Философия классической античности

Содержание

Слайд 2

1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов.

1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов.

Слайд 3

Софисты считали себя знатоками многих вещей: астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; были

Софисты считали себя знатоками многих вещей: астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; были
сведущи в вопросах физики; учение Эмпедокла о душе; занимались задачей квадратуры круга и пытался объяснять метеорологические явления. Софисты сделали важный шаг к созданию науки о языке: занимались категориями словоизменения и синтаксисом предложения; заложили основы учения о синонимах. знали не только все науки, но и все ремесла. «Царицей наук» для софистов являлась риторика — «искусство убеждать». славились, прежде всего, своим неподражаемым красноречием. Умение выстроить речь, сделать ее ясной и привлекательной, украсить ее антитезами, аллитерациями, метафорами, придать ей звучность и музыкальность, умение убеждать людей на народных собраниях и управлять настроениями толпы, было настолько необходимым в изменившейся политической обстановке, что за обучение этому ремеслу софистам платили огромные деньги.

Слайд 4

В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а

В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а
нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой

Слайд 5

В философии софистов Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека

В философии софистов Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека
означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Как видно из приведенного выше высказывания Протагора, уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. И здесь мы должны подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субьективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека.

Слайд 6

2.Учение Сократа о знании как добродетели.

Сократ из Афин (469-399 до н. э.),

2.Учение Сократа о знании как добродетели. Сократ из Афин (469-399 до н.
древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики. Истину Сократ отыскивал путем постановки наводящих вопросов (сократический метод ). Излагал свое учения устно; главный источник сведений о его учении- Платон. Цель философии Сократа- сама познание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и в «развращении молодежи» и приговорен к смерти ( принял яд цикуты).

Слайд 7

Сократ никогда ничего не писал, и поэтому о его философских воззрениях можно

Сократ никогда ничего не писал, и поэтому о его философских воззрениях можно
судить только по вторичным источникам, так называемым «сократическим сочинениям» . Добродетель (греч. αρετή — «добродетель», «доблесть»), с точки зрения Сократа, является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию.

Добродетели можно и должно научиться. Сократ предпочитая речам и наставлениям непосредственный разговор (по-гречески διάλογος, «диалог») с собеседником. Отсюда название его философского метода — диалектика

Слайд 8

Диалектика состоит из иронии и майевтики. Ирония (букв. «притворство») в чем-то

Диалектика состоит из иронии и майевтики. Ирония (букв. «притворство») в чем-то напоминает
напоминает софистический способ аргументации, призванный вскрыть внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении. Прикидываясь простачком и утверждая, что сам ничего не знает и ничему научить не может, Сократ предлагал своему собеседнику ответить на ряд вопросов: что есть добро? зло? справедливость? мужество? ит. д. Путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводились до абсурда, в результате чего выявлялись противоречия между словами этого человека и его поступками. На этой основе осуществлялась майевтика (букв. «родовспоможение» Сомнение же в истинности прежних суждений ведет к самопознанию.

Слайд 9

Формулу Сократа о добродетели как о знании следует понимать в прямом смысле:

Формулу Сократа о добродетели как о знании следует понимать в прямом смысле:
добродетель имеет общую, выходящую за рамки каждого отдельного индивида природу. Все добродетели являются разновидностями знания (имеются в виду мужество, справедливость и т. д.), поэтому духовная активность личности должна быть направлена исключительно на поиск адекватных этических знаний, ибо знание решает все дело. Следование добродетели, честность и справедливость, по Сократу, и есть действительное счастье и польза человека. Мораль для него является силой, стоящей над личностью, задающей смысл ее деятельности. Поэтому метод Сократа призван способствовать исправлению морального сознания, которое дает искаженное представление о действительно ценностных жизненных установках.

Слайд 10

3. Концепция человека и учение Платона о душе.

Платон (427-347 до н. э.

3. Концепция человека и учение Платона о душе. Платон (427-347 до н.
)
Настоящие имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение.
Наибольшее воздействие на воззрение Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого и являлся Платон
Платон основывает свою философскую школу – Академию , просуществовавшую около 1000 лет. На стене Академии было начертано : «Да не войдет сюда никто не знающий геометрии».

Слайд 11

Платона выделит определенную совокупность доктрин, что и будет представлять платоновское учение. Например,

Платона выделит определенную совокупность доктрин, что и будет представлять платоновское учение. Например,
учение о вечных и неизменных идеях, о всегда изменяющемся мире чувственных вещей, зависящем в своем бытии от этих идей, о бессмертной душе, познающей эти идеи, о ненадежности чувственного познания, об идеальном государстве, о сотворении космоса.

Платона способом выражения своей мысли выбирает диалог

Слайд 12

По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент

По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент
создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.
Имя файла: Философия-классической-античности.pptx
Количество просмотров: 60
Количество скачиваний: 0