Содержание
- 2. Величайший след в истории человечества оставила цивилизация Древней Индии. Но исследование данной цивилизации наталкивается на большие
- 3. История Древней Индии Район заселения – река Инд Древний народ – индцы Быстрое развитие сельского хозяйства
- 4. Варны имели цветовые символы: брахманы - белый, кшатрии - красный, вайшьи - желтый, шудры - черный.
- 5. Для высшей варны главным объектом поклонения был бог Брахма, который впоследствии дал название религии индусов. Низшие
- 6. Древнейшими священными книгами индусов являются «Веды». Они состоят из самхит (самхиты - сборники гимнов), брахманов -
- 7. «Упанишады» являются набором мировоззренческих афоризмов и поучительных диалогов, а также молитв и обрядов, аллегорий и гимнов.
- 8. Французский этнолог Ж.А. де Гобино писал: «…Теология и метафизические исследования были фундаментом индийского общества. На них
- 9. Среди индийских мировоззренческих школ («даршана») можно выделить следующие: Веданта - основывается на «Ведах» и, особенно на
- 10. Цель Бога - благо всех существ. «Ньяя сутра» (середина первого тысячелетия до нашей эры - IV
- 11. Приверженцы джайнизма, джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых
- 12. Джайнизм считает, что тело является лишь оболочкой для души и оно смертно, а душа вечна и
- 13. Истинное познание возможно, по джайнизму, только в конце правильной жизни, отделением души от тела в результате
- 14. Будда (Сидхартха Гаутама из рода Шакья) открыл четыре истины, являющиеся краеугольными положениями его учения: 1) Жизнь
- 17. Конечным итогом пути к освобождению от страданий жизни является нирвана - состояние полной невозмутимости и совершенного
- 18. Достигший нирваны называется «архатом» - «достойным». В теории буддизма много философских аспектов. Но, возникнув как этическое
- 19. Древнекитайская мировоззренческая мысль в большой степени, чем в древней Индии носила социальный характер. Традиционно китайская мировоззренческая
- 20. Согласно «Пятикнижию» мир представлялся ареной вечной борьбы субстанций Ян и Инь, которые олицетворяют собой свет и
- 21. Скромный и критичный Конфуций считал, что всему в жизни обязан учению: «Учиться и своевременно претворять в
- 22. В то же время, учение Конфуция - это наставление «сильным мира сего». По сути дела -
- 23. Разумный порядок на земле может возникнуть при приобретении каждым человеком пяти добродетелей: мудрости, гуманности, верности, почитания
- 24. Все мироздание, по мысли Мэн Цзы, наполнено «ци» - субстанцией, представляющей собой синтез энергий, жизненной силы
- 25. Сюнь Цзы занимал активную позицию и считал, что нельзя ждать милости от неба, нужно само небо
- 26. В основу мировоззрения данной школы было положено понятие «дао». О «дао» говорится во многих китайских теориях,
- 27. В моральном плане даосы отвергали идеалы конфуцианства. Для них такие добродетели, как человеколюбие, мудрость, почтительность к
- 28. Даосизм - мировоззренческая теория, полностью отвергающая научные методы доказательства и анализа идей. Кажущаяся внерелигиозность мыслей Лао-Цзы
- 29. Основой же всякого правления должно быть почитание мудрости. Мо Цзы высмеивал слепое поклонение перед прежними порядками,
- 30. Исходя из того, что лучшие люди сумеют всегда пробиться, легисты отстаивали теорию равных возможностей. Они считали,
- 31. Для Гунсунь Яна главная «добродетель» - безусловное повиновение власти под угрозой насилия в случае противления. Политологическая
- 32. Идеалы данного направления заключаются в единении человека с природой, слиянием с ней. Натурфилософы утрировали эмпирический путь
- 33. Человек не размышляет и, поэтому утрачивает «смыслы». Множество вещей происходит из «малого единого», поэтому, в сущности,
- 35. Скачать презентацию
Слайд 2 Величайший след в истории человечества оставила цивилизация Древней Индии. Но исследование данной
Величайший след в истории человечества оставила цивилизация Древней Индии. Но исследование данной
Потому, что мифологическое время и реальное время накладывалось у древних индийцев друг на друга, нельзя точно датировать первые письменные свидетельства их своеобразной мудрости.
Древнеиндийское общество со времени арийского завоевания (около четырех тысяч лет до нашей эры) разделялось первоначально на три варны - замкнутые касты. Со временем к ним добавилась четвертая варна, но большая часть неассимилированного коренного населения считалась «неприкасаемыми» и использовалась как неквалифицированная рабочая сила для наиболее презираемого «грязного» труда. Только члены высшей варны - брахманы могли заниматься толкованием священных текстов и, следовательно, накапливать в своей касте теоретическое знание.
Слайд 3История Древней Индии
Район заселения – река Инд
Древний народ – индцы
Быстрое развитие сельского
История Древней Индии
Район заселения – река Инд
Древний народ – индцы
Быстрое развитие сельского
Многообразные верования и культура
Слайд 4 Варны имели цветовые символы: брахманы - белый, кшатрии - красный, вайшьи -
Варны имели цветовые символы: брахманы - белый, кшатрии - красный, вайшьи -
В истории Индии за тысячелетия сменялись многие серии божеств, изменялись атрибуты их, еще чаще изменялись имена, и атрибуты одних приписывались другим, новым популярным божествам.
Единая мифология в древней Индии сложилась сравнительно поздно, изначально большинство населения признавало главным богом повелителя неба Дьяуса и его супругу - богиню земли Притхиви.
У ариев особо почитались Агни - бог огня и Индра - бог Солнца, бури, молнии, грома. Индра отделил небо от земли. Индра - раджа богов, Агни - жрец, Варуна - судья. Ману - прародитель человеческого рода.
Впоследствии, религия индусов получила серьезнейшие изменения и дополнения. Три главных заповеди: подавление страстей, подаяние бедным, сострадание к ближнему.
Слайд 5 Для высшей варны главным объектом поклонения был бог Брахма, который впоследствии дал
Для высшей варны главным объектом поклонения был бог Брахма, который впоследствии дал
В «Законах Ману» было сказано, что мир первоначально представлял собой тьму, затем возник Сваямбху - самосущный. Он рассеял тьму, создал воды Нара и родился, произведя самого себя из золотого яйца в качестве Брахмы. Дни и ночи Брахмы – 12 000 000 лет. Каждые 852 000 лет происходит разрушение и созидание новой вселенной. Период манвантар – возвращение в первоначальное состояние (12 000 000 лет).
Слайд 6 Древнейшими священными книгами индусов являются «Веды». Они состоят из самхит (самхиты -
Древнейшими священными книгами индусов являются «Веды». Они состоят из самхит (самхиты -
Самхит всего четыре: 1) «Ригведа» («Веда гимнов») - 1028 гимнов разным богам. Подразделена на мандалы (циклы, разделы). 2) «Самаведа» («Веда мелодий») - ритуальная книга. 3)«Яджурведа» («Веда жертвенных изречений») - подразделяется на 2 части: «Черная Яджурведа» и «Белая Яджурведа». 4) «Атхарваведа» («Веда заклинаний») - содержит более 700 заговоров (Атхарван - легендарный жрец).
В «Ведах» говорится и о рациональном устройстве нашего мира.
Слайд 7 «Упанишады» являются набором мировоззренческих афоризмов и поучительных диалогов, а также молитв и
«Упанишады» являются набором мировоззренческих афоризмов и поучительных диалогов, а также молитв и
Мировоззренческие мотивы можно найти и в самом большом эпическом произведении «Махабхарате», и в особенности в книге «Бхагавадгита». В этом сказании есть поразительные антропологические исследования, рассматриваются понятия долга, обязанностей, предназначения человека. Очень интересны, содержащиеся здесь поиски обоснования свободы человеческой воли и ее зависимости от божественного предначертания; соотношение и взаимовлияние рационального наблюдения и действия. Именно начиная с «Бхагавадгиты», можно говорить о перерастании философских тенденций в особую древнеиндийскую эпическую философию.
Слайд 8 Французский этнолог Ж.А. де Гобино писал: «…Теология и метафизические исследования были фундаментом
Французский этнолог Ж.А. де Гобино писал: «…Теология и метафизические исследования были фундаментом
Человек по мифологическим представлениям индусов - творение богов. Душа человеческая считалась ими бессмертной, переселяющейся из одного, пришедшего в негодность тела, в другое. Такое переселение душ называлось «сансара» (странствование). Учение о сансаре появилось на позднем этапе развития древнеиндийской цивилизации.
Кроме классического брахманизма, в древнеиндийской мысли имелись мировоззренческие традиции, восходящие к доарийскому прошлому этой страны.
Слайд 9 Среди индийских мировоззренческих школ («даршана») можно выделить следующие:
Веданта - основывается на
Среди индийских мировоззренческих школ («даршана») можно выделить следующие:
Веданта - основывается на
Миманаса - не рассматривает Бога, как творца мира. Мир не создавался - он сам себе причина. «Миманаса сутра» (примерно IV век до нашей эры - II век нашей эры) приписывается мудрецу Джаймини.
Йога - дуалистическое учение освобождения духа от тела. «Йога сутра», написана на рубеже нашей эры (Патанджали).
Санкхья - кшатрийское учение, близкое к йоге. «Санкхья сутра» (автор Капила) не сохранилась. «Санкхья карика» (III - IV века нашей эры) - автор Ишвара Кришна.
Ньяя - Бог устроитель мироздания. Бог - вечное и бесконечное «Я».
Слайд 10Цель Бога - благо всех существ. «Ньяя сутра» (середина первого тысячелетия до
Цель Бога - благо всех существ. «Ньяя сутра» (середина первого тысячелетия до
Сторонники даршаны Вайшешика признают наличие единной мировой души, призывают к правильному познанию реальности. Мир дуалистичен - в нем можно выделить: «пракрити» - природное (телесное) и «пуруша» - духовное начало. «Вайшешика сутра» (написана не позднее I века нашей эры) - автор мудрец Улук по прозвищу Канада. Данный даршан уже нельзя отнести к полностью ведическим.
Все даршаны признают жизнь после смерти и карму - «груз» прожитых жизней.
Два «неведических» («шраманская традиция») учения в современном мире превратились в религиозные теории. Это джайнизм и буддизм.
Джайнизм (санскр. джина - победитель) - одно из древнейших учений Индии, возникшее в VI в. до н.э. и сохранившееся до наших дней.
Слайд 11 Приверженцы джайнизма, джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24
Приверженцы джайнизма, джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24
Слайд 12 Джайнизм считает, что тело является лишь оболочкой для души и оно смертно,
Джайнизм считает, что тело является лишь оболочкой для души и оно смертно,
Слайд 13 Истинное познание возможно, по джайнизму, только в конце правильной жизни, отделением души
Истинное познание возможно, по джайнизму, только в конце правильной жизни, отделением души
Джайнизм имеет два течения: дигамбары (обнаженные, «одевающиеся воздухом»), которым предписывается отказаться от всех соблазнов жизни, и шветамбары («носящие белые одежды»), к которым предъявляются менее строгие требования. В настоящее время преобладает второе течение. Его исповедуют в основном зажиточные слои города: торговцы, ростовщики и ремесленники.
Примерно в одно время с джайнизмом возник буддизм (544 год до нашей эры, по данным официальной информации, признанной ЮНЕСКО), ставший впоследствии мировой религией. Буддизм, по всей видимости, является самым пессимистическим учением на земле. В отличие от брахманизма и джайнизма, эта теория считает страданием всю и всякую жизнь без исключения.
Слайд 14 Будда (Сидхартха Гаутама из рода Шакья) открыл четыре истины, являющиеся краеугольными положениями
Будда (Сидхартха Гаутама из рода Шакья) открыл четыре истины, являющиеся краеугольными положениями
1) Жизнь есть страдание. Рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, разлука с приятным - страдание, неисполнение желания - страдание.
2) «Источник» страдания - жажда жизни (так как она приводит к новым рождениям и, следовательно, к новым страданиям).
3) Если страдание имеет причину, то эта причина может быть познана. Следовательно, возможно освобождение от страдания.
4) Путь, ведущий к освобождению от страдания, восьмиричен. Он предусматривает: правильное понимание, правильную решимость, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.
Слайд 17 Конечным итогом пути к освобождению от страданий жизни является нирвана - состояние
Конечным итогом пути к освобождению от страданий жизни является нирвана - состояние
Буддийский канон называется на санскрите «Трипитака» («Три корзины»). Состоит из 3 частей:
«Винайя питака» - устав общины и правила жизни монахов.
«Сутта питака» - сборник проповедей Будды и одобренных им проповедей его учеников, а также изречения Будды.
«Абхидхамма питака» - мистическая часть учения Будды (умопостигаемая). Доступная только людям, достигшим высоких степеней духовного и нравственного совершенства.
Слайд 18 Достигший нирваны называется «архатом» - «достойным». В теории буддизма много философских аспектов.
Достигший нирваны называется «архатом» - «достойным». В теории буддизма много философских аспектов.
Вся древнеиндийская мировоззренческая мысль и этические теории отличалась от философии в современном понимании, прежде всего методом. Это особенно выражается в отсутствии системности и доказательности в построении мировоззренческих учений.
Слайд 19 Древнекитайская мировоззренческая мысль в большой степени, чем в древней Индии носила социальный
Древнекитайская мировоззренческая мысль в большой степени, чем в древней Индии носила социальный
Первые мировоззренческие учения имели религиозную окраску. Наряду с многочисленными богами в Китае почитались и духи предков. Основной проблемой в этих условиях на первом этапе являлся вопрос о месте и соотношении человека и окружающего мира. Древнекитайская предфилософия неразрывно связана с собранием древних священных текстов - «Пятикнижием» («У цзин»), состоявшим из «Книги песен» («Ши цзин»), «Книги истории» («Шу цзин»), «Книги перемен» («И цзин»), «Книги обрядов» («Ли цзин»), «Книги весны и осени» («Чунь цю цзин»).
Слайд 20 Согласно «Пятикнижию» мир представлялся ареной вечной борьбы субстанций Ян и Инь, которые
Согласно «Пятикнижию» мир представлялся ареной вечной борьбы субстанций Ян и Инь, которые
Во второй половине первого тысячелетия до нашей эры возникают шесть мировоззренческих школ: конфуцианская, моистская, легистская («фа цзя»), даоская, школа инь-ян (натурфилософская) и школа имен («софистическая»).
Кун Фу Цзы (Конфуций) родился в 552/551 г. до н.э. и умер в 479 г. до н.э. Он происходил из аристократического, но обедневшего рода. У Конфуция было свыше трех тысяч учеников, из которых 72 овладели шестью искусствами.
Слайд 21 Скромный и критичный Конфуций считал, что всему в жизни обязан учению: «Учиться
Скромный и критичный Конфуций считал, что всему в жизни обязан учению: «Учиться
Он обработал «Пятикнижие» и составил комментарии к нему. Из сочинений дошедших до нас, ему принадлежат комментарии к «Книге весны и осени». Остальное было дополнено и переработано его учениками. Сочинение «Беседы и суждения» («Луньюй») было составлено также его учениками.
Учение Конфуция не только служит интеллектуальным целям - оно политично и практично. Человек, который добился успеха, получает удовольствие от своей деятельности - работа становится для него необходимостью. «Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться».
Слайд 22 В то же время, учение Конфуция - это наставление «сильным мира сего».
В то же время, учение Конфуция - это наставление «сильным мира сего».
Показывая упадок нравов у своих современников, Конфуций указывал, что в своих поступках, в общении с людьми, человек должен руководствоваться «золотой серединой» (между осторожностью и несдержанностью по отношению к людям). Важнейшими моральными императивами Конфуция являлись также «человеколюбие» и «взаимность». Можно сказать, что Конфуций во многом опередил Канта, провозгласив: «Не делай людям того, чего не желаешь себе...»
Слайд 23 Разумный порядок на земле может возникнуть при приобретении каждым человеком пяти добродетелей:
Разумный порядок на земле может возникнуть при приобретении каждым человеком пяти добродетелей:
Таким образом, учение Конфуция восходило от религии к морали и возвращалось вновь - к религии. Возможно именно из-за этого своего качества учение в I в. до н.э. стало государственным, в IX в. н.э. - господствующим в Китае, а в 1503 г. Конфуций был причислен государством к лику святых.
Среди последователей Конфуция следует выделить Мэн Цзы (ок.372 - ок.289 гг. до н.э.). Именно ему удалось создать стройную теорию конфуцианства - объединить и систематизировать взгляды учителя. Мэн Цзы несколько развил учение, сблизив понимание судьбы с небесным промыслом и с этическими критериями добра и зла.
Слайд 24 Все мироздание, по мысли Мэн Цзы, наполнено «ци» - субстанцией, представляющей собой
Все мироздание, по мысли Мэн Цзы, наполнено «ци» - субстанцией, представляющей собой
Другой последователь Конфуция Сюнь Цзы (ум. ок. 238 г, до н.э.) считал, в отличие от Мэн Цзы, что человек имеет злую природу и противопоставлял небесной жизни земную с ее тягостями и лишениями.
Слайд 25 Сюнь Цзы занимал активную позицию и считал, что нельзя ждать милости от
Сюнь Цзы занимал активную позицию и считал, что нельзя ждать милости от
Основатель одного из важнейших направлений китайской мысли - даосизма Лао-Цзы (604 г. до н.э. - конец VI в. до н.э.) был, без всякого сомнения, личностью полулегендарной. Само имя Лао Цзы (букв.: «старый учитель»), по всей видимости, было получено Ли Эром (Ли Боянем, Лао Данем) в конце его жизни. Лао-Цзы приписывается авторство «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и добродетели»). Однако данный труд дошел до нас в переработке, которую можно отнести к IV - III вв. до н.э.
Слайд 26 В основу мировоззрения данной школы было положено понятие «дао». О «дао» говорится
В основу мировоззрения данной школы было положено понятие «дао». О «дао» говорится
Слайд 27 В моральном плане даосы отвергали идеалы конфуцианства. Для них такие добродетели, как
В моральном плане даосы отвергали идеалы конфуцианства. Для них такие добродетели, как
В социальном плане устремления даосов обращены в прошлое, когда ничто не мешало «естественному» ходу событий.
Даосы придерживались и антисциентических идей, считая, что цивилизация разрушает связь людей с «дао». Поэтому просвещенческие теории им тоже откровенно чужды.
Лао-Цзы считал, что мир между соседями - главная цель правителей. Поэтому политика должна была подчиняться патриархальным идеалам.
Слайд 28 Даосизм - мировоззренческая теория, полностью отвергающая научные методы доказательства и анализа идей.
Даосизм - мировоззренческая теория, полностью отвергающая научные методы доказательства и анализа идей.
Основателем моистской школы был Мо Цзы (Мо Ди) - 479 -381 гг. до н,э.).Мо Цзы, следуя общим традициям китайской мысли, тем не менее сильно расходился с конфуцианством. Отрицая всемогущество судьбы и предопределенность бытия, Мо Цзы считал, что люди сами управляют своей жизнью, а небо играет только роль идеала, с которым человек должен согласовывать свои поступки. Главное, что каждый должен брать у неба - это всеобщую любовь ко всем людям, без которой мир погрязнет во зле. Мо Цзы указывал, что интересы народа - это высшая ценность, которой должен служить правитель.
Слайд 29 Основой же всякого правления должно быть почитание мудрости. Мо Цзы высмеивал слепое
Основой же всякого правления должно быть почитание мудрости. Мо Цзы высмеивал слепое
Школа легистов или законников (по-китайски - «фа цзя») является второй (после конфуцианской) по своему влиянию на китайскую мировоззренческую мысль. Она ставила во главу своего учения социально-политическую проблематику.
Слайд 30 Исходя из того, что лучшие люди сумеют всегда пробиться, легисты отстаивали теорию
Исходя из того, что лучшие люди сумеют всегда пробиться, легисты отстаивали теорию
Слайд 31 Для Гунсунь Яна главная «добродетель» - безусловное повиновение власти под угрозой насилия
Для Гунсунь Яна главная «добродетель» - безусловное повиновение власти под угрозой насилия
Политологическая теория Гунсунь Яна приветствовала всякое доносительство и наушничество - все это должно было, по его мнению, привести к тому, что народ будет «бояться государственных законов, и послушен в войне».
Натурфилософская школа китайских мыслителей испытала влияние, как со стороны даосизма, так и со стороны Сюнь Цзы. Один из крупнейших представителей этого направления Ван Чун (27 - ок. 97 гг.) утверждал, что духовное начало в человеке зависит от материальной субстанции «ци». В связи с этим душа человека умирает вместе с телом. Знание приобретается с опытом, и, так как мир при этом изменяется, а человек смертен - познание носит ограниченный характер.
Слайд 32 Идеалы данного направления заключаются в единении человека с природой, слиянием с ней.
Идеалы данного направления заключаются в единении человека с природой, слиянием с ней.
Мин цзя (школа имен) - одна из ведущих китайских философских школ V - III вв. до н.э. Проблематика данной школы сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания, на соотношении «имен» и «реалий» (мин - ши). Основные направления внутри мин цзя принято называть «школой соединения сходств и различий» (хэ тун и пай) и «школой отделения твердого от белого» (ли цзянь бай пай).
Хуэй Ши (примерно 370 - 310 до н.э.), представитель первого из них, считал, что в обществе происходят постоянные изменения и старые «имена» (понятия) перестают соответствовать новому содержанию.
Слайд 33 Человек не размышляет и, поэтому утрачивает «смыслы». Множество вещей происходит из «малого
Человек не размышляет и, поэтому утрачивает «смыслы». Множество вещей происходит из «малого
Представителем второго направления данной школы был Гунсунь Лун (середина IV - середина III вв. до н.э.). Он подчеркивал устойчивость, конкретность и сущностный характер связи понятий-имен (мин) с реалиями (ши). Наиболее известные афоризмы данного направления - «белая лошадь не есть лошадь» (бай ма фэй ма лунь), «твердый и белый камень суть два камня». Современные исследователи интерпретируют парадоксы Гунсунь Луна как выражение проблемы взаимоотношения единичного и общего, соотношения содержания и объемов понятий. Оба направления данной школы объединялись проблематикой и способом аргументации, основанным на соотнесении языковых выражений с неязыковыми сущностями и на анализе языка.