Средневековая философия

Слайд 2

1. Августин.

Августин Аврелий (354-430). Учение близко к неоплатонизму.
Основные положения:
А) Существует все

1. Августин. Августин Аврелий (354-430). Учение близко к неоплатонизму. Основные положения: А)
сущее, оно есть благо. Зло – не субстанция, а недостаток добра или отсутствие последнего. Благо есть субстанция.
Б) Бог есть источник (причина) и цель бытия, а также чистая форма, наивысшая красота, абсолютное благо. Поддерживание бытия в мире происходит непрерывно в результате его творения каждый раз вновь. По большому счету, мир творится путем истечения божественных энергетических сущностей, названных эманациями (истечениями).

Слайд 3

3) Бытие Бога можно вывести из самосознания человека, путем умопостижения самого себя

3) Бытие Бога можно вывести из самосознания человека, путем умопостижения самого себя
как подобия Бога, а бытие вещей – из обобщенного опыта.
4) Бог – не безличное существо, как у неоплатоников, он личность, сотворившая все.
5) После грехопадения человек совершил первородный грех – первичное зло – благодаря наделенной Богом свободной воле. Христос искупил все человечество своей жертвой и впоследствии предопределил до начала жизни судьбу человека, отметив его знаком праведности/избранности либо грешника/изгоя. Главные произведения: «Исповедь» (410), «О граде Божьем» (ок. 430).

Слайд 4

2. П. Абеляр
Абеляр (1079-1142). Позиция Абеляра – концептуализм. Он стремился

2. П. Абеляр Абеляр (1079-1142). Позиция Абеляра – концептуализм. Он стремился примирить
примирить противоречия в вопросе об универсалиях. Считал, что реально существуют только отдельные предметы и вещи (реализм), но общие идеи – не пустой звук, они существуют в абстрактном мире в виде понятий предметов и явлений действительного мира (номинализм). Главная максима, руководимая Абеляром: «Понимаю, чтобы верить». Т.е. любая вера, в том числе религиозная, должна по необходимости пройти проверку знанием на пригодность. Главные труды: «За и против», «История моих бедствий».

Слайд 5

3. Ф. Аквинский.

Фома Аквинский (1224-1275). Привлекши для своей теологической системы труды

3. Ф. Аквинский. Фома Аквинский (1224-1275). Привлекши для своей теологической системы труды
Аристотеля (в частности, его логику), Фома утверждал, что Бог – есть первопричина, чистая форма, чистая актуальность. Из этого следует, что в нем неразлучно живут две предикации – причина и цель, он есть Альфа и Омега, начало и конец, смысл и суть жизни.
Онтологическое строение мира соответствует учению о материи Аристотеля, согласно которому все вещи существуют как индивидуации материальной формы. Аквинат реалист и считает, что идей как универсалии существуют трояко: до вещей в интеллекте Бога, в вещах и после вещей (в разуме человека в образе понятий).

Слайд 6

Гносеология Фомы Аквината зиждется на сенсуализме, посредством которого познание формируется благодаря

Гносеология Фомы Аквината зиждется на сенсуализме, посредством которого познание формируется благодаря воздействию
воздействию на чувства внешних объектов. Однако воспринимается не все бытие объекта, а лишь его эйдос (образ, идея), который познаваем. Все существует одновременно вне нас в своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, который есть часть бытия вещи, он переходит в душу – вместилище разума, поскольку подобен ей. При этом вначале возникает чувственный образ, затем на базе абстрагирования он приобретает интеллектуальные черты – понятия. Гл. труд: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
Имя файла: Средневековая-философия.pptx
Количество просмотров: 57
Количество скачиваний: 0