Философия Древнего Востока

Содержание

Слайд 2

1. Общая характеристика древневосточной философии. 2. Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы

1. Общая характеристика древневосточной философии. 2. Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные
древнеиндийской философии. 3. Специфика и основные проблемы Китайской философии. 4. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм.

План лекции

Слайд 3

Возникновение философии древнего мира

Возникновение философии древнего мира относится к середине I тыс.

Возникновение философии древнего мира Возникновение философии древнего мира относится к середине I
до н.э. (6-7 вв. до н.э.) Почти одновременно она стала возникать в трех далеко отстоящих друг от друга регионах: в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции.
Ее появление связано с
постепенным переходом от мифологии к знанию, опирающемуся на разум и на первые научные исследования.
переходом от родоплеменных структур в развитии общества к новым общественным отношениям, в которых немаловажную роль сыграли появившиеся государства, товарно-рыночные отношения и т.д.

Слайд 4

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Мир – проявление высшей духовной реальности. Чувственный мир – иллюзия,

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Мир – проявление высшей духовной реальности. Чувственный мир –
поэтому основным из достоинств человека выступает непривязанность к чувственному миру, освобождение от страстей и желаний, связанных с миром.
2. Большое значение приобретает осознание власти над собой, достигается она аскетизмом и йогой.
3. Индийская философия не отвергает жизнь, но делает упор на ее конечную цель. Смерть – освобождение от страданий. Человек перерождается множество раз. «Умереть насовсем – значит, родиться навсегда» - главная цель жизни человека (освобождение от колеса перерождений).
4. Индийская философия мистична: чтобы достичь истины, надо уйти из мира, т.е. погасить чувства и мысли. Философия индивидуалистична – человек может достичь истины только самостоятельно.
5. Философия религиозно ориентирована

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Главная проблема для изучения – мир, в котором живет человек (общество). Изучение происхождения бытия вторично.
2. Исследуются взаимоотношения людей, значение приобретает понятие власти над собой и своими чувствами, но достигается это путем совершенствования в моральных требованиях, в соблюдении ритуала.
3. «Рождение – начало человека, смерть – его конец». Смерть наступает один раз, человек не возвращается из мира мертвых. Индусы пытаются обрести вечное блаженство вне чувственного мира, китайцы считают, что смерть – это плохо, жизнь хорошо, поэтому счастье достижимо только в земной жизни.
4.Китайская философия направлена на коллективное совершенствование, человек не может существовать без общества, его цель – совершенствоваться самому и совершенст-вовать мир вокруг себя.
5.Китайская философия практически ориенти-рована, т. е она пытается ответить на вопрос: как достичь мира и согласия среди людей.

Слайд 5

Общее и различия в философии Древней Индии и Древнего Китая

Общее
Тесная связь с

Общее и различия в философии Древней Индии и Древнего Китая Общее Тесная
религией
Признание изначальной несвободы человека
Почитание и сохранение древних традиций
Поиск возможностей духовно-нравственного совершенствования человека

Различия
Философия Китая обращена к практической коллективной жизни в государстве, философия Индии – к индивидуальной душе человека
В Индии учили, как лучше избежать страдания, а в Китае – как выжить и утвердиться в жизни

Слайд 6

Философия Древней И н д и и

Философия Древней И н д и и

Слайд 7

Первый этап индийской философии – ведический
В середине II тыс. до н. э.

Первый этап индийской философии – ведический В середине II тыс. до н.
в Северную Индию переселились скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья - арии (арийцы).
Они принесли с собой Веды – (санскрит «знание») - обширный свод религиозных гимнов, поучений, представлений о происхождении-творении мироздания.
Известны четыре Веды

Слайд 9

Веды

Веды

Слайд 10

Второй и третий этапы

Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э.

Второй и третий этапы Второй этап называется эпическим (600 гг. до н.
- 200 гг. до н. э.), когда создаются два великих эпоса индийской культуры - «Рамаяна» и «Махабхарата».
В это же время появляются шесть философских школ:
санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта.
Параллельно возникают три оппозиционные Ведам системы:
буддизм, джайнизм и чарвака-локаята
Третий этап древнеиндийской философии (от III в. н. э. до VII в. н. э.) связан с написанием сутр - кратких суммирующих трактатов о мире, богах.

Слайд 12

Представления о человеке

В Индии человек рассматривался всегда «на равных» с животными, птицами

Представления о человеке В Индии человек рассматривался всегда «на равных» с животными,
и насекомыми. Важнейшим понятием индийской этики является сансара - признание вечности и неуничтожимости души, обреченной на страдание в этой жизни.
«Душа блуждает в круговороте рождения и смерти, проходя сквозь 8.400.000 форм жизни» (Бхагаватгита).
«Душа сбрасывает физическую оболочку в момент смерти, как змея кожу» (Брихадараньяка-упанишада).
В практике поведения экологизм миросозерцания выражался в требовании ахимсы - непричинении вреда живому.

Слайд 17

Основатель буддизма принц Гаутама родился в 563 г. до н. э. на

Основатель буддизма принц Гаутама родился в 563 г. до н. э. на
севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха.
Его отец не смог уберечь сына от
вида несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью;
немощного старика;
траурной процессии, сопровождавшей умершего.
Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия.
Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия.

Ф И Л О С О Ф И Я Б У Д Д И З М А

Слайд 19

Принцип «Среднего пути»
«Есть два крайних пути, по которым ушедший от мира

Принцип «Среднего пути» «Есть два крайних пути, по которым ушедший от мира
не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому, люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагороден, бесполезен; а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване».
В возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным.

Слайд 20

Четыре благородных истины

Благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость - страдание,

Четыре благородных истины Благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость -
болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с неприятным - страдание, разлука с приятным – страдание: привязанность к миру есть страдание.
Благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели. Мы сами носим в себе причину своих страданий - неудержимую привязанность ко всему земному, материальному, телесному. Наши желания - это цепи, которые ско­вывают нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное желание приносит страдание, но и достижение желаемого создает лишь видимость счастья.
Благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее. Это самое трудное - уничтожение самой жажды удовольствий, жажды могущества, жажды обладания.
Благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.

Слайд 21

Восьмеричный путь

Правильное видение - это четыре благородные истины: жизнь в мире полна

Восьмеричный путь Правильное видение - это четыре благородные истины: жизнь в мире
страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.
Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.
Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».
Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми (следовать заповедям).

Слайд 22

Пять заповедей-ориентиров

1 ПРАВИЛО призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий

Пять заповедей-ориентиров 1 ПРАВИЛО призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению
и убийству других живых существ.
2 ПРАВИЛО - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый.
3 ПРАВИЛО призывает к обузданию самого сильного желания: полового влечения. Как и аппетит в еде, оно естественно и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе неестественно и чудовищно.
4 ПРАВИЛО - избегать лжи. Буддист предан истине и для него ложь не имеет оправдания.
5 ПРАВИЛО заключается в воздержании от опьяняющих веществ, поскольку они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически

Слайд 23

Достижение нирваны

5. Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не

Достижение нирваны 5. Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который
требовал бы нарушения ни одной из пяти заповедей.
6. Правильное усилие. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.
7. Правильное внимание. Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.
8. Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию.
Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства человеческого существа с Космосом.

Слайд 24

Ступени духовного роста

Таким образом, восьмеричный путь представляет собой три ступени духовного роста:

Ступени духовного роста Таким образом, восьмеричный путь представляет собой три ступени духовного
первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья (8) - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости».
В течение последующих 45 лет Гаутама Будда учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. Идеал Будды представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды.

Слайд 25

Общие черты древнеиндийской философии

Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не

Общие черты древнеиндийской философии Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а
просто удовлетворение интеллектуальной любознательности.
Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой жизни.
Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный миропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей концепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма — это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон причины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира.
Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности, следовательно, необходимо познание реальной природы мира и самого себя.

Слайд 26

Особенности древнеиндийской философии

Интровентивность
Склонность к туманным абстракциям, самоанализу
Не интересуются социально-политическими проблемами
Главенство духовного
Главные темы:

Особенности древнеиндийской философии Интровентивность Склонность к туманным абстракциям, самоанализу Не интересуются социально-политическими
мироздание, идея вечного круговорота жизни, переселение душ

Слайд 27

Основные понятия

САНСАРА - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку

Основные понятия САНСАРА - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит
страданий в земной жизни.
КАРМА — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.
МОКША — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
АХИМСА - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Слайд 28

Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая

Слайд 33

1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее.
2. Дэ

1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее. 2.
- добродетель, нравственная сила.
3. Жэнь - человечность.
4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало.
5. И - принцип справедливости и исправности.
6. Ли - порядок, норма конкретных отношений.
7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе.
8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти элементов)
9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание.
Тянь - Небо, высший правитель всего сущего.
Ци - материальное вещество.
Цжи - мудрость.
Чжи - сознание.
Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип.
Шэн - жизнь.
Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая специфическую модель мира.
Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.

Слайд 34


Философское учение даосизма

все в мире находится в пути, в движении и

Философское учение даосизма все в мире находится в пути, в движении и
изменении

мир и жизнь людей управляется Дао,
а не духами

Дао порождено началами ян и инь, из которых образуется Небо, Земля и Человек

Дао существует вечно, везде и во всем

1

3

4

существует естественный путь, который является законом и основой всего
сущего (Дао)

2

на гармонии человека с миром основывается его душевное спокойствие

5

6

Слайд 35

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Слайд 36

ЛАО-ЦЗЫ (ОКОЛО V-III ВВ. ДО Н. Э.) ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ ДАОСИЗМА

ЛАО-ЦЗЫ (ОКОЛО V-III ВВ. ДО Н. Э.) ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ ДАОСИЗМА

Слайд 38

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА – «СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ»

«Совершенномудрый» руководствуется принципами:
У-вэй – недеяние
Молчание
Дэ – добродетель

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА – «СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ» «Совершенномудрый» руководствуется принципами: У-вэй – недеяние Молчание Дэ – добродетель

Слайд 39

МОЛЧАНИЕ

Даосы познают ради себя. У них есть ученики, однако обучение происходит не

МОЛЧАНИЕ Даосы познают ради себя. У них есть ученики, однако обучение происходит
в виде передачи информации, но исключительно как трансляция личного опыта и мироощущения.
«Мудрец действует недеянием и учит молчанием», т.е. одно пребывание рядом с ним уже является передачей опыта.

Слайд 40

ДЭ - ДОБРОДЕТЕЛЬ

Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и

ДЭ - ДОБРОДЕТЕЛЬ Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам
не борется с ними. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао. Человек, обладающий высшей добродетелью, так же, как и вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении страной должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку он, так же как и вода, не борется с вещами, он не совершает ошибок.

Слайд 42

Древнекитайский мыслитель,
основатель конфуцианства

Конфуций
Кун-цзы
(551 —479 до н. э.)

Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства Конфуций Кун-цзы (551 —479 до н. э.)

Слайд 45

Древние книги в основе конфуцианства

Древние книги в основе конфуцианства

Слайд 46

Преодолеть междоусобицу и восстановить мир в семье и государстве можно только воспитанием

Преодолеть междоусобицу и восстановить мир в семье и государстве можно только воспитанием
уважением к традициям и обычаям предков;
Воспитание молодежи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку»;
«благородный муж» требователен к себе, следует долгу и закону, живет в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть во имя блага народа и государства;
«низкий человек», напротив, думает лишь о своей выгоде, требователен к другим, но не к себе, следует за другими, но не живет в согласии с ними, не заботится о благе народа и государства, кончает жизнь самоубийством.

Слайд 47

КАЧЕСТВА «БЛАГОРОДНОГО МУЖА»

КАЧЕСТВА «БЛАГОРОДНОГО МУЖА»
Имя файла: Философия-Древнего-Востока.pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0