Научная революция Галилея. Лекция 7

Слайд 2

Наука Аристотеля

Основной принцип аристотелевской физики: дедукция из метафизических оснований (однако свою этику

Наука Аристотеля Основной принцип аристотелевской физики: дедукция из метафизических оснований (однако свою
Аристотель строит напротив – индуктивно)
Эмпирическая проверка основных положений и выводов не требуется
Достигается знание о сущности изучаемых предметов, а именно – познание четырех причин:
Сущностной
Субстратной
Целевой
Каузальной

Слайд 3

Наука Галилея

Основа "Гипотетико-дедуктивный метод"
Требуется эмпирическая проверка основных положений и вводов
Гипотезы и теории

Наука Галилея Основа "Гипотетико-дедуктивный метод" Требуется эмпирическая проверка основных положений и вводов
формулируются на языке математики (математический формализм)
признании истинности науки базируется на убежденности в том, что она раскрывает действительную структуру мира (Онтологический способ обоснования научного знания)
Остаются только две из четырех аристотелевских причин:
Субстратная (материя)
Каузальная

Слайд 4

Детерминизм и материализм науки Нового времени

Детерминизм: Мир является детерминированным, если и только

Детерминизм и материализм науки Нового времени Детерминизм: Мир является детерминированным, если и
если при точно заданном положении дел в момент времени t, положение дел в дальнейшем определяется законами природы.
Корни понятия детерминизма восходят к Принципу достаточного основания (введен Лейбницем).
Понятие материи принципиально изменяется: "У Галилея материя предстает как всегда себе равная, неизменная, самотождественная, то есть получает характеристику, которую в античности Платон давал умопостигаемому сущему — идеям, а Аристотель — форме» (Гайденко П.)

Слайд 5

Философская критика оснований науки Нового времени

Джордж Бе́ркли (1685 – 1753) «существовать —

Философская критика оснований науки Нового времени Джордж Бе́ркли (1685 – 1753) «существовать
значит быть воспринимаемым» (esse est percipi)
Беркли подверг критике «материю», как лишнее понятие, недоступное нам в опыте.
Дэвид Юм (1711 — 1776) подверг критике понятие причинности, как отсутствующей в опыте.
О «причине» мы часто говорим, когда имеют место устойчивые последовательности событий, порождающие у нас ассоциированные идеи. Однако опыт сам по себе никакой необходимой ассоциации идей не даёт, он даёт лишь то, что дано ему опытом, а именно — их порядок в восприятиях…