Философия Древнего Китая: Даосизм

Содержание

Слайд 2

Философские школы Др.Китая

школа инь и ян,
школа Конфуция,
школа Моистов,
школа имен,

Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа Конфуция, школа Моистов, школа

школа легистов,
школа пути и силы даосов.

Слайд 3

Общие черты философии Китая

1. Идея неразрывности человека и природы, всех частей мироздания.
2.

Общие черты философии Китая 1. Идея неразрывности человека и природы, всех частей
Одушевление природы, обожествление неба, частей окружающего мира.
3. Высокая ценность жизни (в телесном и духовном аспектах).
4. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и государственной организации.
5. Антропологичность, императивность (в центре внимания всегда стоит проблема человека, вопросы этики, нравственного усовершенствования).
6. Внутренняя стабильность китайской философии, идея превосходства и нетерпимости по отношению к другим учениям и культурам.
7. Интерес к вопросам магии как к практической стороне философии.

Слайд 4

Философия Даосизма

Философия Даосизма

Слайд 5

Даосские трактаты

Лао-цзы - «Дао дэ дзин»;
Ле-цзы – «Желтый предок»;
Чжуан-цзы – «Чжуан-цзы»

Даосские трактаты Лао-цзы - «Дао дэ дзин»; Ле-цзы – «Желтый предок»; Чжуан-цзы – «Чжуан-цзы»

Слайд 6

Главными направлениями и объектами философии даосизма являются:

онтология (природа, космос),
антропология (человек как

Главными направлениями и объектами философии даосизма являются: онтология (природа, космос), антропология (человек
телесное и духовное существо),
этика (поиск идеальной формы поведения),
политическая философия (учение об идеальном правителе).

Слайд 7

Основу даосского мировоззрения составляют три идеи:

1. Все явления (включая человека) сплетены в

Основу даосского мировоззрения составляют три идеи: 1. Все явления (включая человека) сплетены
единую сеть взаимовлияющих сил, находящихся в потоке всеобщего становления и изменения.
2. Примитивизм, представление о том, что человек и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте, с минимумом искусственности, учености, активности.
3. Вера, что люди посредством различных методов - мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии - могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, возможности познать силы природы и овладеть ими.

Слайд 8

Основные понятия даосизма:

Дао – источник естественной гармонии мира
Дэ -индивидуальная конкретизация вещей, благая

Основные понятия даосизма: Дао – источник естественной гармонии мира Дэ -индивидуальная конкретизация
мощь
Инь-ян - два вечных противоположных начала, находящихся в гармонии: ян – активное, всепроникающее, творческое, светлое, мужское и инь – пассивное, стабильное, ожидающее, темное, женское.
Сянь - бессмертие, долголетие

Слайд 9

Дао в даосизме понимается как:

1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенная в

Дао в даосизме понимается как: 1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенная
естественной гармонии всех элементов;
2) первоначало, «мать всех вещей», «корень земли и неба», источник развития мира.

Слайд 10

Для Дао характерны:

небытийность,
неактивность,
пустотность,
спонтанность,
естественность,
неисчерпаемость

непостижимость,
вездесущность,
совершенство,
спокойствие,
неопределимость

Для Дао характерны: небытийность, неактивность, пустотность, спонтанность, естественность, неисчерпаемость непостижимость, вездесущность, совершенство, спокойствие, неопределимость и т.д.
и т.д.

Слайд 11

Идея гармонии и диалектики

«Когда люди узнали, что такое красота, появилось и уродство.

Идея гармонии и диалектики «Когда люди узнали, что такое красота, появилось и
Когда все узнали, что добро это добро появилось зло. Поэтому бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга создают, низкое и высокое к друг другу склоняются»
(«Дао дэ дзин»)

Когда люди узнали, что такое красота

Слайд 12

Цель даосизма – достижение бессмертия (сянь)

Душа и тело - воплощения инь и

Цель даосизма – достижение бессмертия (сянь) Душа и тело - воплощения инь
ян, несуществующие друг без друга.
Человек часть мира, Дао, оно бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия.
Бесмертие – путь избранных (шень жэнь)

Слайд 13

Этика даосизма: Главный принцип поведения – недеяние (у-вэй)

отказ от цивилизации и ее достижений;
идеал

Этика даосизма: Главный принцип поведения – недеяние (у-вэй) отказ от цивилизации и
просты и естественности;
покой, гармония с миром;
стремление экономно расходовать жизненные силы;
совершение 1200 добрых дел подряд;
воздержание от лжи, зла, кражи, излишеств, алкоголя.

Слайд 14

Даосская алхимия

Внешняя алхимия
Создание эликсира бессмертия

Внутренняя алхимия
Совершенствование тела и духа

Даосская алхимия Внешняя алхимия Создание эликсира бессмертия Внутренняя алхимия Совершенствование тела и духа