Слайд 2Основные вопросы лекции:
Происхождение и предмет философии.
Философия и мировоззрение.
Философия и наука
Специфические черты философского
![Основные вопросы лекции: Происхождение и предмет философии. Философия и мировоззрение. Философия и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-1.jpg)
знания.
Функции философии.
Основной вопрос философии.
Слайд 3Происхождение и предмет философии
Слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία) в переводе с древнегреческого языка
![Происхождение и предмет философии Слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία) в переводе с древнегреческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-2.jpg)
означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).
В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
Слайд 4Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в
![Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-3.jpg)
разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.
Слайд 5Предметом философии является попытка ответить на основные мировоззренческие вопросы:
Как устроен мир в
![Предметом философии является попытка ответить на основные мировоззренческие вопросы: Как устроен мир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-4.jpg)
целом?
Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят?
Существует ли истина и возможно ли ее познание?
В чем назначение и смысл жизни человека?
Возможно ли построение идеального общества, где все были бы счастливы?
Слайд 6Основные разделы философии:
Онтология (от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее,
![Основные разделы философии: Онтология (от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-5.jpg)
то, что существует + λόγος — учение, наука) – учение о бытие
Гносеология (от др.-греч. γνῶσις «познание», «знание» + λόγος учение, наука) – учение о познании,
Философская антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и λόγος — наука) – учение о человеке,
Социальная философия – учение об обществе,
Аксиология (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος учение) – учение о ценностях,
Этика (от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»)– учение о морали,
Эстетика (от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») – учение о красоте, о сущности и формах прекрасного.
В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Слайд 7Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения,
![Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-6.jpg)
во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру.
Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
Слайд 8В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой
![В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Исторически](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-7.jpg)
была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Основные черты мифа:
Очеловечивание и одушевление природы;
Нерасчлененность мира, невыделенность человека из космоса;
Наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком;
Отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений;
Практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.);
Эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Слайд 9Вторая форма мировоззрения – религия - это вера в существование сверхъестественных сил
![Вторая форма мировоззрения – религия - это вера в существование сверхъестественных сил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-8.jpg)
( богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Для религии характерно:
наличие строгого вероучения,
жесткой религиозной организации
обязательного религиозного культа.
Религия носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
Слайд 10Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия.
Философия - это
![Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Философия - это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-9.jpg)
теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме.
Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).
Слайд 11Философия и наука
Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей
![Философия и наука Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-10.jpg)
наук» -, включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям.
В XV в. начинается процесс формирования частных наук. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная области бытия ( природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия служит для частных наук методологией.
Слайд 12Специфические черты философского знания:
Основная специфика философского знания как уже отмечалось заключается в
![Специфические черты философского знания: Основная специфика философского знания как уже отмечалось заключается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-11.jpg)
его двойственности .
Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки,
Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)
Носит предельно общий, теоретический характер;
Содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;
Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
Является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
Испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
В тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;
Неисчерпаемо по своей сути;
Ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы, которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Слайд 135. Функции философии:
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира;
Методологическая - философия вырабатывает
![5. Функции философии: Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира; Методологическая -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-12.jpg)
основные методы познания окружающей действительности;
Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;
Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия;
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей;
Социальная - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;
Воспитательно-гуманитарная - распространять гуманистические ценности и идеалы;
Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, спрогнозировать тенденции развития.
Слайд 146. Основной вопрос философии.
Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг
![6. Основной вопрос философии. Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-13.jpg)
которого выстраивается вся система.
Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?
В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.
Слайд 15Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична – она источник всех
![Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична – она источник всех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-14.jpg)
вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное – вторично и определяется материальным.
Слайд 16Виды материализма:
Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный). (Фалес
![Виды материализма: Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный). (Фалес](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-15.jpg)
Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).
Метафизический (механистический) материализм Нового времени. (Г. Галилей, Ф. Бэкон. Дж. Локк, Ж. Ламетри. К. Гельвеций и др.).
Диалектический материализм. (К. Маркс, Ф.Энгельс).
Вульгарный материализм. (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Слайд 17Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), а
![Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/875440/slide-16.jpg)
материя возникает из духа и подчиняется ему.
Идеализм также неоднороден:
• Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель).
• Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений.