Содержание
- 2. 1. Когда появилась философия? Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв.
- 3. 2. Система философии Аристотеля. Творчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является вершиной не только античной философии, но
- 4. Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. "Движения помимо вещей не существует", движение
- 5. 3. Софисты и Сократ. Философия Платона. Софизм - мастерство формирования ложных умозаключений, которые, на первый взгляд
- 6. Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до
- 7. 4. Античность Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное
- 8. 5. Средневековье Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою
- 9. 6. Возрождение и Новое время Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического
- 10. 7. Новейшее время Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к
- 11. 8. Философия Карла Маркса Философия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она
- 12. 9. Современная философия. Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления (в отличие, например,
- 13. Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию
- 14. Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное
- 15. Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания
- 16. На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические
- 18. Скачать презентацию
Слайд 21. Когда появилась философия?
Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно
1. Когда появилась философия?
Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно
Слайд 32. Система философии Аристотеля.
Творчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является вершиной не
2. Система философии Аристотеля.
Творчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является вершиной не
Первичная сущность, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторичные сущности определенным образом производны от первичных. Они являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения.
Слайд 4Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. "Движения помимо
Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. "Движения помимо
Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон. Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).
Слайд 53. Софисты и Сократ. Философия Платона.
Софизм - мастерство формирования ложных умозаключений, которые,
3. Софисты и Сократ. Философия Платона.
Софизм - мастерство формирования ложных умозаключений, которые,
Сократ. Основной метод, Сократа, - «майевтика». Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению его сущности. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.
Слайд 6Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой
Слайд 74. Античность
Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного
4. Античность
Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного
Основные особенности:
Космоцентризм – рассмотрение мира через призму космоса.
Антропоцентризм – человек в центре внимания философии.
Рационализм – стремление к разумному объяснению всего происходящего вокруг.
Синкретизм – идеи слияния человека с природой.
Слайд 85. Средневековье
Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но
5. Средневековье
Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но
Основные особенности:
Креационизм – представление о том, что все в мире создано Богом.
Теоцентризм – учение о том, что Бог в центре мира.
Провиденциализм – мировоззрение, в соответствии с которым миром и людьми управляет воля Божья.
Слайд 96. Возрождение и Новое время
Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в
6. Возрождение и Новое время
Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в
Основные особенности Возрождения:
Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.
Гуманизм – мировоззрение, согласно которому человек –высшая ценность.
Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотреблений Церкви, представители данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования
Основные особенности Нового времени:
Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.
Логоцентризм – опора философии на логику.
Математизация мышления.
Рационализм – опора на мышление, разум.
Слайд 107. Новейшее время
Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее
7. Новейшее время
Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее
Основные особенности:
Плюрализм – свобода философского творчества.
Иррационализм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества.
Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания.
Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей.
Слайд 118. Философия Карла Маркса
Философия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в
8. Философия Карла Маркса
Философия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в
На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году. В 1848-1859 годах идет процесс разработки экономической теории. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.
Слайд 129. Современная философия.
Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления
9. Современная философия.
Характерная черта современной философии — отсутствие ярко выраженного господствующего направления
1) Экзистенциализм – направление в философии ХХ века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а так же США. Экзистенциализм не является системой каких-либо определенных взглядом в философии, а представляет собой способ философского мышления, часто выраженный в литературной форме.
Утверждение о том, что «существование (экзистенция) предшествует сущности: то есть сначала человек появляется на свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяет себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели. По Сартру, например, ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человек есть причина самого себя. Поэтому он провозглашает тезис: существование предшествует сущности (Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности.)
Наиболее развитым понятием философии экзистенциализма является понятие свободы. Обретая себя как экзистенция, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в том, чтобы он не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Наиболее ярко эта проблема отражена в творчестве Сартра. Во-первых, он считает, что человек изначально свободен, «обречен» на свободу, «осужден» быть свободным, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями. Во-вторых, человек делает свободный нравственный выбор, «выбирает себя» в процессе развития. И этот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью. Поэтому для Сартра свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование.
Слайд 13Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское
Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское
Одним видным представителем данного этапа позитивизма был Дж.Ст. Милль (1806-1873). В своей «Системе логики» он предложил заменить философию не суммой или обобщением частных наук, а методологией формальной логики, которую он считал «наукой самой науки». И хотя его вклад в развитие логики, в частности, индуктивных методов рассуждения является значительным, отождествление философии с логикой, изучающей всего лишь способы логически правильных рассуждений, не выдерживает никакой критики. Оно фактически приводит к тому, что философия в этом случае почти полностью утрачивает свою специфику мировоззренческой дисциплины, которая складывалась на протяжении двух с половиной тысячелетий.
В ХХ веке позитивизм принимает форму неопозитивизма или логического позитивизма, а затем постпозитивизма (Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд), который концентрирует основное внимание на проблемах философии науки.
Слайд 14Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX
Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.
Слайд 15Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности.
Слайд 16На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу
На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу