Содержание
- 2. Вопрос 1. Понятие культуры. Виды культуры Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
- 3. Основные свойства культуры: 1-е свойство: двойственное отношение культуры (К) к природе (П): 1) К. противостоит П.;
- 4. Структура культуры – материальная культура (МК) – «возделанная» среда обитания людей, возникающая в процессе человеческой деятельности
- 5. Культурное разнообразие Различаются культуры национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная, а также такие
- 6. Субкультура — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры системой норм и
- 7. Контркультура – это радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуальной культуры или же
- 8. Вопрос 2. Философская аксиология в системе культуры: проблема ценностей Аксиология — философское учение о природе ценностей
- 9. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания явлений. Это установки и
- 10. Спектр ценностей В структуре ценностей выделяются гуманистические, социально-политические, моральные, эстетические и др. ценности. К гуманистическим ценностям
- 11. Вопрос 3. Бытие духовного. Основные уровни, виды и формы духовной жизни общества Бытие духовного как одна
- 12. Структура духовной жизни общества Духовная жизнь общества существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом. Обыденное сознание
- 13. Общественная психология – это совокупность эмоций, чувств, переживаний, настроений отдельных групп людей, партий, классов, наций, отражающих
- 14. Идеология — социально-значимая и теоретически оформленная система идей и принципов, в которой отражаются глубинные интересы определенных
- 15. Вопрос 4. Мораль и религия как формы духовной жизни общества Мораль (от лат. moralis – нравственный)
- 16. Различия морали и нравственности Понятия «мораль» и «нравственность» различаются как мир должного и мир сущего. Мораль
- 17. Специфика морали – Мораль внеинституциональна: в обществе не существует таких институтов, организаций и учреждений, которые обеспечивали
- 18. Религия как форма духовной жизни Религиозное мировоззрение – это соединение религиозной веры, чувств, настроений, а также
- 19. Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, культуротранслирующая. Мировоззренческая функция религия реализуется благодаря наличию в ней определенных
- 20. Философия религии – направление в философии, исследующее представление о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности,
- 21. По своему характеру религии подразделяются на национально-государственные (напр., конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные
- 22. Вопрос 5. Искусство и наука как формы духовной жизни общества Искусство – это отражение объективного мира
- 23. Наука – это отражение объективного мира в форме рациональных понятий и теорий. Цель науки – построение
- 24. Наука и Искусство Науку и Искусство роднит единство рационального и эмоционального. Научное и художественное творчество различны
- 26. Скачать презентацию
Слайд 2Вопрос 1. Понятие культуры. Виды культуры
Культура – это специфический способ организации и развития
Вопрос 1. Понятие культуры. Виды культуры
Культура – это специфический способ организации и развития
Термин культура (от лат. — возделывание, воспитание, образование) отражает совокупность отношений и результатов (материальных и идеальных) человеческой деятельности, созданных людьми в дополнение к природным объектам в ходе социальной практики.
Поэтому культура – это совокупная система ценностей и технологий, выработанных человечеством в ходе исторического развития; это «вторая природа», надстроенная человеком над первой природой. Культура – это все, созданное человеком; все, что не природа – «контр-натура».
Слайд 3Основные свойства культуры:
1-е свойство: двойственное отношение культуры (К) к природе (П): 1)
Основные свойства культуры:
1-е свойство: двойственное отношение культуры (К) к природе (П): 1)
2-е свойство: динамичность К., т.е. К. – это не готовый продукт и результат, не совокупность достижений, а процесс формирования ценностей и технологий в ходе исторического развития.
3-е свойство: К. включает все многообразие человеческой жизнедеятельности, в ее структуру включает материальную и духовную культуру.
4-е свойство: наличие и роль в К. человеческого фактора. К. не существует вне и отдельно от человека (Ч.). Единство Ч. и К. проявляется в том, что: 1) Ч. есть главный субъект К., ее главное действующее лицо; 2) формируя и создавая К., Ч. создает самого себя. Поэтому культура является мерой человеческого в человеке, а человек является мерой всех вещей.
Слайд 4Структура культуры
– материальная культура (МК) – «возделанная» среда обитания людей, возникающая
Структура культуры
– материальная культура (МК) – «возделанная» среда обитания людей, возникающая
– духовная культура (ДК) – мир «возделанных» личностей, способы и продукты духовной жизнедеятельности людей.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры
1) МК выступает условием существования и выживания людей. С развитием общества и ростом МК увеличивается зависимость от нее человека;
2) МК предоставляет человеку возможность обращения и создания ДК;
3) вместе с тем само создание и развитие МК определяется уровнем ДК общества;
4) вопрос первичности МК и ДК не имеет смысла: речь может идти только об их взаимообусловленности.
Слайд 5Культурное разнообразие
Различаются культуры национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная,
Культурное разнообразие
Различаются культуры национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная,
Элитарная культура (ЭК) – специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных ценностей и диаметрально противоположная массовой культуре. Для ЭК характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфичностью интеллектуально-художественного труда, так и особенностями «потребления» сложных элитарных культурных продуктов, требующими определенного уровня образованности. Усвоение образцов ЭК предполагает целенаправленные интеллектуальные усилия по их «расшифровке». ЭК задает ведущие ориентиры культуре в целом, определяя как присущие «высокой» культуре интеллектуальные образцы, так и набор «низких» жанров поп-культуры.
Слайд 6Субкультура —
понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры
Субкультура —
понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующей культуры как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Маргинальные субкультуры «размещаются» на окраинах культурных систем, иногда пересекаются с ними и лишь частично признаются ими. Маргинальность всегда конкретно-исторична и обусловлена процессами трансформации общества: модернизация, «перестройка», появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур – от военных конфликтов до культурного обмена. Различные формы маргинальной культуры служат тем полем, где в результате взаимопересечения «официальных» и «маргинальных» образов формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной культурной коммуникации.
Слайд 7Контркультура –
это радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуальной
Контркультура –
это радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуальной
Контркультура – это не целостное движение или художественное течение, не набор теоретических программ или культурных сценариев, а вынужденное состояние инновационных культурных инициатив. Это культурная оппозиция, приходящая изнутри самой официальной культуры, слепо отбрасывающей «неприемлемые» для нее альтернативные формы.
Слайд 8Вопрос 2. Философская аксиология в системе культуры: проблема ценностей
Аксиология — философское учение
Вопрос 2. Философская аксиология в системе культуры: проблема ценностей
Аксиология — философское учение
Различают «предметные» и «субъектные» ценности.
Предметные ценности – всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются с позиций добра и зла, красоты или безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного.
Слайд 9Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания
Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания
Слайд 10Спектр ценностей
В структуре ценностей выделяются гуманистические, социально-политические, моральные, эстетические и др. ценности.
Спектр ценностей
В структуре ценностей выделяются гуманистические, социально-политические, моральные, эстетические и др. ценности.
К гуманистическим ценностям относятся: Человек, его Жизнь, Здоровье, Свобода, Достоинство, Благо.
К социально-политическим – Власть, Справедливость, Законность.
К моральным – Добро и Зло, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Милосердие, Смысл жизни и счастье.
К христианским – Вера, Надежда, Любовь.
К эстетическим – Прекрасное и Красота.
Слайд 11Вопрос 3. Бытие духовного. Основные уровни, виды и формы духовной жизни общества
Бытие
Вопрос 3. Бытие духовного. Основные уровни, виды и формы духовной жизни общества
Бытие
Бытие духовного включает в себя индивидуальное духовное (сознание человека) и объективированное духовное – общественное сознание (ОС), составляющее содержание духовной жизни общества.
Слайд 12Структура духовной жизни общества
Духовная жизнь общества существует на двух уровнях: обыденном и
Структура духовной жизни общества
Духовная жизнь общества существует на двух уровнях: обыденном и
Обыденное сознание формируется в обществе как непосредственное отражение действительности на основе контакта с ней у всех людей и не предполагает ее глубокого анализа и осмысления (напр., обыденное мировоззрение).
Теоретический уровень выступает результатом научного анализа, глубокого осмысления, обобщения и поиска закономерностей общественной жизни, что требует специальной подготовки и профессионализма.
Уровни духовной жизни общества находят свое проявление в основных видах ОС, хотя и не сводятся к ним. На уровне обыденного сознания формируется общественная (социальная) психология, на уровне теоретического сознания – идеология.
Слайд 13Общественная психология –
это совокупность эмоций, чувств, переживаний, настроений отдельных групп людей,
Общественная психология –
это совокупность эмоций, чувств, переживаний, настроений отдельных групп людей,
Особенности общественной психологии:
Стихийность возникновения — непосредственность реакции — массовость проявлений.
Существуют разные виды психологии: национальная, классовая, возрастная и др. Поскольку психология отражает особенности жизни, потребности, интересы конкретной группы (а они, как правило, не совпадают, напр., у «отцов» и «детей», богатых и бедных), то и групповые психологии бывают различны, что затрудняет (или делает невозможным) взаимопонимание и приводит к конфликтам (национальным, политическим, религиозным).
Слайд 14Идеология —
социально-значимая и теоретически оформленная система идей и принципов, в которой отражаются
Идеология —
социально-значимая и теоретически оформленная система идей и принципов, в которой отражаются
И общественная психология, и идеология существуют и проявляются в различных формах: это политическое и правовое сознание, мораль и религия, наука и искусство.
Слайд 15Вопрос 4. Мораль и религия как формы духовной жизни общества
Мораль (от лат.
Вопрос 4. Мораль и религия как формы духовной жизни общества
Мораль (от лат.
Слайд 16Различия морали и нравственности
Понятия «мораль» и «нравственность» различаются как мир должного и
Различия морали и нравственности
Понятия «мораль» и «нравственность» различаются как мир должного и
Слайд 17Специфика морали
– Мораль внеинституциональна: в обществе не существует таких институтов, организаций и
Специфика морали
– Мораль внеинституциональна: в обществе не существует таких институтов, организаций и
– Мораль носит всепроникающий и всеобъемлющий характер: это проявляется в ее нерасторжимой связи с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, религией, правом, искусством, экологией и др.).
– Мораль выполняет особые функции: гуманистическую, регулятивную и воспитательную, ориентируясь на принципы Добра и Блага.
Слайд 18Религия как форма духовной жизни
Религиозное мировоззрение – это соединение религиозной веры, чувств,
Религия как форма духовной жизни
Религиозное мировоззрение – это соединение религиозной веры, чувств,
Кроме мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование богов (одного или нескольких) и той или иной разновидности сверхъестественного.
Слайд 19Основные функции религии:
мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, культуротранслирующая.
Мировоззренческая функция религия реализуется благодаря наличию в
Основные функции религии:
мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, культуротранслирующая.
Мировоззренческая функция религия реализуется благодаря наличию в
Компенсаторная функция религии восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей перед объективными условиями их существования и невозможностью их желаемого изменения.
Регулятивная функция – будучи нормативной системой и основой определенных способов поведения, религия упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность на основе Веры, Надежды, Любви.
Культуротранслирующая функция – как составная частью культуры религия способствует развитию письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Слайд 20Философия религии –
направление в философии, исследующее представление о Боге как бесконечной, вечной,
Философия религии –
направление в философии, исследующее представление о Боге как бесконечной, вечной,
Основные типы философии религии:
философское религиоведение – философско-критическое исследование системы религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта и истинности религиозных верований и традиций, истории религии и атеизма;
философская теология, обосновывающая учение о природе Бога, его сущности, отношении к человеку, интерпретирующая и оправдывающая религиозные конструкты.
Религиозная этика – этика, базирующаяся на утверждении Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретирующая зло как отступление от божественных предписаний.
Слайд 21По своему характеру религии подразделяются на национально-государственные (напр., конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм)
По своему характеру религии подразделяются на национально-государственные (напр., конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм)
Слайд 22Вопрос 5. Искусство и наука как формы духовной жизни общества
Искусство – это
Вопрос 5. Искусство и наука как формы духовной жизни общества
Искусство – это
Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир, ориентированный на Прекрасное – мир художественной культуры.
Философское направление, исследующее искусство как один из способов отражения действительности с позиций Прекрасного называется эстетикой.
Слайд 23Наука – это отражение объективного мира в форме рациональных понятий и теорий.
Наука – это отражение объективного мира в форме рациональных понятий и теорий.
Слайд 24Наука и Искусство
Науку и Искусство роднит единство рационального и эмоционального. Научное
Наука и Искусство
Науку и Искусство роднит единство рационального и эмоционального. Научное
Наука открывает тайны природы, искусство — тайны духовного мира человека. Искусство есть отражение в художественных образах не только объективной реальности, но и внутреннего субъективного мира художника, его размышлений о значении и смысле жизни, о вечных истинах бытия. Наука стремится к максимальной объективности и изъятию субъективности в научных построениях. Вместе с тем в современной науке возрастает роль психологических мотивов, приближающих ее тем самым к художественному творчеству, а в искусстве художественный элемент сливается с мыслительным.