философия Древней Индии

Содержание

Слайд 2

Философия Вед

Базой для развития ведизма (ведической философии) послужили верования ариев – древних

Философия Вед Базой для развития ведизма (ведической философии) послужили верования ариев –
индоевропейцев. Ведизм возник в среде индоарийских племён в середине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии.

Слайд 3

Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение») – это самый древний

Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение») – это самый древний
сборник религиозных текстов. Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления «Ригведы» в XVI веке до н. э.
Философская часть Вед – «Упанишады» (в переводе с санскрита «сидение у ног учителя») – это философские комментарии к ведическим текстам.

Слайд 4

Основные понятия философии Вед:
Сансара – учение о переселении души (реинкарнации). Душа

Основные понятия философии Вед: Сансара – учение о переселении души (реинкарнации). Душа
человека вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).

Слайд 5

Карма – причинно-следственный закон воздаяния. Все поступки (хорошие или плохие) отражаются на

Карма – причинно-следственный закон воздаяния. Все поступки (хорошие или плохие) отражаются на
карме человека. При праведном поведении душа переселится в тело бога, жреца или ремесленника. При греховном поведении – в тело животного, насекомого, или в камень.

Слайд 6

Ахимса – непричинение вреда живому. Все живые существа имеют равноценную душу,

Ахимса – непричинение вреда живому. Все живые существа имеют равноценную душу, поэтому нельзя причинять им вред.
поэтому нельзя причинять им вред.

Слайд 7

Ортодоксальные философские школы
(признающие авторитет «Вед»:
веданта, йога, вайшешика.

Ортодоксальные философские школы
(признающие авторитет

Ортодоксальные философские школы (признающие авторитет «Вед»: веданта, йога, вайшешика. Ортодоксальные философские школы
«Вед»:

Веданта предлагает тщательно изучать тексты «Вед», где есть ответы на все вопросы. Если непонятно, обращаться к гуру (учителю).

Вайшешика считает, чтобы избежать страданий, надо принимать жизнь такой, какая она есть.

Йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, чтобы освободиться от боли и страданий.

Слайд 8

Неортодоксальные философские школы (оригинальные учения):
локаята, джайнизм, буддизм.

Локаята: со страданием может справиться только удовольствие,

Неортодоксальные философские школы (оригинальные учения): локаята, джайнизм, буддизм. Локаята: со страданием может
смерть бесповоротна, жизнь коротка, надо успеть насладиться жизнью.

Джайнизм: тело – темница бессмертной души, оно стремится к греху, надо избавиться от тирании тела с помощью аскетизма.

Слайд 9

Аскеза - это ограничение себя в чем-либо. Ограничивать человек себя может, например,

Аскеза - это ограничение себя в чем-либо. Ограничивать человек себя может, например,
в следующих вещах и поступках: мало есть (пост), мало говорить (обет молчания), много читать молитв, ограничивать себя в сексуальных потребностях (обет безбрачия) и другие виды ограничений. В основном аскеза используется в религиозных и духовных целях, чтобы сосредоточиться на духовной деятельности и приблизиться к пониманию высших истин.

Слайд 10

Философия буддизма

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Сами последователи

Философия буддизма Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Сами
этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Слайд 11

Основатель – Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (Пробудившимся)
(ок.623 – 544 до н.э.)

Гаутама

Основатель – Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (Пробудившимся) (ок.623 – 544 до н.э.)
был сыном раджи, вождя племени шакьев.
Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой).
Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.

Слайд 12

Четыре Благородные арийские Истины:
Существует дуккха («всё есть дуккха» — страдание: неудовлетворённость, беспокойство,

Четыре Благородные арийские Истины: Существует дуккха («всё есть дуккха» — страдание: неудовлетворённость,
тревожность, озабоченность, страх, «неполнота жизни».

Слайд 13

У страдания есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования и изменения,

У страдания есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования и изменения,
а также несуществования, которая основана на ложном воззрении человека о постоянстве своего «Я».

Слайд 14

Существует возможность освободиться от страдания - прекратить действие его причины, освободиться от

Существует возможность освободиться от страдания - прекратить действие его причины, освободиться от
желаний. Но, оставаясь в круге перерождений, достичь этого невозможно.

Слайд 15

Существует путь, выхода из круговорота сансары, путь освобождения от власти кармы, который

Существует путь, выхода из круговорота сансары, путь освобождения от власти кармы, который
ведёт к избавлению от страданий - восьмеричный путь, ведущий к нирване.

Слайд 17

Он называется ещё Срединным, так как он лежит посередине между приверженностью мирским

Он называется ещё Срединным, так как он лежит посередине между приверженностью мирским
удовольствиям и аскетическим самоистязанием.
Он состоит из восьми правил и называется поэтому «благородным восьмеричным путём».

Благородный восьмеричный путь

Он ведёт к прекращению страдания и освобождению от сансары.

Это - путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи, и миряне.

Дхарма-чакра (Колесо Дхармы, буддийского Учения) - один из основных символов буддизма. Восемь спиц колеса обозначают восемь ступеней благородного пути.

Слайд 19

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый
и не последний Будда, он лишь один из череды Будд с далекого прошлого до далекого будущего.

Слайд 20

Этика буддизма

Правила поведения для обычных людей— панча шила:
не убивай,
не кради,

Этика буддизма Правила поведения для обычных людей— панча шила: не убивай, не

не прелюбодействуй,
не лги,
не употребляй спиртного.
Эти заповеди не носят принудительного характера, связанного с угрозой «внешней» кары. Будда взывал не только к совести, но и здравому смыслу, подводя своих слушателей к пониманию, что следование данным принципам создает благоприятные условия для личной и социальной гармонии.

Слайд 21

Буддизм как мировая религия

Буддизм как мировая религия

Слайд 23

В махаянском буддизме бодхисаттвой называют просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью

В махаянском буддизме бодхисаттвой называют просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.
спасения всех живых существ.

Слайд 24

Один из выдающихся буддийских подвижников - Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов —

Один из выдающихся буддийских подвижников - Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов —
бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911—1917 годах.

«Бессмертный лама»

Слайд 25

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал
учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Согласно завещанию, в 1955 и в 1972 годах группы лам поднимали саркофаг с телом Хамбо-ламы Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, ламы проводили необходимые обряды, меняли одежду и вновь помещали в саркофаг.
В 2002 году его тело перенесли в Иволгинский дацан (буддийский монастырь). 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.