Философия Френсиса Бэкона

Содержание

Слайд 2

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в английской дворянской семье, через два года

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в английской дворянской семье, через
после коронации Елизаветы I, в особняке Йоркхаус, лондонской резиденции своего отца, одного из самых высокопоставленных вельмож страны — лорда-канцлера, лорда-хранителя Большой печати сэра Николаса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон – один из первых крупных философов Нового времени, эпохи разума. Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм знание – сила.

Слайд 4

Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней.

Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней.
(Эта цель, впрочем, одушевляет всю эпоху Возрождения.)

«наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух. «Новый органон» Бэкона Второй частью «Великого возрождения наук» является работа «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.

Слайд 5

Бэкон в своей философии полагает, что новая наука должна исходить из опыта,

Бэкон в своей философии полагает, что новая наука должна исходить из опыта,
но он отнюдь не приравнивает его к обычным, житейским, некритическим представлениям обывателя. Как Аристотель указал ошибки в логических умозаключениях, так Бэкон хочет указать ошибки в эмпирических восприятиях и очистить истинный опыт от вредных примесей.  Он делает это в своей знаменитом учении об идолах

Индуктивный метод познания — переход от частного к общему, путь от одного к другому. Индукция должна была разделять природу посредством разграничений и исключений. И, после достаточного количества отрицательных суждений, заключать о положительном. Огромное значение уделялось при этом аксиомам — законам, формам отличия вещей. Бэкон утверждал, что следует переходить от частностей к меньшим аксиомам, а затем к средним и, наконец, к общим. Главнейшим звеном здесь являются аксиомы средние, поскольку «именно от них зависят человеческие дела» . Основное отличие такой индукции от предшествующей — сосредоточенность на опыте и частных случаях, выведение аксиом, строго исходя только из них, тогда как предыдущая индукция лишь бегло их касалась, строя гипотезы практически из ничего. 

Слайд 7

Бэкон был горячим сторонником атомистической теории. Однако он приписывал атомам способность восприятия

Бэкон был горячим сторонником атомистической теории. Однако он приписывал атомам способность восприятия
и психической жизни, объясняя именно этим их взаимное притяжение и отталкивание. При использовании индуктивного метода Бэкон советует быть крайне осторожным – обобщать эмпирические данные с большой постепенностью, (переходить от единичных фактов сначала к научным положениям небольшой общности, а уже от них – к все более высоким. В научном познании нужно следовать путем непрерывного и постепенного восхождения.) Следует опасаться опрометчивых обобщений, которые весьма свойственны людской психологии и приводят к бесчисленным ошибкам. Человеческому духу, говорит Бэкон в этой связи, не только не следует придавать крылья, но, наоборот, подвешивать свинец.

Слайд 8

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один
воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь: выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если
только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.

Слайд 9

При использовании индуктивного метода Бэкон советует быть крайне осторожным – обобщать эмпирические

При использовании индуктивного метода Бэкон советует быть крайне осторожным – обобщать эмпирические
данные с большой постепенностью, (переходить от единичных фактов сначала к научным положениям небольшой общности, а уже от них – к все более высоким. В научном познании нужно следовать путем непрерывного и постепенного восхождения.) Следует опасаться опрометчивых обобщений, которые весьма свойственны людской психологии и приводят к бесчисленным ошибкам. Человеческому духу, говорит Бэкон в этой связи, не только не следует придавать крылья, но, наоборот, подвешивать свинец.

Слайд 10

Авторы атеистического толка восхваляют философию Бэкона как провозвестницу современного научного века, которая

Авторы атеистического толка восхваляют философию Бэкона как провозвестницу современного научного века, которая
«установила руководящие начала для экспериментальных исследований даже прежде, чем такие исследования стали производиться». Однако многие приверженцы идеалистических доктрин утверждают, что почти всё учение Бэкона сводится к банальным советам и звонким афоризмам полупримитивного смысла, «провозвестить» которые было совсем не трудно. Есть мнение, что в философии он являлся таким же шарлатаном, как и в политике. Бэкон широко прибегал к плагиату. Знаменитое «учение об идолах» он почти целиком заимствовал у своего средневекового однофамильца, Роджера Бэкона, который тоже пропагандировал в своем «Opus majus» научный опыт – и распределил причины его ошибок на четыре категории: авторитет, привычка, предрассудок и фальшивое знание. Фрэнсис Бэкон в своей философии повторяет те же мысли едва ли не слово в слово.
Имя файла: Философия-Френсиса-Бэкона.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 0