Русская философия

Содержание

Слайд 2

1.Предпосылки, периодизация и проблематика русской философии
2.Первый период русской философии и его особенности
3.Второй

1.Предпосылки, периодизация и проблематика русской философии 2.Первый период русской философии и его
период русской философии и его особенности. М.В.Ломоносов. Н.А.Радищев.
4.Третий период русской философии, его направления.

План

Слайд 3

Славянская мифология (VI-VIII вв.)
Славянская письменность (VIII-IX вв.)
Официальное принятие христианства (X в.)
Сочинения древнегреческих

Славянская мифология (VI-VIII вв.) Славянская письменность (VIII-IX вв.) Официальное принятие христианства (X
философов, византийских мыслителей, средневековых схоластов Западной Европы (ХI-XV вв.)

Предпосылки философской мысли в России

Слайд 4

Проблемы морали и нравственности
Проблема человека
Проблема выбора исторического пути России между Востоком и

Проблемы морали и нравственности Проблема человека Проблема выбора исторического пути России между
Западом
Проблема государства и власти
Проблема социальной справедливости
Космизм
Проблема будущего России
Проблема творчества

Философская проблематика

Слайд 5

Первый период - XI – XVII вв.
Второй период к.XVII – XIX вв.
Третий

Первый период - XI – XVII вв. Второй период к.XVII – XIX
период к.XIX – нач. XX вв.

Периодизация русской философии

Слайд 6

Особенности русской философии первого периода

Связь с христианским вероучением
Художественно-образный характер
Морально-нравственная направленность

Особенности русской философии первого периода Связь с христианским вероучением Художественно-образный характер Морально-нравственная направленность

Слайд 7

Митрополи́т Иларио́н
(990-1055 гг.) 
Митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый

Митрополи́т Иларио́н (990-1055 гг.) Митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого.
митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о Законе и благодати» (1030—1050).
Идеи «Слова о законе и благодати»
Взаимоотношения личности и государственных органов власти
Сравнение Ветхого и Нового заветов как основ функционирования различных государств
Значение принятия христианства на Руси
Роль князя Владимира в историческом процессе
Взаимоотношение церковной и великокняжеской власти

Слайд 8

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125)
(в крещении Василий ) - князь смоленский, черниговский, переяславский.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) (в крещении Василий ) - князь смоленский, черниговский,
Великий князь киевский, сын князя Всеволода Ярославича. Государственный деятель, военачальник, писатель и мыслитель. Был прозван Мономахом по названию рода матери, которая возможно была дочерью императора Константина IX Мономаха.

Основные идеи «Поучения»
Человеку надо уповать на Бога
Избегать зла, лени, пьянства
Творить добро, подавлять гнев, укрощать гордыню, оказывать помощь сиротам, вдовам
Высшим мерилом полезности человека является труд

Слайд 9

Второй период русской философии к.XVII-XIX вв. и его особенности


Особенности русской мысли

Второй период русской философии к.XVII-XIX вв. и его особенности Особенности русской мысли
XVIII в.
Секуляризация – освобождение от религиозного влияния
Философия начинает рассматриваться как светское знание
Высокий интерес к естествознанию
Возрастающее внимание к проблемам познания в целом
Осмысление сущности человека
Начало смены философии среднеевропейского типа новоевропейским

Слайд 10

Материалистическое направление XVIII в.
М.В.Ломоносов (1711 – 1765)
великий русский ученый, химик, физик, художник,

Материалистическое направление XVIII в. М.В.Ломоносов (1711 – 1765) великий русский ученый, химик,
историк, поэт и писатель
Радищев Н.А. (1749-1802) российский прозаик, поэт, философ, автор произведений «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии»

Слайд 11

П.Я. Чаадаев (1794-1856)
Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения,

П.Я. Чаадаев (1794-1856) Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои
в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. П.Я.Чадаев
Первое из «Писем» было опубликовано в 1836 г. (еще пять были опубликованы в
1935 г., а два последних – в к. 1980 –х гг. ).
Письмо дало толчок развитию философской мысли в России. Его сторонники оформились в западников, а противники – в славянофилов.

Третий период русской философии

Слайд 12

Западники

Критиковали российскую действительность и крепостнические отношения
Негативно относились к религии , критиковали православие
Провозглашали

Западники Критиковали российскую действительность и крепостнические отношения Негативно относились к религии ,
гражданские свободы и идеи всеобщего равенства
Стремились к материалистическому объяснению мира

Славянофилы


Критиковали западную цивилизацию как «бездушную» и «безбожную»
Выступали за сохранении монархии, общинных форм организации жизни, православия
Высказывали идею соборности - единение людей на основе общей веры, «любви к истине»
Выражали религиозную идеалистическую тенденцию в развитии философии

Слайд 13


Общее между славянофилами и западниками
Философские направления зарождались в одно и

Общее между славянофилами и западниками Философские направления зарождались в одно и то
то же время
Западники и славянофилы вышли из единой социальной среды
Признавали необходимость проведения в России реформ и решения существующих проблем мирным путём, без революций и кровопролитий
В числе представителей обоих направлений присутствовали как верующие, так и атеисты
Западники и славянофилы, по сути, были утопистами
Западники идеализировали заграничный путь развития, забывая об особенностях русского менталитета
Славянофилы превозносили образ русского человека, склонны были идеализировать государство, образ монарха и православие.
Не замечали угрозы революции и до последнего надеялись на решение проблем методом реформ

Слайд 14

Боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны.
Признавали

Боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны.
неизбежность революции.
Творцом истории считали народ.

Философия революционных демократов XIX в.

Религиозная философия XIX-нач.XX вв.
В.С.Соловьев (1853-1900) Русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист литературный критик.
Основные идеи:
- Всеединство — это, прежде всего, единство творца и творения.
-Бог как высший разум
-Поиск социальной правды
-Утверждение веры в прогресс и правду на Земле
-Идея Софии (мудрости) как наивысшей формы бытия

Слайд 15

Диалектический и исторический материализм

Г.В.Плеханов
(1856-1918)
Теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и

Диалектический и исторический материализм Г.В.Плеханов (1856-1918) Теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный
международного социалистического движения.
Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».
Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

В.И.Ленин
(1870-1924)
Политический деятель, революционер, основатель большевистской партии, Советского государства, председатель СНК. Марксист, публицист, основоположник марксизма- ленинизма.

Слайд 16


Философия космизма
Космизм рассматривал Космос, природу и человека как единое взаимосвязанное целое.
Н.Ф.Федоров (1829-1903)
русский

Философия космизма Космизм рассматривал Космос, природу и человека как единое взаимосвязанное целое.
религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.
Основные идеи:
Цель человечества – преодоление смерти и воскрешение мертвых.
Достижение цели при условии нравственного преобразования человека в духе христианских заповедей и с помощью научной регуляции природы.
Покорение космического пространства.
Выполнение этих задач есть «общее дело» всего человечества, которое должно придти к всеединству, всеобщему братству
К.Э.Циолковский (1857-1935)
Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель, создатель теоретической космонавтики.
Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет.
Развивал идею о человечестве и Космосе как единой живой системе, о «космическом содружестве» с носителями разума в Космосе.

Слайд 17

Выводы
В трудах российских мыслителей центральное место занимали нравственные и этические проблемы.
Философы

Выводы В трудах российских мыслителей центральное место занимали нравственные и этические проблемы.
понимали, что без исторической памяти человек обречен на интеллектуальное прозябание.
Рассматривали мир, как нечто целое.
Русская философия изучает устройство социума, изменения в ходе его развития, а также возможности наиболее оптимального конструирования общества. Также изучаются основные проблемы государства и возможности построения идеального общества.
Человек изучается с точки зрения его внутреннего мира, духовности. Духовное и нравственное развитие связано, в первую очередь, с православным христианством.
Особое место в развитии философской мысли занимает антропокосмизм, рассматривающий человека как активную частицу мироздания, часть космоса как великого дома, единого организма.