Проблемы гносеологии

Содержание

Слайд 3

ГНОСЕОЛОГИЯ –
теория познания

ПОЗНАНИЕ – это форма активной интеллектуальной деятельности человека

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания ПОЗНАНИЕ – это форма активной интеллектуальной деятельности человека

Слайд 4

Познание – это активное отражение или воспроизведение
действительности в сознании человека, обусловленный

Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, обусловленный
практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное
углубление, расширение и совершенствование.

Слайд 5

проблемы гносеологии

1. КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ

гностицизм

агностицизм

скептицизм

Философское учение, признающее возможность познания мира. Такую точку зрения

проблемы гносеологии 1. КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ гностицизм агностицизм скептицизм Философское учение, признающее возможность
разделяют материалисты.

Философское учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют идеалисты.

направление, выдвигающее сомнение в надёжности истины. Скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Слайд 6

проблемы гносеологии

КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ

эмпиризм

рационализм

иррационализм

Направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание

проблемы гносеологии КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ эмпиризм рационализм иррационализм Направление, признающее чувственный опыт источником
знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Философская суть проявляется в утверждении, что разум — основа бытия, познания и морали.

Направление, отрицающее разум основой познания, разочарование в возможности целенаправленно изменить мир. Логике были противопоставлены страсти, эмоции,

Слайд 7

ВОПРОС

Что является результатом любого познания?

ВОПРОС Что является результатом любого познания?

Слайд 9

Формы знания

научное, объективное

ненаучное

донаучное

паранаучное

лженаучное

антинаучное

обыденно-практическое

личностное

Формы знания научное, объективное ненаучное донаучное паранаучное лженаучное антинаучное обыденно-практическое личностное

Слайд 10

2. Формы познания

Рациональное познание

Чувственное познание

3. умозаключение
2. суждение
1. понятие

3. представление
2. восприятие
1. ощущение

2. Формы познания Рациональное познание Чувственное познание 3. умозаключение 2. суждение 1.

Слайд 11

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Ощущение
– отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса

Слайд 12

Восприятие –отражение целостной картины объекта познания (работа всех анализаторов)

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Восприятие –отражение целостной картины объекта познания (работа всех анализаторов) ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 13

Представление
– обобщенный образ объекта, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного

Представление – обобщенный образ объекта, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного
участия самого объекта на органы чувств (запечатленное восприятие из памяти)

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 14

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 15

ПОНЯТИЕ

содержание

объем

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

наглядное
содержание

ненаглядное
содержание

ПОНЯТИЕ содержание объем РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ наглядное содержание ненаглядное содержание

Слайд 16

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 17

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ

S - P

субъект есть предикат

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ S - P субъект есть предикат

Слайд 18

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ

S - P

S – субъект

«-» – «есть»

P – предикат

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ S - P S – субъект «-» – «есть» P – предикат

Слайд 19

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ

S - P

S – тема, о которой
идет речь

P –

ФОРМУЛА ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ S - P S – тема, о которой идет
то, что
утверждается или
отрицается по теме

Слайд 20

вопросительные (в том числе и
риторические) предложения
например, высказывание «Кто не проклинал

вопросительные (в том числе и риторические) предложения например, высказывание «Кто не проклинал
станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» (А.С. Пушкин) не является суждением, так как не содержит ни утверждения, ни отрицания).

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СУЖДЕНИЯМИ

например, высказывания «Пешеходы! Переходите дорогу только по зеленому сигналу светофора!»; «Уважайте труд уборщиц!»; «Никогда не разговаривайте с неизвестными!» (М. Булгаков)

побуждающие предложения

Слайд 21

Умозаключение – связь суждений, в которой образуется новое суждение

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Умозаключение – связь суждений, в которой образуется новое суждение РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 22

умозаключение

посылки
(ранее известные суждения)

заключение
(новый вывод)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Для того чтобы сделать вывод, необходимо, чтобы посылки

умозаключение посылки (ранее известные суждения) заключение (новый вывод) РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Для того
были связаны какой-то общей мыслью.

Слайд 23

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

ТИПЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

индуктивные

дедуктивные

традуктивные

умозаключение от менее общего в посылках к более общему в

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ТИПЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ индуктивные дедуктивные традуктивные умозаключение от менее общего в
заключении
(от частного к общему)

умозаключение, в котором из более общего суждения выводится менее общее (от общего к частному)

умозаключение, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова
(по аналогии)

Слайд 24

«Металлурги высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Работники газовой промышленности высказываются

«Металлурги высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Работники газовой промышленности высказываются
за укрепление экономического единства нашего общества. Работники лесной и деревообрабатывающей промышленности высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Шахтеры высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Железнодорожники высказываются за укрепление экономического единства нашего общества... Следовательно, большинство работников производительной сферы – за укрепление экономического единства нашего общества»

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 25

«Все люди смертны.
Вася – человек.
Следовательно, Вася смертен»

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Все люди смертны. Вася – человек. Следовательно, Вася смертен» ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 26

«Мне вчера позвонила по телефону женщина, я не узнала ее голоса, это

«Мне вчера позвонила по телефону женщина, я не узнала ее голоса, это
очень странно, так как теща ее отца – моя мать. А я единственный ребенок у своих родителей»
(?) - кто мне позвонил?

ТРАДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 27

Решение задачи
Есть отец позвонившей женщины. Она ему дочь.
Теща – это мать жены.
Теща

Решение задачи Есть отец позвонившей женщины. Она ему дочь. Теща – это
– это моя мать, следовательно , я жена отца позвонившей женщины.
Я единственный ребенок в семье.
Если она дочь моему мужу, значит и моя дочь тоже.

ТРАДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 28

есть незнакомая женщина

Отец позвонившей

Теща – это мать жены

Она его дочь, следовательно и

есть незнакомая женщина Отец позвонившей Теща – это мать жены Она его
моя

она моя мать, следовательно, я жена отца позвонившей

Слайд 29

Чувственное и логическое
в познании
ЧУВСТВЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
ИЗМЕНЧИВОЕ УСТОЙЧИВОЕ
ЕДИНИЧНОЕ ОБЩЕЕ
ВНЕШНЕЕ

Чувственное и логическое в познании ЧУВСТВЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЧИВОЕ УСТОЙЧИВОЕ ЕДИНИЧНОЕ ОБЩЕЕ ВНЕШНЕЕ
ВНУТРЕННЕ
СЛУЧАЙНОЕ НЕОБХОДИМОЕ
ЯВЛЕНИЕ СУЩНОСТЬ

Слайд 30

ИСТИНА - знания, соответствующие предмету действительности

3. Истина и ее критерии

Целью любого

ИСТИНА - знания, соответствующие предмету действительности 3. Истина и ее критерии Целью любого познания является истина
познания является истина

Слайд 31

3. Истина и ее критерии

истина

Объективная
истина
отражает
реальное
положение
вещей,
окружающий мир,
как он существует
вне и независимо
от нашего
сознания

Абсолютная
истина
полное
исчерпывающее
точное

3. Истина и ее критерии истина Объективная истина отражает реальное положение вещей,
знание,
не опровергаемое
последующим
развитием
науки

Относительная
истина
характеризует
ограниченность
наших
Представлений о
действительности,
зависит от
реальных
исторических
условий

Слайд 32

ВОПРОС

Что является антиподом истины?

ВОПРОС Что является антиподом истины?

Слайд 33

ответ
ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Истина или заблуждение относится не к объективному миру, а к нашим суждениям

ответ ЗАБЛУЖДЕНИЕ Истина или заблуждение относится не к объективному миру, а к нашим суждениям о нем
о нем

Слайд 34

Субъективные критерии истины (догматизм и релятивизм)

Мнение большинства (кит. школа моизма)
«Ясность и отчетливость»

Субъективные критерии истины (догматизм и релятивизм) Мнение большинства (кит. школа моизма) «Ясность
(Рене Декарт)
Признание большинством (А. А. Богданов (Малиновский))
Полезность (Уильям Джеймс )
Проверяемость в чувственном опыте
(позитивисты)
Логичность и доказательность (Р. Карнап)
Экономия мышления

Слайд 35

ДОГМАТИЗМ

стремление абсолютизировать устойчивость, неизменность мира и убежденность,
на основе этого, в

ДОГМАТИЗМ стремление абсолютизировать устойчивость, неизменность мира и убежденность, на основе этого, в
том, что положения или учения являются абсолютной истиной, которая никогда не может быть уточнена или изменена

Слайд 36

РЕЛЯТИВИЗМ

абсолютизация изменчивости мира и утверждение на основе этого, что все знания человека

РЕЛЯТИВИЗМ абсолютизация изменчивости мира и утверждение на основе этого, что все знания
относительны мгновенному состоянию
какой-то вещи или процесса

Слайд 37

Объективный критерий истины

ПРАКТИКА

Объективный критерий истины ПРАКТИКА

Слайд 38

Объективный критерий истины

ПРАКТИКА –
чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию

Объективный критерий истины ПРАКТИКА – чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей по освоению и
природных и социальных процессов.

Слайд 39

критерии истины

ВИДЫ ПРАКТИКИ
(три основных вида деятельности)

Материально-производственная

Общественно-
политическая

Научно-
экспериментальная

объект – природные материалы и

критерии истины ВИДЫ ПРАКТИКИ (три основных вида деятельности) Материально-производственная Общественно- политическая Научно-
процессы

объект – социальные процессы и отношения

объект – природные или социальные процессы изучаемые локально или на моделях

Слайд 40

Практика является основой познания
Практика выступает как цель познания
Практика – единственный проверенный

Практика является основой познания Практика выступает как цель познания Практика – единственный
историей общества критерий истинности знания

функции практики в познании

Слайд 41

критерий истины

Мышление –
отражение в абстрактно-субъективном – понятиях, суждениях, умозаключениях сущности конкретно-объективных

критерий истины Мышление – отражение в абстрактно-субъективном – понятиях, суждениях, умозаключениях сущности
отношений в окружающем человека мире

Слайд 42

1. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
а) суждение

1. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания? а) суждение б)
б) представление
в) воображение
г) убеждение
2. Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
а) интуиция
б) предвосхищение
в) понятие
г) озарение

ТЕСТ

Слайд 43

3. Каким является содержание истины?
а) субъективным
б) объективным
в) трансцендентальным

3. Каким является содержание истины? а) субъективным б) объективным в) трансцендентальным г)
г) конвенциональным
4. Как называется вид умозаключения, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта?
а) обобщение
б) абстрагирование
в) индукция
г) дедукция

Слайд 44

5. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
а) софистический
б)

5. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения? а) софистический б) догматический
догматический
в) эклектический
г) диалектический
6. Метод индукции приобрел известность в философии благодаря:
а) Декарту
б) Лейбницу
в) Бэкону
г) Спинозе

Слайд 45

7. Выберите философское определение априорного познания?
а) опытное познание
б) мистическое знание
в)

7. Выберите философское определение априорного познания? а) опытное познание б) мистическое знание
доопытное знание
г) донаучное знание
8. Уровень познания, основанный на повседневном жизненном опыте человека?
а) обыденный
б) априорный
в) теоретический
г) эмпирический