименьшей траты сил, организм постоянно связывает внешнее и внутреннее, его поведение есть одновременно и понимание мира.
Опыт и есть единство человеческой активности и внешней среды, единство субъективного и объективного, физического и психического. В мире нет ни духа, ни материи, а только полный опыт, состоящий из «Я» и среды.
Рихард Авенариус (1843-1896)
Слайд 12Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Такое состояние Авенариус назвал принципиальной координацией «Я и мира».
Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Такое состояние Авенариус назвал принципиальной координацией «Я и мира».
Опыт не может быть расщеплен, но мы часто некритично относимся к чужому опыту, считая его чисто внешним. Усваивая чужой опыт, мы «вкладываем» в свою душу и тело чужие восприятия. Назвав этот процесс интроекцией, Авенариус считал, что ее результатом являются мифологические и метафизические представления и сама проблема сознания как функции мозга, как противопоставления духовного и телесного.
Интроекция ведет к удвоению предмета, когда предполагается в процессе высказывания участие нематериальной вещи и психического образа. Из-за этого удвоения для человека мир распадается на внешний и внутренний; и доступен непосредственному опыту для каждого человека только его собственный внутренний мир.
Слайд 13Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Возникают проблемы сравнения телесного и духовного, отношения мышления к
Второй позитивизм. Рихард Авенариус
Возникают проблемы сравнения телесного и духовного, отношения мышления к
С освобождением от интроекции понятие о мире лишается выдуманных элементов, в опыте нет продуктов деятельности моего мозга или моей души, а существуют всегда только координированные я и среда, как однородные по сути комплексы элементов.
Истинное понятие о мире должно опираться на «чистый опыт», не искаженный наукой и философией, как чистое описание того, что дано как наличное, испытано индивидом и высказано, описано как опыт.
Слайд 14Второй позитивизм. Ж.А.Пуанкаре
Жюль Анри Пуанкаре, французский математик, физик, философ предлагает рассматривать общие
Второй позитивизм. Ж.А.Пуанкаре
Жюль Анри Пуанкаре, французский математик, физик, философ предлагает рассматривать общие
Мы выбираем эвклидову или неэвклидовой геометрию, метрическую систему, классическую механику или электродинамику не из-за их истинности или ложности, а из-за удобства. Произвольные соглашения должны быть непротиворечивыми Произвольность выбора связана с потребностью в простоте теорий и успешным их использованием
Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912).
Слайд 15Второй позитивизм. Выводы
Распространившийся в конце 19 - начале 20 в. эмпириокритицизм указывал,
Второй позитивизм. Выводы
Распространившийся в конце 19 - начале 20 в. эмпириокритицизм указывал,
Нет разделения научного опыта на психическое и физическое, но есть координация объекта и субъекта науки. Хотя критика опыта и была направлена на борьбу с метафизикой, тем не менее, в эмпириокритицизме научное знание рассматривалось как мировоззрение, описание мира на основе синтеза результатов частных наук.
Второй позитивизм получил широкое распространение и оказал сильное воздействие на ученых, философов, представителей интеллигенции разных стран, в т.ч. и в России. И в русской философской традиции есть те, кто развивал идеи первого и второго позитивизма. Но имел и своих критиков (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
Слайд 16Неокантианство
В Германии позитивизм не получил большого признания, там развивалась своя философия науки
Неокантианство
В Германии позитивизм не получил большого признания, там развивалась своя философия науки
Неокантианство совсем не означает повтора или абсолютного согласия с кантовской философией. Лозунг «Назад к Канту» следует рассматривать как попытку пересмотреть основные понятия его философии, прежде всего «вещи в себе», но при этом продолжить ориентацию философии на науку.
В 70-х г. 19 в. сформировалась марбургская школа неокантианства. Ее представители Герман Коген (1842-1918), Пауль Наторп (1854-1924), Эрнст Кассирер (1874-1945).
Герман Коген критиковал основной кантовский труд («Критику чистого разума»), предлагая «очистить» Канта от излишнего психологизма и метафизических воззрений. Вопрос о возможности чистых математики и естествознание тождественен вопросу о бытии математических объектов.
Слайд 17Неокантианство. Марбургская школа
Мышление само формирует собственное содержание. Научное знание – определенное содержательное
Неокантианство. Марбургская школа
Мышление само формирует собственное содержание. Научное знание – определенное содержательное
Коген обращается к Платону. Первым видом мыслимого бытия, бытия в мышлении являются математические числа и формы, но возникает идея треугольника не путем индуктивного обобщения и не является продуктом чувственного восприятия. Математические объекты – одновременно идеальные и реальные, бытие как сущность (мыслимое) и как образ (противостоящее мышлению). Идея одновременно является гипотезой, созидающей бытие.
Герман Коген
Слайд 18Неокантианство. Г. Коген
Коген критикует сенсуализм, ощущения всегда связаны с мышлением, если они
Неокантианство. Г. Коген
Коген критикует сенсуализм, ощущения всегда связаны с мышлением, если они
Коген предлагает вместо понятия «данного» (что было у Канта связано с чувственностью) понятие «заданного». Мышление должно сформировать предмет опыта. Для мышления можно оценить как данное то, что оно само может отыскать
Созерцание также не является исходной точкой мышления. Оно дает образ предмета для его конструирования. Теоретическое знание ненаглядно, но имеет дело с идеальными предметами как результатом конструирования, которые можно представить в наглядно-образных моделях. Основой построенного здания научной теории не может быть ни эмпирическое понятие (предмет), ни чистое понятие (форма), а должно быть единство того и другого
Слайд 19Неокантианство.Г. Коген
Логическим атомом мышления оказывается понятие бесконечно малой величины, то, что являясь
Неокантианство.Г. Коген
Логическим атомом мышления оказывается понятие бесконечно малой величины, то, что являясь
В нем выражены и элементарная клеточка мышления, и бытие, непрерывно возобновляющееся в виде задачи, побуждающей мышление к движению, и переход от предыстории мышления к его истории.
Бесконечно малое - это число, меньше сколь угодно задаваемой величины (движение к пределу как сам предел), отождествление актуальной и потенциальной бесконечности, конечного и бесконечного. Рассматривая его как точку, можно мыслить и границу линии, и ее начало, точка - общее для касательной и кривой, дающее линии направление. Точка имеет производящее значение.
Слайд 20Неокантианство
Пауль Наторп
Стремление сблизить философию и математику на логическом основании выражал
Неокантианство
Пауль Наторп
Стремление сблизить философию и математику на логическом основании выражал
Но как следствие, происходит утрата субстанции, реальности, остается лишь реальность движения (без допущения чего-то движущегося). Наука рассматривается как метод сам по себе, а не метод для исследования чего-либо.
Эрнст Кассирер
Кассирер разрабатывал проблему связи науки с культурой, вначале он интересовался проблемами естествознания, понятием функции. Позже стал использовать функциональный подход шире, как основание единства многообразного. Если брать культуру, то это единство разных несводимых друг к другу форм, ( мифа, языка, религии, искусства и т.д.). Во всех этих формах он находит устойчивый фактор - символическую функцию. Мы имеем дело с миром символов. говорящих о типе реальности, к которым они принадлежат.
Слайд 21Неокантианство. Баденская школа
Задачей этой школы было разграничение методов и определение специфики естественнонаучного
Неокантианство. Баденская школа
Задачей этой школы было разграничение методов и определение специфики естественнонаучного
История есть процесс осознания и воплощения ценностей. Науки интересуется как общим, повторяющимся, так и единичным, исторически неповторимым. Отсюда разделение наук на «номотетические» и «идеографические». Первые рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов. Вторые - с точки зрения единичного. Законы природы и законы истории оказываются несравнимыми.
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915),
Слайд 22Неокантианство. Баденская школа
Предметом познания является не действительность, а определенные правила соединения между
Неокантианство. Баденская школа
Предметом познания является не действительность, а определенные правила соединения между
Благо, красота, святость, справедливость – это надвременные внеисторические принципы, определяющие общий характер человеческой деятельности и отличающие ее от процессов природы. Ценности значат, осознаются субъектом как нормы долженствования, ценности придают единичному факту значение.
Выводы:
Таким образом, можно утверждать, что для неокантианства наука есть в сущности система отношений, логических связей, некое чистое знание, она должна изучать взаимодействия, связи и опосредования. История науки неотличима от истории логического, методологического мышления. Неокантианство также оказало достаточно сильное воздействие на русскую мысль в период «Серебряного века», вызвав многочисленные споры среди представителей разных философских направлений
Слайд 23Неопозитивизм (третий позитивизм)
Неопозитивизм возникает после Первой мировой войны в 20-х годах 20
Неопозитивизм (третий позитивизм)
Неопозитивизм возникает после Первой мировой войны в 20-х годах 20
Основная его задача – свести предмет философии к анализу языка науки. Единственно возможное знание – специально-научное. Сама же философская проблематика – бессмысленна, так как формируется при помощи «псевдопонятий».
Слайд 24Неопозитивизм. Бертран Рассел
На Рассела повлияли философские идеи Канта, Гегеля, Лейбница и работы
Неопозитивизм. Бертран Рассел
На Рассела повлияли философские идеи Канта, Гегеля, Лейбница и работы
Он разделял позицию реализма, считая, что субъект и объект существуют независимо друг о друга. В процессе познания субъект соприсутствует с объектом. Вещь в процессе познания становится познаваемым объектом или идеей. В основе познания находится восприятие как акт непосредственного «схватывания» чувственных данных. При этом восприятие есть сама вещь, а не ее образ или символ. Предметы, явления не изменяют своей природы, вступая в различные отношения. Факт познания не способен изменить самого познанного. Объект остается тождественным самому себе. Нет принципиальных граней между материей и духом.
Попытка свести математику к логике в работах «Принципы математики» (1903) и совместно с Уайтхедом «Основания математики» (1910-1913). Авторы попытались разработать такую систему символической логики, которая полностью раскрыла бы логическую зависимость между математическими объектами.
Бертран (Артур Уильям) Рассел (1872-1970).
Слайд 25Неопозитивизм. Бертран Рассел
В 20-е гг. Рассел интересуется разработкой аналитического метода для решения
Неопозитивизм. Бертран Рассел
В 20-е гг. Рассел интересуется разработкой аналитического метода для решения
Теория логического атомизма.
Все предложения могут быть сведены либо к элементарным (атомарным), либо к сложным (молекулярным). В элементарном предложении утверждается принадлежность объекту какого-то свойства или выражается отношение объекта к другому объекту. Оно логически независимо, из него ничего не следует. В сложных же суждениях присутствуют логические связки, или кванторы общности или существования, их связь – внешняя.
Логический язык – это образ действительности Мир есть совокупность внешне связанных друг с другом атомарных фактов Познание сводится к простому описанию атомарных фактов, а из них дедуктивно выводятся прочие истинные положения
Слайд 26Неопозитивизм. Бертран Рассел
Для разрешения парадоксов множеств Рассел предлагает теорию типов. Логический тип
Неопозитивизм. Бертран Рассел
Для разрешения парадоксов множеств Рассел предлагает теорию типов. Логический тип
В обыденном языке предложение говорит о самом себе, своей истинности, Рассел предлагает ввести иерархию предложений.
Первый порядок относится к внеязыковым явлениям. Второй порядок сообщает о предложениях первого порядка. Предложения третьего порядка высказываются о предложениях второго порядка.
Главное - не путать уровни, не сводить один к другому, тогда не будет парадоксов. Понимать, говорим ли мы о признаках индивида, признаках класса объектов или о классе классов. Но помимо истинных и ложных предложения могут быть и бессмысленными.
Слайд 27Неопозитивизм. Бертран Рассел
Различие имен и описаний объектов (знаков для обозначаемых объектов). Имя
Неопозитивизм. Бертран Рассел
Различие имен и описаний объектов (знаков для обозначаемых объектов). Имя
В конце 20-х – начале 30-х годов 20 в. Рассел ( в работах «Анализ духа», «Анализ материи», «Очерки философии») разработал концепцию «нейтрального монизма». Основа сущего – нейтральный материал, нет грани между материальным и духовным, физическим и психическим. Они тождественны и выражают одно и то же событие. Мир состоит не из вещей, а из событий, которые существуют долго и меняют свойства. Психическое есть физическое, связанное памятью, а физическое есть психическое, связанной причинной связью.
Также он различает факт (объективное) и опыт (субъективное). Постепенно усиливается его движение в сторону юмизма. В основе познавательного процесса лежит привычка, как условная реакция животного, и вера как внеэмпирическая убежденность в существовании внешнего мира (в нее включаются ожидания, воспоминания, чувства). Если отбросить веру - не будет науки.
Слайд 28Неопозитивизм. Людвиг Витгенштейн
Структура языка соответствует структуре мира. Атомарные высказывания выражают атомарные факты
Неопозитивизм. Людвиг Витгенштейн
Структура языка соответствует структуре мира. Атомарные высказывания выражают атомарные факты
Нужен логический анализ обыденного языка и языка науки. Описание вещи должно быть правильным, даже если бы остальные вещи в мире не существовали. Помимо высказываний о фактах могут быть высказывания, не имеющие фактического смысла. Это тавтологии, которые всегда истинны (предложения логики и математики не зависят от фактов). И противоречия, которые никогда не истинны.
Метафизические, философские предложения не относятся ни к одной группе. Они бессмысленны. Философия не может ничего сказать о мире, и должна заниматься логическим анализом языка.
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Слайд 29Неопозитивизм. Венский кружок.
В 1922 г. в Вене появляется основанное Морисом Шликом сообщество
Неопозитивизм. Венский кружок.
В 1922 г. в Вене появляется основанное Морисом Шликом сообщество
Отсюда принцип верификации – каждое научное высказывание должно быть принципиально проверяемо опытом, или сводимо к протокольному высказыванию. Логические следствия теоретических положений тоже сопоставляются с протокольными предложениями. Научные предложения верифицируются, а философские, метафизические – нет, значит, они не научны.
Слайд 30Неопозитивизм. Выводы
Таким образом, основным требованием неопозитивизма является то, что язык науки должен
Неопозитивизм. Выводы
Таким образом, основным требованием неопозитивизма является то, что язык науки должен
Но осталась проблема описания наблюдаемых явлений, теоретической нагруженности эмпирических фактов и существования таких теоретических абстракций, которых нельзя свести к эмпирическим данным.
Сведение философии к логике и методологии познания, обобщению фактов, а науки – к проблеме описания, делали науку слишком «чистой», независимой от истории общества, культуры. Опора на эмпиризм, индуктивизм не позволяли объяснить появление научных теорий.
Слайд 31Постпозитивизм
Индуктивное обобщение опыта не ведет к теориям (неполная индукция всегда может быть
Постпозитивизм
Индуктивное обобщение опыта не ведет к теориям (неполная индукция всегда может быть
Верификация может бесконечно подтверждать истинность общего положения, пока не появится противоречащий факт, хотя для представителей «Венского кружка» принцип верификации, обеспечивал научность, отделял науку от метафизики.
Поппер ставит проблему демаркации (разграничивания) науки от ненаучного знания не на подтверждении гипотез при помощи наблюдений, а на принципе фальсификации (опровержения).
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)
Слайд 32Постпозитивизм. Карл Поппер
Научная теория должна быть принципиально фальсифицируема. Теория всегда может столкнуться
Постпозитивизм. Карл Поппер
Научная теория должна быть принципиально фальсифицируема. Теория всегда может столкнуться
Движение научного знания связано с реальностью, миром. Концепция трех миров. Первый мир – физический. Второй – духовные, эмоциональные, сознательные и бессознательные состояния человека. Третий мир – мир продуктов человеческого духа, это мифы, и произведения искусства, средства познания научные теории. Это мир идеального, который объективируется, материализуется (опредмечивается). Для порождения новых теорий нужно взаимодействие всех трех миров.
Слайд 33Постпозитивизм. Томас Кун.
Томас Кун продолжил тему исторического развития науки. Он предложил концепцию
Постпозитивизм. Томас Кун.
Томас Кун продолжил тему исторического развития науки. Он предложил концепцию
В истории науки он выделил спокойные периоды, когда господствует определенная парадигма (система знаний, теорий, образцов деятельности, закрепленная в учебниках, научных школах). Этот период нормальной науки связан с научным сообществом, разделяющим парадигму и в рамках ее работающих, ставящих и решающих конкретные задачи.
Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)
Слайд 34Постпозитивизм. Томас Кун
Период «научных революций» представляет собой радикальное изменение представлений о реальном
Постпозитивизм. Томас Кун
Период «научных революций» представляет собой радикальное изменение представлений о реальном
Этот переход от одного этапа к другому кажется внезапным, каким-то новым видением, не обязательно научным. Это может быть эстетический, философский, религиозный взгляд. Происходит что-то вроде скачка, прорыва к новому.
Для Куна шаг науки вперед всегда связан с полным отказом от старых традиций, что усложняло объяснение преемственности знания. И само понятие парадигимы не было им точно определено.